xcounter
Calendar Icon

«Газпром» знает, на что надавить в Европе. Украина может остаться не у дел — эксперт

09.01.2015 15:18

Эксперт по энегретическим вопросам Валентин Землянский рассказал, как Украина может выйти из газового тупика и что может потерять, если не договорится с Россией.

Валентин Землянский (Фото: Лига.net)
Валентин Землянский (Фото: Лига.net)
29 августа в Москве состоятся переговоры между ЕС и Россией, на которых стороны поднимут вопрос безопасности транзита газа. Корреспондент FaceNews встретился с директором энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений Валентином Землянским и узнал, где место Украины в газовом вопросе ЕС и РФ и как стране найти выход из газового тупика.

— Валентин, как вы считаете, Украина пойдет на запрет транзита российского газа?

— Я думаю, Украина не пойдет на этот шаг. Реакция Европы уже негативная, это будет жесточайший удар. И даже не с точки зрения прохождения отопительного сезона, а с точки зрения цены на газ, которая повлияет на себестоимость товарной продукции. Это существенно скажется на состоянии европейской экономики, которая только начала выходить из рецессии 2008-2009 гг.

Позиция НАК «Нафтогаз» по отношению к «Газпрому» — это антирусский проект

— Правительство приняло решение передать ЕС и США в аренду украинскую ГТС. Европа заинтересована в том, чтобы управлять частью газовой трубы?

— Экономически Европе это совершенно не интересно. Европу интересуют бесперебойные поставки газа через территорию Украины, а не то, как это будет происходить. Если появятся компании, которые захотят взять в аренду ГТС, то это будут сугубо политические решения.

— Что Украина ждет от этих компаний?

— Мы ждем денег, но без гарантий заполнения трубы газом никто не захочет их давать. Это может произойти формально: под сложные финансовые схемы на рынок зайдут компании, но «живых» денег под этот проект не будет.

— -Аренда ГТС возможна без российской стороны?

Этот проект сам по себе возможен, но как можно что-то делать с трубой, не спросив поставщика и не получив от него гарантий поставок?

— Вы неоднократно подчеркивали, что позиция НАК «Нафтогаз» по отношению к «Газпрому» — это антирусский проект. Почему вы так считаете?

— А что здесь объяснять? Законопроект по ГТС понятен. Его можно было назвать так: «Мы будем делать все без участия «Газпрома». Мы не будем отдавать «Газпрому» деньги, не будем договариваться ни при каких условиях». Я считаю, что это чисто политическое решение, не более того. Нужно понимать, что мы зависим от российского газа. Хотите избавиться от зависимости? Замечательно. Но для начала создайте правила игры.

«Газпром» прекрасно знает, на какие болевые точки можно надавить в Европе

— Что произойдет, если Украина не допустит Россию к управлению ГТС?

— «Газпром» будет работать над сокращением объемов транзита. «Газпром» прекрасно знает, на какие болевые точки можно надавить в Европе, потому что контракты и условия поставок газа в страны ЕС пересматриваются.

— Есть мнение, что «Газпром» очень плотно работает в Европе.

— Я не могу говорить, что «Газпром» разносит взятки. Но давайте вспомним о том, что большой друг Владимира Путина г-н Шредер [Герхард Шредер — экс-канцлер Германии] впоследствии стал директором «Северного потока» с окладом в 1 млн евро. Стоит понимать, что европейская коррупция несколько отличается от нашей, а «Газпром» просто знает, как договариваться и что предлагать.

Россия теряет 6 млрд долларов, а Украина может остаться ни с чем

— Что теряет Россия в связи с уменьшением поставок газа?

— У России есть два варианта: палить газ или глушить ненужные скважины. Это обойдется очень дорого. Мы брали у России порядка 3-4 млрд кубометров газа зимой в месяц, то есть 15 млрд кубов за весь отопительный сезон. В данном случае потери Российской Федерации составят порядка 6 млрд долларов.

— У России есть дальнейшие планы на строительство «Южного потока»?

— Да. Не исключено, что РФ может воспользоваться предложением Турции и бросить «Южный поток» через страну. России все равно, через какие страны он будет идти.

— Что это может значить для Украины?

— В таком случае на украинскую ГТС останется минимум газа. Через трубу будет проходить только газ, необходимый непосредственно для Украины и то минимальное количество, которое будет находится в хранилищах для обеспечения отопительного сезона в Европе. В принципе, это вопрос работы одного газопровода из 14. Мы должны будем думать о том, как законсервировать незадействованные мощности.

Фото: vesti.reporter.ua
Фото: vesti.reporter.ua

Украина ничего не сделала, чтобы закрыть вопрос с расчетом за газ

— Перейдем к газовым спорам между «Нафтогазом» и «Газпромом». Российский газовый монополист законно приостановил поставки газа Украине?

— Исходя из условий контракта «Газпром» приостановил поставки, потому что не оплачивались объемы, которые были использованы в прошлом. Контракт должен исполняться, но Украина ничего не сделала для того, чтобы даже формально закрыть вопрос с расчетом.

— Что вы имеете ввиду?

— Со второго квартала 2014 года контакт заработал в полном объеме без всяких скидок и дополнений. Если мы были не согласны с ценой, то нам нужно было отправить платежку за апрель, но сделать приписку, какую цену мы готовы заплатить. «Газпром» бы не согласился, а мы бы пошли в суд. Тогда с точки зрения англосаксонского права, мы абсолютно правы, а остановка газа со стороны России противоречила бы условиям контракта. Давайте не забывать, что у нас висел «хвост» по задолженности за прошлый год. 2,2 млрд долларов МВФ выделил на погашение этого долга. Но куда же пошли эти деньги? Никто не знает.

— Почему мы ставим вопрос о пересмотре цены, а не контракта?

— Это вопрос к великим Андрею Кобалеву [глава правления НАК «Нафтогаз»] и Арсению Яценюку. Если на небе зажигаются звезды, значит кто-то за это заплатил. Возможно, такая постановка вопроса дает поле для маневра, и Украина не планирует решать эти вопросы в арбитраже и рассчитывает на переговорный процесс.

— Когда возможны следующие переговоры между «Газпромом» и «Нафтогазом»?

— После встречи Порошенко с Путиным должно стать все понятно (интервью записывалось до переговоров Минске, — Прим. ред.), будет ли дальше усиливаться конфронтация, или конфликт пойдет на спад, и ситуация начнет стабилизироваться. Тогда же подтянется и газовый вопрос.

Отличия европейских газовых контактов от украинского есть, и они существенные

— В чем базовые отличия европейских контрактов с «Газпромом» от украинского?

— Вы правы, отличия есть, и они существенные. Во-первых, принцип «бери или плати» не является штрафной санкцией для стран Европы, т.е. те объемы газа, которые не выбраны, могут быть использованы в будущем. Украина же должна их просто оплатить. Во-вторых, европейские контракты могут пересматриваться каждые три года. У нас нет такой возможности. В-третьих, Европа оговаривает объемы, в то время как нам нужно значительно меньше газа, чем мы отбираем, но изменить это нельзя. И последнее, у нас стоит запрет на реэкспорт российского газа, а Европа может продавать невыбранные объемы. 

Фото: aspekti.net 

При аномально низких температурах зимой мы будем мерзнуть

— Как вы оцениваете введение чрезвычайного положения в энергетическом секторе?

— Отношусь к этому крайне отрицательно. От этого пострадает имидж Украины как инвестиционно привлекательной страны в очень тонкой сфере, потому что инвестиции в газодобыче — это долгосрочные инвестиции. Нужно два-три года, чтобы деньги начали работать.

— Украине будет достаточно того объема газа, который мы будем получать в результате реверса?

— На данном этапе у нас недостаточные объемы газа. Суточно мы получаем реверсом до 20 млн кубометров в сутки. Пока нам этого хватает, но все это с учетом падающей промышленности.

— Европа готова обеспечить нас реверсом?

— Для этого должен быть свободный ресурс на рынке. Сейчас у нас два контракта — с немцами и французами. Польша, Венгрия и Словакия — это страны-транзитеры. Весь вопрос в том, какова будет цена газа и каков объем.

— Ваши прогнозы на ближайшую зиму.

— Не исключено, что при аномально низких температурах мы будем мерзнуть. Та инфраструктура комунхоза, которая есть, оставляет желать лучшего. Скорее всего, систему будут держать на минимальной температуре, чтобы не она не вышла из строя, и Украина не получила второй Алчевск.

Нам нужно срочно сесть за стол переговоров с Россией

— О каких объемах собственной газодобычи мы можем говорить? 

— Я думаю, что в пределах 18 млрд кубометров газа без учета Крыма.

Фото: РИА-Новости
Фото: РИА-Новости

— А если бы мы разрабатывали месторождения сланцевого газа?

— Нам бы это ничего не дало, ведь мы даже не понимаем, какой объем запасов у нас есть. Украина располагает геологией и оценкой запасов еще советского периода, которую проводили американцы — 11 трлн кубометров — шесть на западе и пять на востоке Украины. Нет ни условий добычи, ни промышленных объемов, ни себестоимости, поэтому и поднимать вопрос о сланцевом газе до ответов на эти вопросы нецелесообразно. Есть и второй очень важный момент. Прописанное соглашение о разделе продукции не предполагает интенсивной добычи сланцевого газа. Мы подписали с Shell соглашение о бурении 15 скважин за пять лет, это долгосрочный процесс, который может занять не менее десяти лет. Сланцевый газ не является панацеей, потому что мы не заем, есть ли он вообще. Это может быть сопутствующей альтернативой, но ставить его во главу угла и делать основным с точки зрения энергетической независимости я бы не стал.

— Как Украина может выйти из газового тупика, в котором оказалась сегодня?

— Нужно сесть за стол переговоров с Россией. С учетом ведущейся информационной войны я не знаю, как это сделать, но это ход, который необходим. Переговоры могут быть с посредниками, без посредников, в любом формате, но они должны возобновиться, а вместе с ними — и поставки газа. Параллельно Украина должна разработать целевые программы, которые позволят сократить потребление газа и уменьшить объемы его закупки. Это должен быть паспорт всего жилкомунхоза, со всеми работающими предприятиями, с учетом выделяемых денег, привлечением инвесторов и налоговых льгот. При больших вложениях со временем у нас есть шанс выйти на импорт в 5-7 млрд кубометров, и тогда нам будет все равно, какая цена на газ и откуда он поставляется. Для этого не нужно тратить деньги из бюджета, но потребуется политическая воля создать условия для привлечения инвестиций.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини