xcounter
Calendar Icon

Американский профессор о нации, европейских ценностях и выборе «новороссов»

06.02.2015 11:50

Американский историк Тимоти Снайдер на своей лекции в Киеве в субботу подчеркнул, что нематериальные ценности, которые отстаивал Майдан, будут иметь очень материальное измерение. Что он имел в виду? И почему эффекта процветания не будут иметь ценности, которые отстаивают сепаратисты: русский мир, Московский патриархат и подобные очень нематериальные вещи? Разобраться попыталась журналистка FaceNews.

Американский историк Тимоти Снайдер на своей лекции в Киеве в субботу подчеркнул, что нематериальные ценности, которые отстаивал Майдан, будут иметь очень материальное измерение. Что он имел в виду? И почему эффекта процветания не будут иметь ценности, которые отстаивают сепаратисты: русский мир, Московский патриархат и подобные очень нематериальные вещи? Разобраться попыталась журналистка FaceNews.
Тимоти Снайдер читает лекцию в Киеве 18 октября (фото FaceNews)
Тимоти Снайдер читает лекцию в Киеве 18 октября (фото FaceNews)

Профессор истории Йельского университета Тимоти Снайдер в субботу, 18 октября, прочитал лекцию в киевском Центре визуальной культуры об интеграциях и дезинтеграциях Европы с 1914 года. Посмотрев на историю Евросоюза с перспективы всего двадцатого века, историк пришел к выводу, что в Европе интеграционные процессы начались после того, как самые сильные игроки потеряли свои колонии. Когда французской, голландской, британской колониальной империи не стало, этим странам понадобилось объединиться — кроме всего прочего, чтобы заняться эксплуатацией, похожей на колониальную, уже внутри Европы.

Снайдер отметил при этом важный для сегодняшней Украины момент: Евросоюз сформировался из самостоятельных национальных государств и продолжает быть объединением именно таких формирований, а не империей. К тому же, у всех этих государств есть одна общая черта: их благоденствию способствует верховенство права, уважение к закону. Именно его Снайдер считает основной европейской ценностью. По мнению историка, украинцы на Майдане отстаивали именно его.

Почему Снайдер считает, что отстаивание украинцами верховенства права могло бы стать ключом к материальному процветанию, как в Европе — чуть погодя. А пока взглянём, какие нематериальные ценности отстаивают сепаратисты, столь противопоставляющие себя Майдану.

Сепаратисты воюют «за колбасу»?

Кажется, осознания важности нематериальных факторов не хватает жителям Донбасса, поддерживающим самопровозглашённые республики. На Майдане в Киеве требований и лозунгов, касающихся колбасы и зарплат, почти не было. В то же время, жители Донбасса часто апеллируют к достойным зарплатам и достойным пенсиям для «трудового региона», из которого якобы все деньги высасывал Киев. На видео ниже афганец из Петровского района на митинге 1 марта 2014 года в Донецке объясняет позицию поклонников ДНР: «Хочется очень хорошо жить, нормально жить, честно жить, трудиться. И это мнение многих трудящихся, потому что мы — трудовой народ».

Однако если посмотреть на фотографии с протестов под Донецкой ОГА, идеологический компонент у сепаратистов так же весом, как и в Киеве. Только если Евромайдан был за «европейские ценности», патриотизм, нацию, то майдан сепаратистов — за региональное самоопределение, против империализма США, что видно по фото с протестов в ОГА. За такие нематериальные ценности, как русский язык и Московский патриархат, высказывался и председатель Донецкой ОГА, которого протестовавшие вполне терпимо слушали 1 марта (можно увидеть на видео выше). 

С протеста в Донецке
С протеста в Донецке
Перед захваченной ОГА в Донецке: антиимпериалистические высказывания и присутствие левых сил, которое было неприемлемо на Майдане в Киеве
Перед захваченной ОГА в Донецке: антиимпериалистические высказывания и присутствие левых сил, которое было неприемлемо на Майдане в Киеве

То, что и сейчас многие местные продолжают поддерживать ДНР и ЛНР, ни для кого не секрет. Причиной ли тому «зомбирование» пророссийских медиа или что-то ещё — это отдельный вопрос. В конце концов, внедрение национального или проевропейского словаря в украинское информационное поле тоже можно назвать зомбированием, аргументы этому при желании сыскать будет не сложно, ведь чёткой грани между зомбированием и информированием ещё никто не прочертил. Как бы то ни было, приходится признать, что и на проукраинских, и на пророссийских майданах весомыми являются нематериальные ценности, а материальное процветание ожидается как вторичное, как последствие от победы тех идей, которым симпатизируют граждане.

Так что противопоставить украинцев и «новороссов» по признаку материальное-духовное не получится. В то же время, интересно, как по-разному эти две группы трактуют «европейские ценности», и как видение американского историка отличается от взглядов обеих украинских групп.

Ценности Майдана

Для многих евромайдановцев европейские ценности были в общем-то не очень важны. Их скорее интересовало национальное возрождение, как в культурном, так и в экономическом плане. Это видно и на снимках, сделанных во время «революции чести»: европейская символика присутствует в основном в виде флагов, тогда как украинская национальная символика подкреплена текстами разных форматов и жанров, а также используется в очень разнообразных образах. То есть, фактически, Евромайдан только начался как таковой, и очень скоро стал просто Майданом.

Обыгрывание темы евроинтеграции на Майдане
Обыгрывание темы евроинтеграции на Майдане
И ещё. Заметьте, европейскость трактуется как украинскость, определения европейскости как такового нет.
И ещё. Заметьте, европейскость трактуется как украинскость, определения европейскости как такового нет.
Классический визуальный фрагмент Майдана: нужно было упомянуть, что Прилуки - это Европа, однако по сути высказались о насущных украинских проблемах.
Классический визуальный фрагмент Майдана: нужно было упомянуть, что Прилуки - это Европа, однако по сути высказались о насущных украинских проблемах.

Помнится, уже в декабре небольшую горстку ребят, придерживающихся, с точки зрения политической теории, левых взглядов, с плакатами в поддержку верховенства прав и свобод на европейский манер с «Евромайдана» изгнали, растоптав агит-материал. 

Сообщение современного украинского художника Никиты Кадана об инциденте с левыми активистами на Майдане
Сообщение современного украинского художника Никиты Кадана об инциденте с левыми активистами на Майдане
Собственно, левые активисты на Майдане, однажды появившиеся там открыто
Собственно, левые активисты на Майдане, однажды появившиеся там открыто

В то же время, на протесте перед Донецкой ОГА левые нашли себе место в первых рядах. Легко найти фотографии, где группа «Народный фронт» с лево-советской тематикой — в первых рядах на донецкой площади. Эти люди отстаивают в первую очередь права трудящихся, права масс и материальное перераспределение. В то же время, они успешно соседствуют перед зданием администрации с огромными иконами и призывами о русском православном мире. В любом случае, ценности левых среди сепаратистов не идентифицировались как европейские — только как советские, о чём свидетельствует и символика этих инициатив. А вот европейское верховенство права ополченцы того, что позже стало ДНР-ЛНР, видели только как верховенство прав геев, которого они, конечно же, боялись, как чумы. 

Верховенство права как важная европейская ценность

Отличным от обоих вариантов является видение Снайдера. Он считает, что Евромайдан отстаивал европейские ценности, под которыми он в первую очередь подразумевает верховенство права. «У европейцев, у француза, у финна, действительно лучшее материальное состояние, чем у украинцев. Но причина тому — верховенство права. Если в Украине заработает верховенство права, эта нематериальная ценность, то материальное состояние тоже улучшится», — пояснил Снайдер. 

Тимоти Снайдер читает лекцию в Киеве (фото FaceNews)
Тимоти Снайдер читает лекцию в Киеве (фото FaceNews)

«Никто сейчас не вспоминает, как плохо было в Европе в 1920-х и 1930-х. Тогда в нынешних странах Евросоюза все жили в таких же условиях, как украинцы сегодня: никто никому не доверял, не было верховенства права, соседи могли вас оккупировать и так далее», — напоминает профессор истории. Когда же законы стали работать в реальности, а не на бумаге, европейцы зажили по-новому.

Права и свободы людей с необычной сексуальностью, таким образом, обеспечиваются в Европе не в первую очередь, а как следствие всеобщего уважения к закону, а также к равенству. Равенство же важно в первую очередь для малого и среднего бизнеса. Потому что оно определяет равенство всех перед законом, а значит, возможность для каждого сделать свою жизнь материально процветающей вне зависимости от того, в каком клане человек появился на свет. 

Национально-европейский Уроборос

А как же национальные ценности, за которые фактически стоял «евро»-Майдан? Тут меткий ответ можно почерпнуть опять-таки в лекции американского профессора. «Национальные государства существуют только как переходное состояние», — считает Снайдер. «Вы можете создать национальное государство — но потом вам нужно работать и работать. Такие важные мировые игроки, как Франция и Германия, не существуют на самом деле в формате чистого национального государства». Соответственно, и Украине нужно будет присоединиться к содружеству равных стран — а именно таковым Снайдер считает Евросоюз. «Евросоюз кардинальным образом отличается от любой империи, потому что в этот союз можно вступить, только став уже самостоятельным процветающим государством», — сказал историк.

Получается Уроборос — змей, кусающий себя за хвост. Голова змея-Украины стремится к материальному процветанию, как в национальных государствах Евросоюза, а кусает себя за хвост — за необходимость уже сейчас установить европейские порядки, включающие верховенство права — для того, чтобы обеспечить себе выживание вместо присоединения к империи, раскинувшейся на восток от страны.

Уроборос, или змея, пожирающая свой хвост - символ, у многих народов означающий бесконечное возрождение в космосе, замкнутость всего происходящего. Изображение из алхимического трактата 1478 года.
Уроборос, или змея, пожирающая свой хвост — символ, у многих народов означающий бесконечное возрождение в космосе, замкнутость всего происходящего. Изображение из алхимического трактата 1478 года.
Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини