xcounter
Calendar Icon

Цены на проезд: вместо того, чтобы искоренить коррупцию, власть финансирует её

06.02.2015 12:44

Сложно найти в Европе город, где общественный транспорт был бы так же густо заполнен рекламной продукцией, как в Киеве: даже в Москве рекламы меньше. В то же время, вчера руководство киевского метрополитена в очередной раз заявило, что цену на проезд в общественном транспорте нужно повышать.

Сложно найти в Европе город, где общественный транспорт был бы так же густо заполнен рекламной продукцией, как в Киеве: даже в Москве рекламы меньше. В то же время, вчера руководство киевского метрополитена в очередной раз заявило, что цену на проезд в общественном транспорте нужно повышать. 
Аргументируя повышение цены на проезд, власти ссылаются на необходимость платить работникам транспортных предприятий зарплату, однако глава ''Демальянса'' уверяет, что это - спекуляция. На фото: работники ''Киевпасстранса'' вышли на забастовку в декабре 2014-го (фото golos.ua)
Аргументируя повышение цены на проезд, власти ссылаются на необходимость платить работникам транспортных предприятий зарплату. На фото: работники «Киевпасстранса» вышли на забастовку в декабре 2014-го (фото golos.ua)

Почему нельзя направить прибыль от размещения рекламы на нужды транспортников и почему экономически обоснованного нового тарифа до сих пор не существует, FaceNews рассказали депутат Киевсовета, глава партии «Демократический альянс» Василий Гацько и экономист, активист инициативы «Левая оппозиция» Захар Попович.

«Сегодня многие коммунальные предприятия Киева — чёрная дыра, требующая вливаний»

FaceNews: Почему поднимают цены на проезд в киевском общественном транспорте? 

Василий Гацько (фото со страницы Гацько в Фейсбуке)
Василий Гацько (фото со страницы Гацько в Фейсбуке)

Василий Гацько: Моё мнение здесь однозначно: местные власти, в частности, киевские, пытаются таким простым и немудрым образом решить проблемы, которые на самом деле являются сложными — проблемы киевских коммунальных транспортных предприятий. Если в целом посмотреть на коммунальные хозяйства, то понятно, что в Киеве накопилось такое количество предприятий и учреждений, что навести в них порядок просто невозможно. В столице более четырёхсот коммунальных предприятий. Любая власть, любой мэр не сможет разобраться в таком большом количестве. И в такой ситуации процветают две главных болезни коммунального хозяйства: неэффективность и коррупция. Все эти КП превращаются в одну чёрную дыру, которая требует постоянных вливаний. 

«Стратегия власти — не решать проблемы»

Стратегия власти в этой ситуации — не решать этих проблем. Ведь лишь несколько из сотен этих предприятий приносят миллиардные убытки. Остальные — прибыльные. Убыточные же — это транспортные предприятия. И вместо того, чтобы искоренить коррупционные схемы, власть идёт простым путём, вливая деньги в предприятия. А фактически — вливая деньги в эти схемы, таким образом финансируя убытки.

На последней сессии приняли очередное решение по увеличению уставного капитала транспортных компаний, в частности, «Киевпасстранса», если я не ошибаюсь, несколько десятков миллионов гривен дали. Якобы для решения проблем, для покрытия задолженностей по заработной плате. Такие проекты всегда подаются в последний момент, как правило, с голоса без соответствующей проработки вопросов, что мотивируется срочностью решения. 

По моему мнению, деньги, которые вливаются в предприятие, должны туда направляться исключительно в обмен на программу реформирования предприятия и выведения его из кризиса. Таких программ нет.

«Рекламные площади сдаются рекламным агентствам в сотни раз дешевле, чем потом эти же площади продаются рекламодателям»

FN: Является ли «Киевпасстранс» действительно убыточным? Куда же идут деньги от всей той рекламы, которая размещена на стенах, потолках и экранах в транспортных средствах и на остановках?

ВГ: В рекламе, которая размещена как в надземном, так и в подземном транспорте, действуют до сих пор те договоры, которые были созданы по коррупционным схемам при старой власти. Рекламные площади сдаются рекламным агентствам в сотни раз дешевле, чем потом эти же площади продаются рекламодателям. Эта информация была подтверждена проверками прокуратуры и контрольно-ревизионной комиссии.  

Реклама в киевском метро: заклеены и стены, и потолок...
Реклама в киевском метро: заклеены и стены, и потолок...
...и пол.
...и пол.
Подвижной состав тоже покрыт рекламой почти как обоями.
Подвижной состав тоже покрыт рекламой почти как обоями.

Такая ситуация стала возможной потому, что с соответствующими рекламными агентствами когда-то были заключены договоры, которые не предполагают распределения поступлений. Каких-либо шагов со стороны городских властей по разрыву этих договоров не осуществлялось и не осуществляется. По факту, эти предприятия — и «Киевпасстранс», и метрополитен — в подавляющем большинстве, эти предприятия денег не видят.

Должны быть введены рыночные условия конкуренции за рекламные площади, чтобы эти площади реализовывались, выкупались на конкурентных основаниях по рыночным ценам. Это даст возможность привлечь дополнительных сотни миллионов гривен, в том числе и на модернизацию подвижного состава.

«Повлиять на ситуацию может фракция «УДАР-Солидарность»

FN: Вы говорите о киевских властях, но вы ведь и сами депутат Киевсовета. Кто может влиять на эту ситуацию, если не вы?

ВГ: У депутатов Киевсовета нет возможностей для соответствующих вещей. Это системная работа, которая должна осуществляться теми политическими партиями, которые сформировали в Киевсовете большинство. Это «УДАР-Солидарность». У них есть необходимые возможности, ресурсы. 

По факту, депутаты, которые не входят во фракцию большинства, имеют довольно ограниченное влияние на ситуацию сейчас в зале Киевсовета. Потому, в частности, депутаты фракции «Демальянса» выполняют роль скорее фильтра решений. Мы проводим анализ всех проектов решений, которые попадают на рассмотрение. Мы говорим о них вслух.

Василий Гацько на дебатах перед выборами в Киевсовет

Где-то от четырёх до пятнадцати: «экономически обоснованный тариф»

FN: А какова позиция «УДАР-Солидарности» относительно «Киевпасстранса»? 

ВГ: Повысить плату за проезд. Фракция «Демальянса» выступает за то, чтобы люди платили за проезд его реальную цену. Если предприятие дотируется, то кто-то должен нести на себе эти расходы. Это означает, что налогоплательщики в селе Майоровка дают нам возможность ездить в столице в метро по низкой цене. Поэтому, конечно же, мы выступаем за то, чтобы цена билетов была экономически обоснованной.

Но тут как раз и происходят основные манипуляции. Заместитель Кличко Игорь Никонов сделал публичное заявление, что экономически обоснованный тариф платы за проезд в киевском метрополитене — 15 гривен. Согласно расчётам соответствующего департамента КГГА, экономически обоснованная цена — четыре гривны пятьдесят сколько-то копеек. Ещё через несколько дней КГГА издаёт предложение и объявляет, что в метро теперь экономически обоснованный тариф — ровно четыре гривны. И у меня вопрос: какой из этих разных тарифов является экономически обоснованным?

«Посчитать экономически обоснованный тариф пока просто невозможно»

Для того, чтобы вычислить такой тариф, нужно опираться на факты. Нужно сделать прозрачным механизм вычисления этого тарифа. Как сейчас это происходит? Предприятие даёт нам информацию, а потом правоохранители выясняют, что жетоны продают в кассах неучтённые. Когда осуществляли проверку, на трёх станциях зафиксировали «чёрные жетоны». Мешок жетонов, которые реализуются через систему кассиров, в обход учёта. 

Выходит, мы до сих пор не знаем, сколько же людей пользуются метрополитеном. Если этот показатель занижен, то конечная стоимость будет выше. Пассажиропоток в формуле очень сильно влияет на стоимость проезда. То есть, на вычисление реальной стоимости проезда в метро очень сильно влияют вопрос управления и искоренения коррупционных схем. Пока всего этого не сделано, подсчитать реальную стоимость не представляется возможным.

«Упорядочивание земельных вопросов принесёт горбюджету несколько миллиардов гривен»

FN: Некоторые активисты утверждают, будто бы налог на землю, который платят владельцы коммерческих, нежилых построек, мог бы покрыть дефицит «Киевпасстранса». Однако, поскольку две трети этого налога не доходит до бюджета, то это невозможно. Правда ли это и что с этим делать?

ВГ: Вопрос земли в столице является очень проблемным. Много неучтённых земель. За многие земли, пребывающие в пользовании отдельных юридических и физических лиц, не производится оплата земельного и прочих налогов. Упорядочивание земельных вопросов, и в частности оплаты за использование земельных ресурсов столицы — это вопрос резерва в несколько миллиардов гривен в год. Сейчас, очевидно, будут вноситься новые изменения в налоговый кодекс, и там и подходы могут измениться. Могут быть изменения в связи с действиями правительства, направленными на децентрализацию. Но это однозначно миллиарды в городской бюджет. Вопрос должен решаться на уровне парламента и правительства. 

«Деньги в КГГА есть, и измеряются они сотнями миллионов»

Мнение главы «Демальянса» дополнил Захар Попович, активист инициативы «Левая оппозиция». Попович высказал FaceNews свои мысли по поводу целесообразности повышения цен на проезд.

Захар Попович (фото со страницы Поповича в Фейсбуке)
Захар Попович (фото со страницы Поповича в Фейсбуке)

«Задолженность по выплате заработной платы по «Киевпасстрансу» составляла на декабрь 2014-го 120 миллионов гривен», – говорит Попович. «Покрыть из этой суммы КГГА на заседании бюджетной комиссии в декабре решилась лишь 20 миллионов, то есть, отдавать зарплату работникам предприятия за ноябрь и декабрь тогда не стали. Интересно, что деньги в  КГГА есть. И измеряются они очевидно не миллионами, а десятками и сотнями миллионов. Так, доходы от рекламы в 2013-м составили около 160 миллионов гривен, а доходы от парковки — 70 миллионов гривен. При этом, по обоим статьям существуют значительные резервы увеличения дохода. Большинство членов комиссии сошлось на том, что доходы от парковки могут быть повышены до 200 миллионов гривен в год только за счёт перехода на безналичную систему оплаты и уменьшения коррупции. По мнению некоторых депутатов, доходы от рекламы в метро могут быть увеличены раз в десять. Что же касается платы за землю, то руководство соответствующего департамента считает, что объёмы доходов по этой статье можно увеличить с сегодняшних двух миллиардов гривен в год до четырёх миллиардов. 

«В Таллине общественный транспорт вообще бесплатный»

При этом, даже одного миллиарда было бы достаточно, чтобы покрыть все убытки «Киевпасстранса» и метрополтитена вместе взяты, а не только долги по зарплате. Для этого совсем не нужно увеличивать тарифы на проезд. То есть, невыплата зарплаты в «Киевпасстрансе» и кампания за увеличение тарифов являются чисто политическими. Проблема состоит не в отсутствии возможности развивать дешёвый общественный электротранспорт, а в отсутствии такого желания. 

Центральная власть пообещала МВФ отменить субсидии и, соответственно, поднять плату за проезд. То, что во всей Европе общественный транспорт субсидируется, а в Таллине вообще бесплатный — это никого не интересует. Местные советы в Украине имеют право устанавливать тарифы и формировать местные бюджеты, однако депутаты бездумно поддерживают губительные для столицы идеи, под которыми подписался Яценюк для получения нового кредита. И то, что тарифы не находятся в компетенции центрального правительства, никого не интересует».

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини