xcounter
Calendar Icon

«Закон имени Яценюка лишил Украину половины транзита» – Дмитрий Марунич о строительстве «Турецкого потока»

27.01.2015 23:23

Не так давно на первой сессии Верховной Рады нового созыва премьер под аплодисменты депутатов заявил об остановке «Южного потока». Тем не менее, трубопровод по дну Черного моря будет построен и, очевидно, Украина лишится транзита российского газа. Какую именно долю транзита потеряет Украина в результате строительства «Турецкого потока»? какие последствия это может иметь для ГТС Украины и для всех нас как потребителей газа? Об этом FaceNews рассказал директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич.

Отказавшись от «Южного потока» Россия договорилась с Турцией о строительстве нового газопровода, который получил название «Турецкий поток».  В результате реализации этого проекта Украина может лишиться значительной части  транзита российского газа. Для Украины и ее ГТС это будет иметь неприятные последствия. Такое мнение в интервью FaceNews высказал директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич.
Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич (фото: www.2000.ua)
Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич (фото: www.2000.ua)

FaceNews: Как могут развиваться события вокруг нового проекта «Газпрома» «Турецкий поток»?

Дмитрий Марунич: Информация о строительстве нового газопровода появилась со стороны «Газпрома» в декабре, после визита Путина в Турцию и подписания договора о строительстве «Турецкого потока». Да, «Газпром» намерен до конца 2019 года полностью прекратить транзит через Украину. Удастся ли это сделать – вопрос. Но что они будут пытаться это сделать – очевидно.

Что им может помешать это сделать? Ряд факторов, которые от «Газпрома» не зависят. Например, какое будет потребление в ЕС. Сейчас спрос на газ стагнирует, в экономике рецессия. В этом году потребление газа в Европе снизилось на 11%. Вопрос – будут ли работать в Европе программы по газозамещению при таких ценах на нефть как сейчас, ведь цена на газ привязана к цене на нефть. Эти программы сейчас «сдуваются». Европа может и увеличить потребление газа, если цены на нефть сохраняться на низком уровне на протяжении значительного времени.

Еще вопрос – обеспечит ли Норвегия, второй после «Газпрома» поставщик в Европе, достаточный объем газа. Сейчас Норвегия на пике своей добычи, и неясно, сколько они еще продержатся на этом пике. От этого зависит, вырастет ли и насколько доля других поставщиков, в том числе и «Газпрома».

От всех этих факторов зависит, сколько газа потребуется Европе и, следовательно, будет ли «Турецкий поток» построен на полную мощность, что обеспечит замещение транзита через Украину. Думаю, что наиболее вероятная мощность «Турецкого потока» – где-то 33 млрд куб.м т.е. половина мощности. Из этого объема надо сразу отнять Украину. 15 млрд куб. м – это транзит в Турцию через Украину по т.н. западному маршруту. Сейчас за этот транзит «Газпром» платит значительные транзитные платежи. Построив трубу по дну Черного моря, он не будет платить ничего.

Т.е. Украина точно лишится тех 15 млрд куб. м, которые сейчас получает через Украину Турция. С большой степенью вероятности можно прогнозировать, что уйдет еще столько же – транзит в Южную Европу. Остальные 30 млрд куб. м – под вопросом Нет уверенности, что «Газпрому» удастся подтолкнуть европейские страны, чтобы они закупили газ через «Турецкий поток» – там ведь еще надо будет строить инфраструктуру, трубопроводы. Но половины транзита, 30 млрд куб. м, Украина, скорее всего, лишится.

Это очень плохо для Украины, наша ГТС будет работать на грани рентабельности. Возможно, придется останавливать какие-то маршруты внутри страны, менять схему транзита, вкладывать дополнительные средства. Ведь наши потребители тоже получают газ по ГТС через систему внутренних трубопроводов. Ситуация очень не простая. Я уверен, что «Газпром» полностью свои планы не реализует, но когда он их реализует наполовину, это будет очень серьезная проблема для Украины.

Маршруты трубопроводов черех Черное море (фото: vestifinance.ru)
Маршруты трубопроводов через Черное море. Пунктиром обозначен «Южный поток», сплошной линией — «турецкий» (фото: vestifinance.ru)
Резко ухудшится экономика работы «Укртрансгаза»

FN: Оставит ли это без газа наших потребителей?

ДМ: Вопрос – в цене. Проложить новый трубопровод или заставить работать уже существующий с другой экономической эффективностью можно всегда. Суть в том, что все это строилось в советское время. Почему строилась магистральная система через Украину? Здесь были крупные потребители газа. Было логично пустить через них трубу на экспорт. Поэтому магистральные трубопроводы и проложили через Украину. Они выполняли две функции – организация экспортных поставок и обеспечение крупных потребителей. Но такая система хорошо работает, в том числе и на транзит, только когда в ней много газа. Если газа будет меньше, то, затраты на прокачку возрастут существенно. Тариф для внутреннего потребителя придется устанавливать намного выше.

Насколько – пока нельзя просчитать. И сказать, что полностью прекратятся поставки тоже нельзя. Если потребитель будет платить – почему бы и нет? Вопрос – сможет ли он платить столько. Но что будет проблема – однозначно. Резко ухудшится экономика работы «Укртрансгаза», что повлечет иные вопросы, которые как-то нужно будет решать. Может, придется отказаться от каких-то участков трубопроводов, сократить персонал, закрыть какие-то подразделения.

Строительство пока не началось (фото: livejournal.com)
Строительство пока не началось

«Яценюк, вероятно, рассчитывал, что что в «Газпроме» будут сидеть и смотреть на шантаж»

FN: Плюс к этому Украина потеряет деньги, которые она получала за транзит.

ДМ: Да, потеряет. А что делать? Был вариант – пригласить «Газпром» в консорциум и предложить ему загружать украинскую ГТС на паритетных началах. Другой вариант – принять закон «имени Яценюка», который они проталкивали и протолкнули летом. Закон «показал на дверь «Газпрому». Метод шантажа не всегда работает. Яценюк его исповедует. Он, вероятно, рассчитывал, что в Газпроме» будут сидеть и смотреть на это. Летом, после принятия этого закона, были заявления с российской стороны, что нарушены нормы ВТО.

Я не специалист по нормам ВТО, но могу предположить, что этот закон, который запретил субъектам кроме резидентов США и Энергосообщества (т.е. ЕС) инвестировать в украинскую ГТС, не соответствует идее открытого рынка. Под этот запрет попала и Норвегия, кстати. Поскольку мы пошли по другому пути, ограничили право «Газпрома» на транзит через Украину, вполне логично, что «Газпром» пытается от нас избавиться. Зачем им платить за этот транзит? Говоря откровенно, Украина для них сейчас не является партнером – отношения плохие, мы судимся и прочее. На что рассчитывать? Что они поддадутся нашему шантажу?

Повторю еще раз – им нет никакого смысла платить Украине за те же 15 млрд куб. м за транзит в Турцию, дешевле прямо туркам поставлять. Тут не надо разводить политику и рассказывать, что газ – страшное оружие Кремля. По данным «Газпрома», весь газ в Чехию поставлялся не через Украину, он шел через «Северный поток». Это дешевле, чем платить за транзит через Украину и Словакию.

А мы заявили, что будем поднимать цену на транзит. Не надо любой ценой пытаться заработать больше. Надо всегда думать, не откажется ли клиент, который платит, пользоваться нашей системой. Я бы на месте премьера пытался договорится с ними, а мы их шантажируем. И все идет к тому, что Украина к 2019 году, скорее всего, действительно лишится, по крайней мере, половины транзита.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини