xcounter
Calendar Icon

6 главных проблем новой редакции закона о трансплантации органов

03.08.2015 09:15

Не написав отказ от трансплантации органов при жизни, человек может стать донором органов после смерти. Так реализуется презумпция согласия, прописанная в новой редакции закона о трансплантации органов. Пока документ находится лишь на стадии обсуждения. О проблемах, связанных с трансплантологией в Украине, FaceNews рассказала эксперт медицинской группы РПР Зоряна Черненко.

Так реализуется презумпция согласия, прописанная в новой редакции закона о трансплантации органов. Пока документ находится лишь на стадии обсуждения. О проблемах, связанных с трансплантологией в Украине, FaceNews рассказала эксперт медицинской группы РПР Зоряна Черненко.

Готова ли украинская система здравоохранения и общество к внедрению этого законопроекта?

Когда мы говорим о поднятии рынка трансплантологии на мировой уровень или, как минимум, зарубежного активного использования этих технологий как метода лечения, то законодательная проблема принятия документа является незначительной частью всей проблемы, связанной с трансплантологией в Украине.

Одна из огромных проблем – организационная. У нас нет созданной коммуникативной сети между заведениями, между теми специалистами, которые могли бы осуществлять сбор органов, и теми, кто потом транспортировал бы их нуждающимся. Организационная составляющая абсолютно отсутствует, это ключевое. Если бы она была построена и развита, существование действующего закона или нового не было бы таким принципиальным.

Второе – это вопрос финансирования. Если мы посмотрим в сравнении, сколько средств на трансплантологию выделяется в той же Беларуси, то увидим, что деньги, которые на это выделяются у нас, мизерные. То есть существует абсолютно неадекватная финансовая составляющая в государственном бюджете.

Третья серьезнейшая проблема – это подготовка кадров. Специалисты, имеющие отношение к этому процессу – это не только врачи, осуществляющие пересадку органов. Это и анестезиологи, которые непосредственно должны проводить оценку смерти мозга. Их у нас надлежащим образом не готовят. Относительно недавно, пару лет назад, был принят новый порядок оценки смерти мозга – наши анестезиологи с ним нормально не ознакомлены.

Без необходимой подготовки правоохранительных органов этот вопрос повлечет за собой еще один скандал

В данной ситуации подготовка – это вопрос коммуникации. Лицо, которое отвечает за сбор или пересадку органов, должно уметь общаться, например, с родственниками пациента. Ведь даже если у нас будет презумпция согласия, родственники пациента все равно должны быть включены в этот процесс. Никто не учит врачей коммуникации – как говорить, о чем говорить, в какой форме говорить, когда говорить, сколько говорить и так далее.

Вопрос частично финансовый, частично организационный – необходимое оборудование. Оно у нас также отсутствует. Если мы хотим, чтобы в каждой больнице могли определить смерть мозга, а потом можно было транспортировать органы, куда нужно, необходимо определенное оборудование. Его нет.

Еще один момент – это вопрос прокуратуры. Медицинские работники, которые занимаются этим вопросом, запуганы прокуратурой. В конце концов, никому не хочется связываться с этой проблемой, потому что никому не хочется видеть возле себя прокуроров. Эта тематика абсолютно криминализированная, и без необходимой подготовки правоохранительных органов этот вопрос повлечет за собой еще один скандал, дальше отбросив эту практику.

Поэтому, можем ли мы говорить, что закон решит все проблемы? Конечно же, нет. Это очень большой и комплексный набор вопросов. Но вообще, если говорить об этом законопроекте, конечно, он снимает определенные коллизии, необходимые врачам, работающим в этом направлении.

Для Украины актуальна проблема незаконной трансплантации органов?

Мы можем говорить об определенных незаконных действиях только в контексте вербования людей на пересадку органов за границей для продажи. Теоретически – это единственная возможная незаконная вещь. Все остальные по типу тайно где-нибудь в сельском райцентре – такого быть не может. Потому что, чтобы сделать такую операцию, нужны специалисты, которые в этом разбираются, оборудование достаточно дорогое. К процессу присоединяется столько людей, что это невозможно держать в тайне. Плюс ко всему, насколько мне известно, медицинских работников, которые имеют необходимую специализацию, у нас 120, а практикующих – порядка 20.

Если бы у нас их было несколько тысяч, возможно парочка людей где-то бы себе «потерялась» и что-то там крутили. Когда у нас их так мало, и каждый знает, чем занимается другой, речь об этом не идет.

Сообщения в интернете «куплю почку», «куплю печень» – это преимущественно посредники, которые вывозят потом пациентов заграницу, в те страны, где такую донорскую функцию оплачивают. В этой сфере правоохранительные органы работают очень мало.

У нас общество вообще не хочет говорить на эту тему

Многие ли семьи в Украине отказываются обсуждать вопрос донорства?

Да. Потому что нужно знать, как об этом говорить. Отношение к этой проблеме – это вопрос общества. Какой будет реакция, если мы выйдем на улицу и просто спросим кого-угодно, обсуждал ли он в семье этот вопрос или какое у него индивидуальное отношение? У нас общество вообще не хочет говорить на эту тему. Отношение к проблеме не сформировано, поэтому и говорить о том, согласятся или не согласятся стать донором, невозможно.

Другой вопрос – уметь говорить, сообщить, сформулировать, донести информацию о том, что произошло. Даже о смерти, не говоря уже о сборе и трансплантации органов. У нас сегодня система не меняется на более либерально-демократическую, когда пациент и его родственники тоже являются активными участниками любых процессов здравоохранения. У нас врачи очень часто так информируют, что это еще больше травмирует родственников. Коммуникация, сообщение о смерти, о возможности спасти других людей – это не так просто. Единицы людей, которые это умеют делать, а в процесс обучения это вообще не включается.

Законопроект предусматривает привлечение к трансплантации не только аккредитованные государственные учреждения, но и частные. У них будут равные возможности?

Частные получают только частичную возможность. Вопрос об этом мы обсуждали на круглом столе, инициаторы законопроекта согласились с тем, чтобы разрешить частным только имплантацию органов. А сбор будет проводится только в государственных учреждениях.

Почему возникла необходимость менять закон именно сейчас?

Есть общее решение, что этим законопроектом устраняются определенные препятствия в ситуациях, когда у нас есть возможность дать органы и произвести пересадку. То есть законопроект не решит все проблемы, но упростит деятельность. Нужно ли это сейчас? Я бы, например, занималась лучше организационно-подготовительными вопросами, финансовыми, а не законом. Но если специалисты уже сказали, что им что-то мешает, то пусть. Они сами прекрасно понимают и осознают, что проблема закона – не первая и не ключевая. Но они рассчитывают, что принятием закона привлекут внимание к проблематике и смогут, например, добиться увеличения финансирования.

Как реализуется презумпция согласия?

Вопрос согласия/несогласия не должен быть ключевым в данной ситуации. Но, если мы говорим о том, что презумпция согласия вводится, человек должен высказать свое несогласие на трансплантацию при жизни. В целом, есть подход, что это наперед должно быть указано во всей медицинской документации. Кроме того, мы говорим о том, что если у родственников есть данные, что при жизни лицо было против трансплантации, врачи должны это учитывать.

Зоряна Черненко
Зоряна Черненко
Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини