xcounter
Calendar Icon

Андрей Халпахчи: У нас будет меньше украинских фильмов

08.10.2015 15:10

На международный кинофестиваль «Молодость» Киев выделяет организаторам 200 тысяч гривень, что в разы меньше 1 млн 600 тысяч гривень, о которых просила «Молодость». Суммы не просто недостаточно, она смешна, отмечает генеральный директор фестиваля Андрей Халпахчи. По его словам, вопрос о превращении Киева в культурную столицу находится на заднем плане, а культурная политика столицы часто сводится до траты средств на концерты на Майдане, более подходящие провинциальным городам. Из-за финансовых проблем «Молодости» приходится отказываться от фильмов, сокращать список гостей и менять место проведения церемоний закрытия и открытия. При этом, отмечает директор фестиваля, несмотря на невысокую успешность кинематографического года, организаторам юбилейной 45-й «Молодости» все же удалось сформировать интересную программу. О программе фестиваля, российском следе в «Молодости», состоянии украинского кино и его перспективах Андрей Халпахчи рассказал в интервью FaceNews.

На международный кинофестиваль «Молодость» Киев выделяет организаторам 200 тысяч гривень, что в разы меньше 1 млн 600 тысяч гривень, о которых просила «Молодость». Суммы не просто недостаточно, она смешна, отмечает генеральный директор фестиваля Андрей Халпахчи. По его словам, вопрос о превращении Киева в культурную столицу находится на заднем плане, а культурная политика столицы часто сводится до траты средств на концерты на Майдане, более подходящие провинциальным городам. Из-за финансовых проблем «Молодости» приходится отказываться от фильмов, сокращать список гостей и менять место проведения церемоний закрытия и открытия. При этом, отмечает директор фестиваля, несмотря на невысокую успешность кинематографического года, организаторам юбилейной 45-й «Молодости» все же удалось сформировать интересную программу. О программе фестиваля, российском следе в «Молодости», состоянии украинского кино и его перспективах Андрей Халпахчи рассказал в интервью FaceNews.  

Фото - Алёна Захарова
Фото - Алёна Захарова

Я не согласен с культурной политикой в Киеве. Больше всего денег идет на всякие концерты на Майдане

Фестиваль «Молодость» обратился к мэру Киева Виталию Кличко с просьбой помощи в проведении фестиваля. Политик как-то отреагировал на Ваше письмо?

Пока нет, но мы ждем ответа, понимаем, что у мэра Киева много проблем. Но станет ли Киев когда-то культурной столицей в Европе? Этот вопрос всегда находится на заднем плане. Я вообще не согласен с культурной политикой в Киеве, что больше всего денег идет на всякие концерты на Майдане. Это хорошо, однако, мне кажется, что лучше бы люди ходики в театр, кино, филармонию, а не делать мероприятия, которые больше соответствуют провинциальным городам, где подобные события более полезны. Это серьезная проблема. 

У нас чиновники всегда закрывают руками свои отчеты о потраченных средствах

Кроме того, если мы хотим в европейскую унию и говорим о реформах, то первоочередной вещью, являющиеся нормой для западных стран, является отчет. Когда мне говорят, что у города нет денег на фестиваль, я хочу увидеть, куда потрачены эти деньги. Например, много лет назад во Франции был огромный скандал по поводу отчета Министерства культуры, где было сказано, что 90% пошло на реконструкцию и содержание оперного театра. Такой перекос в культурных расходах вызвал огромный скандал, однако, это открытая информация. У нас чиновники всегда закрывают руками свои отчеты о потраченных средствах. Я хочу увидеть, почему кинофестиваль «Молодость» на последнем месте по финансированию. На что же тратятся деньги города? На День Киева? Понятно. На избирательную рекламу? Нам это тоже понятно. Но все же хотелось бы, потому что мы просили 1 млн 600 тысяч, что является нормальной цифрой. На сегодня нам выделяют 200 тысяч гривень, что является смешной суммой для киевского международного кинофестиваля. На Одесский фестиваль город Одесса выделил 1 млн гривень. Мы что, в пять раз беднее Одессы?

 

Такие события как международный фестиваль приносят значительно больше пользы, чем 200 тысячгривень

В Одессе руководит грузинский реформатор.

Наверное, да. Я надеюсь, что господин Кличко – тоже реформатор, и отношусь к нему с большим уважением, но хотелось бы обратить его внимание и на то, что Киев должен быть культурной столицей.

Обращались ли до этого, например, в профильный Департамент культуры в городской администрации? Если да, то каков был ответ?

Как раз в этом плане у нас очень тесное общение. Даже заместитель главы Департамента культуры Сергей Анжияк звонил мне, чтобы мы оформляли хотя бы эти 200 тысяч. Но как оформлять эти 200 тысяч, если мы просто не сможем провести фестиваль на нормальном уровне? Кроме того, город должен понимать, что такие события как международный фестиваль приносят значительно больше пользы, чем эти 200 тысяч. Ведь люди, приезжающие сюда, тратят в Киеве деньги – от ресторанов, которые платят налоги, до Бессарабского рынка, куда все идут и покупают сало. Кроме того, они действительно живут в городе, отеле. Это то, что приносит городу не только какую-то имиджевую пользу, но и чисто финансовую выгоду, ведь эти люди, например, пользуются транспортом. Иное дело, как это все у нас организовано, что все идет мимо кассы.

Мы как раз очень тесно работаем и с Дианой Поповой (директор Департамента культуры КГГА, – FaceNews), и с заместителем головы КГГА Анной Старостенко, но сегодня ситуация такова. Мы чувствуем их помощь и в организационном аспекте. Например, что касается социальной рекламы, то нам как-то дают другие цены. То есть, внимание организационное мы чувствуем, но все же существует важный финансовый вопрос, потому что проводить юбилейный фестиваль в скомканном виде не хочется.

У нас очень много проблем с нашими спонсорами, потому что многие из них из-за этих проблем потеряли какие-то свои доходы

От чего уже пришлось отказаться 45-й «Молодости» из-за финансовых сложностей?

От многого. Так или иначе, мы прекрасно понимаем, что сегодня ситуация в Украине не является наилучшей из-за агрессии на востоке, из-за аннексии Крыма. У нас очень много проблем с нашими спонсорами, потому что многие из них из-за этих проблем потеряли какие-то свои доходы. Мы понимаем, что во время, когда мы чувствуем, что в Украине почти идет война, нельзя делать какие-то купеческие мероприятия. Поскольку мы говорим, что «Молодость» – это лаборатория, это не только просмотр фильмом, это и наш Boat Meeting, это и наша Киевская мастерская. От этих вещей мы пытаемся не отказаться.

Также мы ведем какие-то переговоры по приглашению звезд, но это тянет за собой огромные финансовые расходы. Поэтому, безусловно, приходится думать, сколько гостей мы можем пригласить, мы сокращаем количество гостей, потому что их нужно поселить, кормить. Мы отказываемся и от некоторых внеконкурсных интересных фильмов, за которые иностранные или наши локальные дистрибьюторы просят огромные средства. Так, мы отказались от фильма «Молодость», за который «Артхаус Трафик» хотел огромные деньги.

Так или иначе, фестиваль в сегодняшних условиях мы планировали как эконом-вариант, но все-таки есть необходимые вещи, без которых невозможно провести «Молодость». Также у нас сменилось место церемонии открытия и закрытия. Мы отказались от палаца «Украина» и пришли в Национальный театр имени Ивана Франко, потому что аренда там значительно дешевле. И это будет для нас проблемой. Я чувствую, что за неделю до фестиваля у меня будет болеть голова от того, что я не смогу удовлетворить многих желающих попасть к нам на церемонию открытия, потому что вместо 3500 мест у нас только 800.

 

Непроведение фестиваля – это риск потери  аккредитации, которая есть у Каннского, Берлинского, Венецианского фестивалей

Из-за непроведения «Молодости» фестиваль рискует потерять аккредитацию Международной ассоциации федерации кинопродюсеров. Насколько велики риски подобного развития?

Несмотря на то, что в Украине есть международные фестивали по своему содержанию как Одесский кинофестиваль, «Docudays», сегодня мы – единственный фестиваль в Украине, официально являющийся международным, что означает аккредитация в FIAPF, которую мы имеем с 1993 года. Безусловно, они иногда учитывают форс-мажорные обстоятельства. Однако непроведение фестиваля вовремя, неоплата взноса – это риск потери  аккредитации, которая есть у Каннского, Берлинского, Венецианского фестивалей.

Фестиваль – это зеркало того кинопроцесса, который происходит и в своей стране, и заграницей

Какой будет 45- я «Молодость»? Чем удивит фестиваль по сравнению с прошлыми годами?

В сравнении всегда сложно что-то сказать, потому что даже в уровне программы любой фестиваль зависит от того, что произвели в этом году. Сейчас мы понимаем, что у нас будет меньше украинских фильмов. Нет, в коротком метре все хорошо, там будет много фильмов, но из-за перемен и задержек финансирования многие фильмы, на какие мы рассчитывали как на украинские премьеры, еще не готовы.

Фестиваль – это зеркало того кинопроцесса, который происходит и в своей стране, и заграницей. Когда был  сильный, урожайный кинематографический год, значительно легче составить и сильную программу. Я как раз считаю, что это был не лучший год в кинематографическом мире, но нам, мне кажется, уже удалось собрать достаточно сильную как конкурсную, так и внеконкурсную программу. Будут интересные встречи, мы все-таки пытаемся, чтобы любой фильм был представлен его исполнителями, режиссерами или актерами. Этим фестиваль и отличается – это не просто просмотр, после сеанса у нас всегда проводятся встречи с кинематографистами.

Также этот год важен для нас тем, что сейчас мы работаем с нашими телевизионными производителями. Объединение  телепроизводителя и кинопроизводителя – очень важный момент для смены парадигмы украинского кино. По моему мнению, это будет одной из наиболее важных тем для дискуссии о состоянии современного отечественного кино.

Мы, работники фестиваля, являемся гражданами Украины, поэтому реагируем на все происходящее

Вы руководите фестивалем с 1992 года. Как менялась повестка дня фестиваля за эти годы, и что влияло на нее наиболее сильно?

Фестиваль является живым и интересным, потому что он всегда так или иначе реагирует на какие-то события, уже не говоря, что в 2004 году делали помаранчевую «Молодость». Не только фестиваль, но и мы, работники фестиваля, являемся гражданами Украины, поэтому реагируем на все происходящее. Я пришел на фестиваль консультантом в 1988. Уже с 1990 года мы стали показывать фильмы с международной программы, а с 1991 фактически сделали «Молодость» международной. Тогда, например, помогла независимость Украины. Появились посольства, представительства иностранных институций, например, Французский культурный центр, Институт Гете, которые помогли нам с контактами и всем остальным, чтобы превратить «Молодость» на настоящий международный фестиваль, который официально зарегистрировали в 1993 году.

В Москве еще от Ленина и Сталина боялись, что Украина – это прозападная часть Советского союза

Поэтому независимость Украины фактически стала рождением «Молодости» как международного фестиваля. До того все было в Москве или еще был тогда такой был фестиваль в Ташкенте. И как-то «больше трех не собирайтесь», особенно в Украине. На Украину со стороны Москвы осуществлялось цензурное давление, потому что еще от Ленина и Сталина боялись, что это такая прозападная часть Советского союза. Много даже советских фильмов, которые шли в Москве и Тбилиси, запрещали показывать в Украине. Например, «Гараж». Безусловно, это все менялось, но  у «Молодости» всегда было свое лицо. Когда на нас в разные периоды пытались давить, и в период Януковича, то даже в этих провластных структурах всегда говорили: «Ну, Вы же знаете Халпахчи. Он то, что решил, выпьет обязательно».

 

«Молодость» всегда была чуть-чуть сумасшедшей, и нам разрешалось чуть-чуть больше

Я помню, в советские времена был театр режиссера Мильтиниса в Паневежесе, совсем не в Вильнюсе. В маленьком провинциальном городке позволяюсь чуть-чуть больше, а разрешали его в Москве. На вопрос московских режиссеров о запрете в Омске ставить Стриндберга, Мильтинис ответил: «Ну, Вы же знаете, как обо мне говорят. Он же чуть-чуть сумасшедший, поэтому ему все можно». Поэтому «Молодость» всегда была чуть-чуть сумасшедшей, и нам разрешалось чуть-чуть больше, но самостоятельность – это и наша позиция. Может, это и мешает нам, получали бы больше государственного финансирования, если бы были более зависимы. Однако, безусловно, на повестку фестиваля влияют и все происходящие в мире события.

Даже по регламенту FIAPF мы обязаны в международном конкурсе показать хотя бы один украинский фильм. Иногда бывало, украинская картина слабая, но мы должны ее показать в международном конкурсе, потому что согласно международным правилам национальный кинематограф должен быть отражен. Также нам всегда интересно показать кинематограф наших соседей – не только русский, но и польский, венгерский, чешский. Кинематограф, который не так широко представлен на других международных фестивалях, но нам интересно, что происходит в этих странах. Так или иначе, до сих пор достаточно интересен период экс-югославского кино, потому что война, которую они пережили, и проблемы, которые были в этом регионе, отобразились и в кинематографе.

Наш детский зритель не подготовлен к серьезному кино

Фестиваль, безусловно, менялся, мы расширяли программы, появился конкурс короткого метра. Уже три года, как появилось кино для детей. Мне кажется, что сегодня наш детский зритель не подготовлен к серьезному кино, потому что он не видит даже лучшее, что производится в мире на детскую тему. Он углублен в интернете на «Monster High», еще на что-то, на абсолютном примитиве, который воспитывается через интернет. Из-за этого мы всегда пытаемся показать серьезную программу для детей. Давно у нас появилась программа Sunny Bunny – это ЛГБД-тематика, которая является важной для Украины, для нового общества, которое должно воспитываться в толерантности. Безусловно, фестиваль чуть-чуть меняет свой контекст, отвечая потребностям общества.

Сегодня модно говорить о давлении в период президентства Виктора Януковича

Вы вспомнили о давлении на фестиваль, в том числе, и об экс-президенте Украины Викторе Януковиче. Наибольшее давление фестиваль ощущал в период президентства Виктора Януковича?

Нет. Сегодня так модно говорить. Так же модно было говорить в постсоветский период, когда появились диссиденты, те, кто будто был диссидентами, хотя работали на советскую систему. Помню одного человека, возглавившего какой-то комитет религиозного воспитания, а когда-то таскал меня в партком из-за того, что мои студенты пели про храмы Киева. Это люди как хамелеоны меняют свои окрасы, это всегда происходит. Я знаю кинематографистов, которые делали кондовое советское кино, а тут стали патриотами Украины. Поэтому все кричат, как их давили при Януковиче.

Говорить, что на нас осуществляли давление, будет враньем. Во-первых, был человек, возглавляющий Госкино, – Екатерина Копылова, которая была всегда на стороне фестиваля «Молодость» и помогала нам. Поэтому не могу сказать, что мы ощущали такое давление. Однако в разные времена были звонки с Министерства культуры, но это происходит везде, когда говорят: «Давайте покажем этот украинский фильм», а я говорю: «Он непригоден к конкурсу». Это происходило всегда. Я когда-то разговаривал с экс-директором Берлинского кинофестиваля Морицом де Хаделном и он мне рассказывал, что во времена Холодной войны он очень много показывал фильмы из Восточной Европы, из Советского союза. И когда что-то смелое попадало в программу, он говорил своей жене: «Завтра позвонят из Бундестага». И так оно и было, утром звонили из Бундестага с советом: «А, может, это не нужно показывать, а может, этого человека не нужно приглашать». Но он делал свое дело и показывал.

Мы не должны быть страусами и закапываться в песок

Так оно всегда происходило и у нас. Я тоже когда-то хотел, еще до Януковича, показать российский фильм «Гости из будущего», где была антиукраинская пропаганда. Я уже тогда хотел показать этот фильм как пример только зарождающейся агрессии против Украины, сделать круглый стол, обсудить этот фильм, продемонстрировать, что в России уже начинали снимать против Украины. И как раз тогда мне звонили и говорили: «Зачем же такой антиукраинский фильм показывать». Я сказал, что мы хотим его показать именно для того, чтобы общество обсудило такой фильм.

Кстати, когда россияне поняли, как мы хотим представить картину, отказались его показывать в таком контексте. Но я считаю, что мы должны не закрывать глаза на то, что там происходит против нас. И я до сих пор считаю, что тогда мы  были правы, однако мне тогда звонило руководство нашего государства с тем, что мы не должны это показывать. Я считаю, что мы не должны быть страусами и закапываться в песок, и не видеть, что происходит. Наверное, если бы мы тогда начали разговор о той пропаганде, это было бы преждевременно.

 

Я не согласен с тем «белым списком», который у нас появился, ведь как Штирлиц говорил: «Своих не сдаем»

В этом году для участия в кинофестивале подали заявки более 30 фильмом российского производства. При этом украинцы пытаются бойкотировать все российское – от продуктов питания до фильмов. Где грань между здоровым патриотизмом и непринятием культурных достижений стран-соседей?

Среди российских кинематографистов есть очень много ярких личностей и людей, поднимающих голос, в том числе, и в защиту Украины. Я не согласен с тем «белым списком», который у нас появился, потому что я шучу, как Штирлиц говорил: «Своих не сдаем». Зачем подставлять людей, чувствующих это давление со стороны российских властей? Посмотрите, сколько российских голосов было поднято в защиту Олега Сенцова – от Сокурова до большинства прогрессивных российских кинематографистов.

Безусловно, нам интересно показать что-то из российского кино. В прошлом году мы пытались назвать эту программу «Кино морального сопротивления», но это снова было «наших не сдаем», не нужно было этого делать, поэтому мы назвали эту программу «Кино морального беспокойства», ведь фильмы типа «Левиафан» рассказывают о проблемах внутри России.

В здоровом обществе мы могли бы в рамках фестиваля показывать и какие-то кондовые российские фильмы, чтобы понимать систему работы пропаганды

Сегодня мы еще заканчиваем программу, поэтому окончательно фильмы назвать не можем. Я знаю, что у нас в конкурсе есть два студенческих фильма из России, еще один фильм сейчас рассматриваем к полнометражному конкурсу и есть несколько фильмов для внеконкурсной программы. Есть очень интересные фильмы, которые не выйдут в наш прокат, потому что Россия боится их широко показывать. Исходя из этого, мы заинтересованы их как-то представить. Некоторые фильмы уже были на других фестивалях, например, фильм Алексея Германа-младшего был на Одесском кинофестивале, поэтому нам нет смысла повторять эти фильмы. Однако какая-то часть российского кино будет представлена, хоть и не так широко, как в прошлые годы. И это будет кино, не совсем соответствующее той пропагандистской направленности России.

Мне кажется, в здоровом обществе мы могли бы в рамках фестиваля показывать и какие-то кондовые российские фильмы и обсуждать их, чтобы понимать, как работает машина российской пропаганды. Я считаю, что фестиваль как раз является той площадкой, где мы можем как-то своим обсуждением противостоять тем фильмам, которые показывались.

Могу привести пример того, как мы делали больше двадцати лет назад. Когда-то мы впервые показали огромную программу кино тоталитарной эпохи. Мы сделали это сообща с Германией и Италией. Мы показали пропагандистское кино Сталина, пропагандистское кино Гитлера и пропагандистское кино Муссолини. Даже фильмы Лены Рифеншталь – рупора гитлеризма –  было интересно обсудить на расстоянии какой-то дистанции, когда общество уже может оценить то, что было. Сегодня иногда даже опасно показывать какую-то пропагандистскую картину. Все-таки мы считаем, что нынче лучше показывать фильмы, являющиеся смелым диагнозом российского общества.

«Молодость» – это не только девятидневное событие раз в году

Вероятно, одним из таких фильмов будет «Событие» Сергея Лозницы. Картина повествует об августовском путче 1991 года в Санкт-Петербурге. Много ли картин на фестивале будут повествовать о революционных событиях, об аннексиях территорий, ведь события в Украине – не первый прецедент «отжима» территории в современном мире?

Безусловно, в кинематографе находят отображение актуальные темы, которые есть и в своем, и в мировом обществе. С другой стороны, игровой кинематограф реагирует позже. Например, Лозница снял фильм о 1991 году в 2015 году. Великое всегда видится на расстоянии, документалисты же реагируют быстрее. Такая программа будет, например, с украинской стороны. Есть фильмы, касающиеся и последнего Майдана, и фильмы, связанные с АТО. Много, кстати, сейчас фильмов из-за рубежа, связанных с вопросом эмиграции и беженцев. Эта тема для нас актуальна внутренне из-за беженцев с востока Украины, а Европа сейчас ощущает проблему беженцев с Сирии и других стран. Эта тема, так или иначе, возникает.

Однако один фестиваль не может охватить все и везде. «Молодость» – это не только девятидневное событие раз в году. Например, сейчас мы делаем событие в Николаеве, готовим неделю украинского в Лондоне, со своей стороны здесь будем представлять неделю израильского кино.

Искусство и кино, если не спасет мир, то поможет сделать его лучше, но при этом не преувеличиваю его значение

В прошлом году Вы подчеркивали, что фестиваль может открыть перед зрителем другую Россию – страну людей, выступающих против братской войны. Кино может стать объединительным фактором для наших наций?

Фраза, что «искусство спасет мир» является актуальной. Я считаю, что искусство, по крайней мере, меняет менталитет людей. Люди, причастные к искусству, думают иначе, чем люди, углубленные только на пропаганду. Сегодня говорят о том, что многие россияне считают, что в Украине существует фашизм. С ними сложно разговаривать, ведь они воспитаны на современном российском телевидении, они не смотрят такие фильмы как «Левиафан» или воспринимают их резко отрицательно. Они не хотят воспринимать реалии сегодняшней России. Поэтому говорить о том, что кино является таким объединяющим фактором – оно так, однако не нужно преувеличивать роль кинематографа в мире. Все-таки на кино как на искусство, как на общественное событие смотрит небольшая часть любого общества.

Большинство воспитано на телесериалах, пропаганде или развлекательном кино, которое не меняет мировоззрение. Однако все же не только кино, а фестивали как площадка способствуют каким-то изменениям. Это мы чувствовали и в Берлине, и в Каннах при общении с российскими коллегами. Я  верю, что и искусство и кино, если не спасет мир, то поможет сделать его лучше, но при этом не преувеличиваю его значение.

В последние год-два ситуация с выходом украинских фильмов в широкий прокат улучшилась

Главное задание фестиваля – способствовать развитию молодого профессионального кино. Какое оно – украинское молодое кино и как скоро мы увидим украинское кино на экранах телевиденья и в кинотеатрах?

Нужно сказать, что в последние год-два ситуация с выходом украинских фильмов в широкий прокат чуть-чуть улучшилась. Все-таки очень успешным выдался прокат фильма «Поводырь». Менее успешно прошел фильм «Племя», являющийся рекордсменом в Европе по количеству наград. Благодаря успеху «Племени» на украинское кино обратили внимание и на Западе. Но в украинском прокате, к сожалению, он собрал очень мало денег. Вот «Несломленная» – российско-украинская картина, очень качественный продукт. Я бы не сказал, что картина вышла пропагандистской, она про судьбу человека в обстоятельствах войны. И эта картина имела очень хороший прокат. Сейчас наконец-то в прокат выходит картина «Братья», которая демонстрировалась на прошлогоднем фестивале «Молодость». И все же она выходит в широкий прокат. Посмотрим, сколько она соберет зрителей, потому что это непростой фильм, философская картина.

Двенадцать полнометражных фильмов в год – очень мало для такой мощной страны как Украина

Я недавно вернулся с Национального польского фестиваля, где было представлено 57 полнометражных фильмов. И это еще не все фильмы были представлены. В Польше сейчас разрабатывается где-то семьдесят полнометражных фильмов (в год, – FaceNews), поэтому есть, с чего выбирать. Восемнадцать фильмов попало в конкурсную программу национального кинофестиваля. Картины разные и интересные.

Главное в Польше то, что национальный зритель идет на свое кино, оно имеет огромный успех в прокате. В Украине этого еще нет. Говорить о широком прокате украинского кино, когда разрабатывается двенадцать полнометражных фильмов? Это очень мало для такой мощной страны, как Украина. По крайней мере, в советские времена разрабатывалось пятьдесят полнометражных фильмов на студиях в Киеве, Одессе и Ялте.

Качество все-таки рождается из количества. Если речь идет о двенадцати фильмах, не все из которых попадают в широкий прокат, то мы говорим о выходе, в лучшем случае, одного фильма в месяц, а это очень мало для национального проката. Поэтому я надеюсь, что задание и Госкино, и разных институций, чтобы было больше украинских фильмов. Как говорят англичане, французы: «Дай Бог, чтобы среди ста фильмов был один шедевр». Кстати, во Франции разрабатывается триста фильмов в год, среди которых немного шедевров.

Проблема украинского кино – вернуть зрителя, который поверил бы в украинское кино

Илья Свидлер, исполнительный продюсер первого украинского психологического триллера «Смертельно живой», отмечает, что Госкино поддерживает патриотическое и детское кино. Почему уклон делается именно на это и как быть с современным киноискусством?

Это очень сложный вопрос. Приоритеты Госкино из года в год чуть-чуть меняются. Мне кажется очевидным, что такой вектор поддержки украинского кино сегодня является оправданным, потому что мы должны чем-то отвечать, например, на массовую агрессию российской пропаганды. Мы говорим, что запрещены российские сериалы, какие-то российские фильмы, использующие пропаганду и российской армии, и КГБ. Мы должны не просто говорить, что запрещаем, а что-то противопоставить. Что же мы покажем вместо того? Это должно быть и украинское кино. Поэтому это достаточно оправдано.

Кстати, я не очень согласен (с Ильей Свидлером, – FaceNews), потому что знаю, что в приоритетах остается дебютное кино, что является важным. Смотря на то, что есть сегодня в запуске при поддержке Госкино, я вижу разнообразие. Кстати, там есть и жанровое кино, ведь в Госкино понимают, что сегодня украинское кино должно сделать шаг к зрителю. Кроме того, сейчас ведутся разговоры о новом законе о кинематографии, который должен изменить лицо украинского кино. Я считаю, что Госкино стоит на правильном пути. Нынче они ищут еще и возможность дополнительной поддержки в продвижении украинского кино, как на отечественном уровне, так и заграницей.

Очень важно, что речь идет о детском кино, ведь очень мало фильмов на детскую тему производится в Украине, а это воспитание и будущего зрителя, и будущего поколения в принципе. Все-таки в украинском кино были такие шедевры как «Черная курица» и остальное, сделанное для детей. Вот в прошлом году вышел очень хороший фильм для детей «Трубач». Я считаю, это правильное направление делать про детей.

Получается, существует направление детского кино, кино, поддерживающего украинскую идею, дебютное кино и жанровое кино. То есть, представлены почти все направления. Все-таки в любой стране мира кино финансируется не только за счет государства. Если просмотреть каталог украинского кино за последний год и того, что планируется выпустить в следующем году, то здесь представлены абсолютно разные и по жанрам и по направлениям фильмы.

Например, у картины «Незламна» был хороший прокат. Очень важно, что украинский зритель покупкой билетов начинает голосовать за то, чтобы пойти на украинское кино. И это все-таки значительная проблема украинского кино – вернуть зрителя, который поверил бы в украинское кино. А то, что какой-то уклон сегодня идет на патриотическое кино, то это момент нашей политической ситуации. Я считаю, что большинство украинцев изменило в себе что-то в аспекте патриотизма.

Должны быть фильмы, которые бы представляли украинские города

Украинцы предпочитают ходить в кино на зарубежные новинки. При этом государство финансово поддерживает то, что нужно народу. Получается замкнутый круг. Когда украинцы массово начнут поддерживать отечественный кинематограф, а государство – помогать ему финансово?

Так или иначе, есть опорные пункты кинопроцесса. Сначала – производство, связанное с финансами, талантами, качественным сценарием, режиссурой, актерами. Итогом является это кинопрокат, количество купленных зрителями билетов. А между этим – огромное пространство, связанное с продвижением кино, это и кинофестивали, и кинонедели, и показ украинского кино заграницей.

Продвижение картины – это значительный процесс киноиндустрии, связанный, безусловно, с законами, которые дают преференции национальному производителю и наполняют бюджет на кинопроизводство. В Польше, например, только 30% бюджета составляет непосредственно государственное финансирование. Остальные 70% набираются снова-таки, от государства, однако за счет налогов, отдельных поступлений от алкоголя, продажи билетов, телевиденья, рекламы.

Кроме того, в той же Польше при просмотре отечественных фильмов зритель видит, что фильмы снимаются, например, при поддержке Люблянского воеводства или Поморского воеводства. Это делается, когда фильм снимается там. Зритель сразу видит аэропорт в Люблине, сам город. Например, в Гданьске организовали региональный фонды, поддерживающие кинопроизводство в случае, если фильм снимается на их земле. И это очень важно. Опять-таки приезжает творческая группа, снимает отель в этом регионе и что-то отдает этому региону. Это очень важно и для Украины, чтобы мы четко видели, что это происходит в Львове, в Харькове, дай Бог, в Донецке. Об этом, в том числе, должны думать и мэры. У нас нет ни одного фильма, показывающего Киев. Когда смотришь какое-то французское кино, видишь любимые кусочки Парижа, снятые с любовью. Должны быть фильмы, который бы представляли город. У нас очень большая проблема с туризмом в Киев, мы до сих пор не раскрутили Киев как туристический город. Львов, кстати, это сделал значительно быстрее.

 

Сегодня в провинциальных городах нет кинотеатров

Также значительной проблемой является уменьшение количества кинотеатров. Особенно их нет в провинциальных местах. Два года назад мы делали такой фестиваль украинского кино и приехали в город Кременец, где когда-то было четыре кинотеатра, а сейчас нет ни одного. Сегодня в провинциальных городах нет кинотеатров. Если посмотреть на наш box office (кассовые сборы, – FaceNews), то он больше чем на 50% наполняется киевским зрителем, потом что-то добавляет Одесса, Харьков, чуть-чуть Львов, к этому еще Донецк. Совершенно нет зрителя с провинциальных городов. 

На самом деле, Украина – огромная, а box office – маленький. Даже если мы посмотрим, сколько зрителей или денег в Украине собрал какой-то американский блокбастер, то эти цифры меньше, чем в Польше с меньшим количеством населения. Мы очень сильно отстаем вообще в box office, не только в отношении украинского кино. Когда мы счастливы, что тот же «Поводырь» собрал столько-то миллионов гривень в Украине, то это очень маленькая цифра. Это понимают в Госкино, но законодательство не дает им возможности работать над этим.

Мы в Украине уже потеряли зрителя

Недавно было награждение Польского киноинститута, аналога нашего Госкино, который награждает не режиссеров, а лучшую передачу о кино. И их много в Польше на разных телеканалах в прайм-тайм, и это воспитывает зрителя. Награждается киноклуб в маленьком провинциальном городке, ведущий работу над воспитанием зрителя. Мы в Украине сегодня теряем зрителя, уже потеряли. В Польше награждается какой-то маленький арт-хаусный кинотеатр в каком-то провинциальном городке, а у нас их в провинциальных городках вообще нет. При этом около 21 часа на многих польских телеканалах можно посмотреть классику польского и мирового кино.

Прекрасный был вечер по поводу 50-летия фильма «Тени забытых предков». Однако если сегодня опросить украинского зрителя, особенно молодое поколение, кто из них видел «Тени забытых предков», я уверен, что многие вообще не видели этого фильма. И это тоже большая работа – выпускать в широкий прокат реставрированную классику. Например, сейчас функционирует кинотеатр «Лира», показывающий украинское кино, но этого маловато, но это – хорошая инициатива, свидетельствующая о наличии интереса. Нужно просто дать возможность.

Отправляя фильм на «Оскар» нужно думать о картине, которая заинтересует широкие круги

Когда фильм «Поводырь» отправляли на «Оскар», Вы говорили, что у нашей страны есть шанс получить премию, ведь к Украине было приковано внимание всего мира. Создатели кино в полной мере использовали тот баланс внимания и доверия к Украине в продвижении национального продукта на мировой арене?

Во-первых, мир еще дает нам внимание. Как мы его используем – иной вопрос. «Оскар» – это не кинофестиваль и комитет, выдвигающий фильм, должен размышлять, насколько этот фильм универсальный, насколько он может заинтересовать американских академиков, решающих судьбу «Оскара». Поэтому я считал, что

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини