xcounter
Calendar Icon

Побороть систему или стать ее частью? Эксперты проанализировали отношения парламента и президента

21.07.2016 08:00

В целом оценивая работу четвертой сессии парламента, некоторые эксперты отмечают – президент значительно укрепил позиции, постепенно усиливая свою ветвь власти. Другие аналитики такое положение вещей отрицают. Подробнее – читайте на FaceNews.

Завтра заканчивается четвертая сессия парламента восьмого созыва. Несмотря на то, что на прошлой неделе закончились пленарные заседания Верховной Рады, эту неделю депутаты проводят за работой в комитетах и фракциях. По крайней мере, в календарном плане работы Верховной Рады все выглядит так. Хотя, как показывает практика, комитеты часто посещают не все депутаты.

Если говорить о более конкретных и заметных результатах работы четвертой сессии парламента, то, по словам спикера Верховной Рады, орган принял 473 законодательных акта. Часть экспертов, в свою очередь, отмечает: за эти полгода президент усилил свое влияние.

«Кроме прочего, четвертая сессия парламента запомнилась украинцам и усилением президентского влияния на государственную власть», – рассказывает политический аналитик Сергей Быков.

Новый Кабинет министров

«Фактически в этом сезоне Порошенко действительно удалось практически все, что он хотел. Он давно хотел сделать премьер-министром Гройсмана, он планировал это сделать еще после парламентских выборов 2014 года. Тогда неожиданно высокий результат показал «Народный фронт», поэтому так получилось, что пост премьера пришлось отдать все-таки Яценюку. Тем не менее, прошло время, рейтинг Яценюка понизился, уже удалось посадить своего ставленника Гройсмана. Я никак не верю, что Гройсман может быть самостоятельной фигурой. Пока он подконтролен президенту», – подчеркивает политический аналитик, эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Николай Спиридонов.

Однако не все политические эксперты верят в подконтрольность нынешнего премьер-министра Петру Порошенко.

«Я не согласен, что Гройсман – это марионетка Порошенко. Безусловно, в отличие от Яценюка, у которого была своя политическая сила в парламенте, Гройсман, хоть и является автономной фигурой, все же ближе к президенту, чем Яценюк. Думаю, (Владимир Гройсман, – FaceNews) будет пытаться быть достаточно самостоятельным премьер-министром, но опять-таки президент действительно имеет влияние на правительство. Хотя у него было влияние и на правительство Яценюка. По количеству министров ситуация, в принципе, такая же», – рассказывает директор центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.

Коалиция из «БПП» и «Народного фронта»

К слову, за назначение нового Кабинета министров голосовала обновленная коалиция, основу которой весной этого года составили «БПП» и «Народный фронт». Эксперты отмечают: к формированию пропрезидентской коалиции есть вопросы.

«Это (формирование новой коалиции, – FaceNews) произошло, в том числе, за счет привлечения внефракционных депутатов, депутатов из других фракций (поскольку коалицию могут сформировать только фракции, некоторые внефракционные депутаты в преддверии появления парламентского большинства вступили, например, в «БПП», – FaceNews). Законно это или нет – очень много вопросов к самой процедуре, можно, в принципе, говорить об определенном нарушении процедуры и законодательства при формировании коалиции, которая сейчас есть. Однако, тем не менее, она есть, и она – пропрезидентская», – подчеркивает политический аналитик Ярослав Макитра.

Более приближенный к президенту генеральный прокурор

Помимо Кабмина, еще одним громким назначением, которое коалиция, по словам части экспертов, приняла в пользу президента, стало назначение генеральным прокурором Юрия Луценко. Более того, для назначения политика генпрокурором парламенту пришлось принять закон «под одного человека».

«Не факт, что это даже усиление власти, потому что Шокин (имеется в виду Виктор Шокин, занимавший пост генерального прокурора до Юрия Луценко, – FaceNews) был почти так же подконтролен, как Луценко. Но, тем не менее, по Шокину возникли вопросы, президент смог поменять его на Луценко, и, наверное, Луценко все-таки немножко больше подконтролен, потому что они знакомы дольше», – рассказывает политический аналитик Николай Спиридонов.

Изменения в Конституцию

Важными голосованиями, во время которых президент наведывался в парламент, являются внесение изменений в Конституцию в части правосудия и поддержка новой редакции закона о судоустройстве и статусе судей. Часть депутатов уверяет: это – не судебная реформа, а попытка взять под контроль судебную систему. Однако согласно мнению представителей Администрации президента, эти изменения решают три ключевых вопроса: деполитизацию процедуры назначения судей на должности, усиление ответственности судебной власти и перезагрузку судейского корпуса.

«По первому вопросу речь идет об отстранении всех политических органов от решения вопросов судейской карьеры. Вопросы назначения, перевода и увольнения судей будут переданы в конституционный неполитический орган – Высший совет правосудия. Именно в этот орган передаются функции касательно предоставления согласия на задержание, содержание под стражей и арест судей», – отмечает заместитель головы Администрации президента Алексей Филатов.

«Нет людей, которые профессионально могут аттестовать даже милиционеров, а что уже говорить о судьях? Это более тонкая процедура. Поэтому я бы сначала ввел принцип наказания виновных относительно судей. Если это не делается, и вместо этого нам предлагают: «Давайте мы будем их (судей – FaceNews) как-то переаттестовывать, переформатировать, перетасовывать». Это как раз способ взять под контроль судебную систему, руководить из Администрации президента», – подчеркивал в день голосования за конституционные изменения народный депутат от «Батькивщины» Игорь Луценко.

Назначение местной власти

Также показательным документом является законопроект №4370-1. В последние недели работы четвертой сессии парламента его приняли в первом чтении. Значительная часть экспертов и политиков называет закон таким, который помогает президенту Порошенко усилить свою власть.

«Речь идет о том, чтобы вернуть Порошенко часть полномочий, которые были у Януковича до изменений в Конституцию, в частности, единогласное назначение голов райгосадминистраций, а не через конкурсные механизмы вместе с Кабмином. Это значит усиление влияния президента и построение президентской вертикали по сельской местности, а также в региональных представительствах – областных государственных администрациях», – отмечает политический аналитик, эксперт Института политического образования Александр Солонтай.

Параллельно часть экспертов парирует: закон принят только в первом чтении.

«Это единственный, наверное, законопроект, где можно говорить о том, что есть увеличение президентской власти. Однако опять-таки нужно, чтобы он вступил в силу, об этом еще рано говорить», – парирует политический аналитик Ярослав Макитра.

Исключение депутатов из «Солидарности»

Еще одним усилением Петра Порошенко, вероятно, можно назвать лишение депутатских мандатов вышедших из парламентского «БПП» Николая Томенко и Егора Фирсова. Несколько месяцев назад съезд «БПП» принял соответствующее решение, а легализовали его в ЦИКе.

В итоге фракция «БПП» в парламенте усилилась двумя новыми депутатами – Александром Бригинцом и Дмитрием Белоцерковцем. На момент избрания первый был внештатным советником министра информационной политики Юрия Стеця в зоне АТО, а второй – руководителем одного из департаментов у мэра Киева Виталия Кличко и лидером киевской ячейки «БПП».

Дмитрий Белоцерковец и Александр Бригинец

«Конечно, это усиление власти и президента, и лидеров основных фракций, потому что они получили возможности больше свои фракции контролировать. В какой-то момент фракция «БПП» начала немножко трещать. Таким образом, напугали депутатов отниманием мандатов, и удалось скрепить фракцию», – объясняет Николай Спиридонов.

Проблема ЦИК осталась нерешенной

Между тем, эксперты подчеркивают: есть вещи, которые Петру Порошенко не удалось реализовать во время четвертой сессии.

«У него не получилось сделать свой состав Центральной избирательной комиссии. Сейчас ЦИК подчинена ему на очень много процентов, потому что срок полномочий членов ЦИК истек два года назад, и сейчас фактически только от президента зависит, когда ее окончательно распустят. Но все же тот состав избирательной комиссии, который предлагался – в общем, планировалось подать кандидатуры, среди которых около 80% людей контролировал Порошенко, а головой комиссии планировалось сделать его бывшую помощницу в Верховной Раде. Соответственно, такой состав ЦИК был бы для Порошенко еще более удобен, чем нынешний, хотя нынешний для него тоже очень удобный. Тут в дело вмешался футбол. В день, когда должны были голосовать, все разбежались на футбол, и комиссия не была проголосована», – отмечает Спиридонов.

В целом, подводя итог, эксперты отмечают: политическое усиление имеет место, однако конституционно полномочия президента остались прежними.

«В принципе, если рассматривать с политической точки зрения, то можно говорить, что есть определенное усиление президентской власти. Однако это с политической точки зрения. Что имеется в виду? Сформирована пропрезидентская коалиция. Пусть она до конца неэффективная, тем не менее, она способна принимать ключевые и необходимые для президента решения о назначении нового премьер-министра, генерального прокурора. Однако говорить, что с конституциональной точки зрения каким-то образом увеличилась президентская власть или произошла определенная узурпация, я думаю, это преувеличение, по крайней мере, на данный момент», – отмечает Ярослав Макитра.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини