xcounter
Calendar Icon

«Московского брейвика» можно было остановить, распознав его замыслы по поведению

22.11.2012 13:23

После громких преступлений, совершенных неадекватными людьми в Москве, мы выяснили, как вычислить маньяков и террористов в толпе.

Охрана офиса «Риглы» не обратила внимания на Дмитрия Виноградова, расстрелявшего коллег (на фото - с рюкзаком). Но что-то в его поведении наверняка говорило о страшном замысле. Фото: камера видеонаблюдения.


После громких преступлений, совершенных неадекватными людьми в Москве, мы выяснили, как вычислить маньяков и террористов в толпе.

СЛЕДИ ЗА НОГАМИ

Когда юрист Дмитрий Виноградов ехал расстреливать своих коллег, можно ли было разглядеть в нем будущего убийцу? Ведь «московский брейвик» ехал в метро, проходил через кордон охраны, его, нагруженного рюкзаком с винтовками, в то утро видели десятки людей. В учебном центре авиационной и транспортной безопасности «АэроМАШ-АБ» считают, что у натренированных людей он наверняка вызвал бы подозрение. Здесь готовят людей для службы безопасности аэропортов всей страны. И каждый выпускник знает основы так называемого профайлинга - технологии наблюдения за пассажирами с целью выявить потенциально опасных. А Виноградов по пути к месту преступления наверняка выдал себя не однажды. Да один только огромный рюкзак для полицейских и охранников мог стать поводом остановить парня и расспросить подробно.

Наталья Чаленко, начальник научно-методического отдела центра, один из лучших российских специалистов в области профайлинга. Скоро у нее будут учиться даже сотрудники МВД, которым предстоит работать на Олимпиаде в Сочи.

- Если человек готовится совершить неадекватный или опасный поступок, в его поведении это обязательно проявляется, - объяснила Наталья Чаленко. - Можно выделить два типа. Первый - это так называемое тоннелезированное поведение. Человек словно идет по тоннелю и ничего не замечает вокруг. Взгляд направлен в одну точку, он не реагирует, когда его толкают или обращаются к нему. Не отвечает на вопросы или отвечает, но невпопад. Он явно напряжен и погружен в свои мысли. Это, конечно, необязательно означает, что он террорист. Но приглядеться к нему стоит. Второй тип - это нервозное поведение. Блуждающий взгляд, постоянно оглядывается, смотрит себе под ноги… Все это явные признаки. А террористы, как мы понимаем, стараются скрыть свое возбуждение. И тогда вычислить их можно по несогласованности реакций разных частей тела. Нормальный человек может волноваться, это отражается на всем его поведении. Он поминутно утирает пот с лица, ходит взад-вперед, заламывает руки. А террорист может, например, натренировать мимику лица. Но остаются руки и ноги, по которым тоже можно многое сказать. Вот он сидит, казалось бы, неподвижно. А авторучка, которую он держит в руках, неожиданно ломается. Или он бормочет себе под нос. Или ноги места не находят. Кстати, ноги, труднее всего поддаются контролю, по ним нервозное поведение можно выявить быстрее всего. Такие сигналы могут стать поводом обратить на субъекта особое внимание.

Корреспондент пытается найти условную бомбу в чемодане.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

 

- Вообще самую ценную информацию могут дать мельчайшие детали, - продолжает Наталья Чаленко. - Например, то, как человек относится к своей личной зоне - это от 50 сантиметров до 1,2 метра от тела. Предположим, он никого близко не подпускает, от всех шарахается. Может, он просто такой человек. А может, на нем пояс со взрывчаткой. Или пара по документам муж и жена. А стоят друг от друга в метре и стараются не приближаться. Может, они поссорились, а может, увидели друг друга впервые десять минут назад. Бывает видно, что на парне костюм, а он явно не привык его носить. Или женщина смущается юбки до колен, у нее шикарная прическа, а она подсознательно ищет платок на голове, потому что она привыкла ходить в мусульманской одежде. Все это само по себе, конечно, ничего не значит. Но такие крупицы могут стать поводом для активных предупредительных действий. Возьмем, например, теракт в «Домодедово» в 2011 году. Смертник прошел в зал прилета и смешался с толпой. Сейчас уже нельзя сказать, можно ли было вовремя вычислить террориста в зале прилета. Но факт в том, что специалиста, знакомого с профайлингом, в том зале просто не было. Обычно, если есть подозрения, мы передаем пассажира сотрудникам МВД, а те уже опрашивают его и досматривают, если есть необходимость.

Но что же «русский брейвик»? Он как минимум мог выдать себя своим рюкзаком. Точнее, отношением к нему. По словам Натальи Чаленко, если у человека в сумке опасные предметы, он подсознательно ведет себя по-особенному. Относится к ней слишком осторожно. Не кладет на пол, не переворачивает, старается избежать касания с посторонними. Да и состояние его в то утро вряд ли можно назвать нормальным, специалист по профайлингу наверняка выделил бы его из толпы. Но таких специалистов у нас пока не так много, шанс встретить его в вагоне метро стремится к нулю. Может, так и должно быть? Мы ведь не в Израиле живем, где навыки профайлинга чуть ли не в школе преподают.

НА БОМБУ- 15 СЕКУНД

Если бы меня посадили просвечивать сумки пассажиров в аэропорту, я пропустил бы почти всех террористов на борт. В этом я убедился на специальном тренажере. На экран выводится содержимое сумки, в которой надо найти опасный предмет. Всматриваюсь в разноцветные контуры. Синий - это сталь, зеленый - легкие металлы, а бежевый - пластмасса, пластик и иже с ними. Только на первой, разминочной, картинке я нашел пистолет, который лежал посредине почти пустого кейса. Но дальше дело пошло туже, синие и бежевые предметы сливались и перекрывали друг друга. Спрятанные в зонтик патроны, части детонатора, разбросанные по разным углам... Ножи и ножницы, спицы и запалы - я сдался, когда, вглядываясь в разбросанную по чемодану косметику, пропустил здоровенный кусок пластита со взрывателем.

У меня были извиняющие обстоятельства: на каждую сумку давалось всего 15 секунд, а я оказался за тренажером впервые. Я запыхался, поработав на досмотре пять минут. Каково же тем, кто сидит так целый день под монотонный гул двигающейся ленты!

- Чтобы люди не теряли бдительности, программа периодически подкидывает в сумки пассажиров какую-нибудь гранату или взрывное устройство, - говорит директор учебного центра Наталия Кан, - не в прямом, конечно, смысле, а виртуально, добавляет ее к картинке на экране. И если сотрудник раз за разом пропускает эти «муляжи», это становится поводом для разбирательств. Либо он устал, либо просто непригоден для такой работы.

Запрещенных предметов, которые пытались провезти пассажиры, в учебном центре целый музей. Есть вполне невинные типа шила в расческе или игрушечных пистолетов. Но есть и стреляющие ручки, контейнер в виде планшетника, зеркальце с ножом или кастет.

- Однажды мы провожали рейс в Иран, - рассказывает старший преподаватель Наталья Сергушина. - И я вижу, что мужчина пытается сдать в багаж бутылку воды. «Признавайтесь, - говорю ему, - у вас там спирт или водка». Он опешил. Спрашивает, как я узнала. А я говорю: «Ни один производитель не нальет воды по самую крышку, как это сделали вы».

Есть в музее центра экспонат, который поразил меня до глубины души. Это небольшой баллончик от какого-то спрея с вторым дном. В нем некий гражданин Кубы пытался увезти домой… запчасти от «Жигулей». Какие именно, история умалчивает, но явно не коленвал. Причем вывозить их из России никто не запрещал: забирайте, пожалуйста. А вот на Острове свободы это расценили бы как контрабанду. Так что в открытую он их везти отказался.

Мне всегда было интересно, что происходит с багажом после того, как милая девушка шлепает на него бирку и отправляет в дальнее плавание по лентам транспортера. Оказалось, его тоже просвечивают, но автоматически. По правительственной комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте все аэропорты снабжают новейшей техникой. Та, что новейшая сейчас, способна за одну секунду просканировать содержимое увесистого чемодана. Вещички в нем исследуются по многим параметрам, в том числе по плотности вещества. Если что-то машину не устраивает, чемодан «выплевывается» из общего потока, и парни из службы авиационной безопасности отправляются искать его хозяина. Самый надежный способ познакомиться с ними - положить в чемодан мед или сыр. Эти продукты по плотности больше всего походят на взрывчатку. Впрочем, после непродолжительных объяснений, ваш чемодан с пропитанием отправят на борт с миром.

В общем, техника у нас уже на грани фантастики. Скоро найти иголку в стоге сена можно будет за пару секунд. Но вот остановить какого-нибудь брейвика, идущего убивать, не способна пока ни одна умная машина. Разве что встретится на его пути кто-то, кто подметит нервозный взгляд или странную походку и сообщит в полицию.

Быстро найти запрещенные предметы в сумке пассажира может только опытный сотрудник. Металлические предметы (1) на мониторе отображаются синим, пластмассовые (2) - бежевым. Фото: Михаил ФРОЛОВ

 

В ТЕМУ

Пять признаков неадекватного состояния человека

По словам Натальи Чаленко, человека можно заподозрить в том, что он готовится совершить неадекватный поступок, если...

1. Он старательно избегает визуального контакта, отводит глаза.

2. У него наблюдается внезапное покраснение или побледнение, а также потоотделение, не соответствующее окружающей обстановке.

3. Он поминутно прячет руки в карманы, потом вытаскивает их, поправляет одежду, головной убор без видимых причин. В жестикуляции преобладают закрытые позиции, он практически не показывает открытые ладони окружающим.

4. Его ноги находятся в постоянном беспричинном движении. Он притопывает, шаркает, нервно переминается с ноги на ногу.

5. Он горбится, сутулится, старается сделать свою фигуру незаметной, преодолеть открытые места не в одиночку, а смешавшись с какой-нибудь группой.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

«У нас такие технологии в зачаточном состоянии»

Применяются ли в столичной городской системе безопасности методы профайлинга? Например, на транспорте. С этим вопросом мы обратились к заместителю председателя Комиссии по безопасности Мосгордумы Сергею ГОНЧАРОВУ.

- Сегодня такие технологии в Москве да и во всей России массово не применяются, - сказал он. - Возьмем, к примеру, метрополитен. Чтобы выявлять в потоке людей с неадекватными намерениями, нужно на всех станциях ставить специальную видеосистему и сажать за мониторы операторов, которые владели бы довольно глубокими знаниями психологии. Вы представляете, сколько надо иметь мониторов и операторов, чтобы наблюдать за всем многомиллионным потоком ежедневно! Если взять охранников, то они, как правило, «вахтерского» типа. Если это не спецобъект и не спецподразделение, охранники такими навыками не владеют. Так что у нас использование профайлинга пока только в зачатке.

- А нам это нужно? Настолько ли высока угроза терактов?

- Исключать новых акций террористов, к сожалению, нельзя. Но дело даже не в этом. Наше общество стало чрезвычайно агрессивно. Конфликты и в быту, и на транспорте, да где угодно! Есть действительно неадекватные люди, готовые к опасным поступкам. И выявить их на раннем этапе было бы очень полезно.

СПРАВКА

В России авиапассажиров «сканируют» с 2004 года

Методика профайлинга была сформулирована в конце 1970-х годов израильской авиакомпанией «Эль-Аль». В ее основе - система наблюдения за пассажирами с целью выявления нестандартных реакций. В 1984 году методика стала применяться службами авиационной безопасности в большинстве европейских стран и США. В России активное применение системы профайлинга началось после 24 августа 2004 года, когда террористки-смертницы смогли проникнуть на два самолета, вылетавших из аэропорта «Домодедово». Российские специалисты взяли за основу израильскую процедуру, дополнив ее собственными разработками.

КСТАТИ

Разуваться в аэропорту скоро не придется

Вряд ли кто-то любит разуваться и напяливать бахилы при прохождении досмотра в аэропорту. В последнее время эту процедуру проводят не так часто, а вскоре она исчезнет вовсе. Как рассказал «КП» генеральный директор «АэроМАШ - Авиационная безопасность» Александр Невзоров, сейчас заканчиваются испытания специальных ратиопластин, которые смогут просвечивать подошву любой обу­ви до самых пяток. Встаешь на пластину, ждешь пару секунд - можно идти дальше. И никаких рентгеновских лучей: обувь просвечивается только без­опасными радиоволнами, способными обнаружить малейшее уплотнение.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В метро опасных пассажиров будут искать автоматически

Как рассказали в пресс-службе Московского метрополитена, в подземке вскоре появится система автоматического профайлинга.

- На станции «Охотный ряд» уже тестируется система контроля психоэмоционального состояния человека на основе видеоизображения, предназначенная для выявления агрессивных и потенциально опасных людей, ориентированных на совершение преступлений и террористических актов, - сказали в пресс-службе. - Психоэмоциональное состояние человека характеризуется на основе алгоритмов анализа вестибулярно-эмоционального рефлекса (движений головы) и незначительных движений тела. Система производит мониторинг уровня агрессии, стресса и тревожности, а также определяет уровень потенциальной опасности контролируемого человека.

По материалам: КП

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини