Смерть как неутолимая скорбь
Австралийской паллиативной медсестрой Бронни Вейр в процессе общения с людьми, пребывающими в предсмертном состоянии, было проведено исследование, имеющее целью обозначить, что мучает людей в преддверии смерти больше всего.
![]() |
Смерть как неутолимая скорбь |
Австралийской паллиативной медсестрой Бронни Вейр в процессе общения с людьми, пребывающими в предсмертном состоянии, было проведено исследование, имеющее целью обозначить, что мучает людей в преддверии смерти больше всего.
Оказалось, что самым распространенным сожалением есть безграничная скорбь по тому, что жизнь была прожита не ради личных целей – а потрачена на работу и прочее. Проживая свой последний день на Земле, о чем более всего сожалели бы вы, читатели?
В течение нескольких лет Бронни Вейр работала в сфере паллиативной помощи, осуществляя уход за пациентами на протяжении последних 12 недель их жизни. Она регулярно записывала сведения и откровения, сообщенные ей пациентами. В итоге, медсестра смогла включить их в книгу под названием «Вдохновение и чай», вызвавшую серьезный резонанс на Западе.
Вейр пишет о феноменальной ясности видения мира, которую люди обретают в конце своей жизни, и утверждает, что нам стоило бы поучиться их мудрости во избежание будущих ошибок. Итак, Вейр выделила наиболее распространенные сожаления, которые испытывают умирающие:
Жаль, что я был недостаточно мужественным человеком, чтобы жить ради себя, а не других
Медсестра Вейр: «Это, несомненно, самый распространенный вид сожаления изо всех мною услышанных. Когда люди понимают, что их жизнь почти закончена, оглядываясь назад, они с абсолютной четкостью видят, как много их желаний и грез не было воплощено в реальность. Большинство людей, которые не выполнили даже половины обещаний, данных самим себе, умирали, с горестью осознавая, что это происходило из-за выбора, который они сделали или не сделали».
Работа обесценила мою жизнь
«Это признание я слышала от всех пациентов мужского пола, о которых заботилась. Они упустили из виду юность и молодость своих детей, а также отношения со своим партнером. Женщинам также было свойственно упоминать о подобной проблеме, но, так как большинство из них были представителями старшего поколения, то они не являлись кормильцами в своих семьях».
Жаль, что я не имел смелости выразить свои чувства
«Многие люди подавляли свои чувства, чтобы сохранить мир с другими. Таким образом, они решились на посредственное существование и никогда не стали теми, кем они действительно способны были стать. Многие болезни как раз и развивались в связи с испытанными горечью и негодованием.»
Куда подевались мои друзья?
«Очень часто мои пациенты искренне скорбели об утраченной вследствие неопрятности и откровенной халатности дружбы. Люди настолько погружались в свою рутинную повседневность, что друзья превращались в бледные тени тех, кем они являлись в дни молодости.
Жаль, что я не позволил быть себе счастливым
«Эта разновидность скорби удивительно универсальна и прослеживается у всех пациентов. Многие из них так и не поняли до конца, что счастье есть выбор. Они застряли в старых шаблонах, условностях и привычках. Так называемый политез и общественная этика все глубже и глубже зарывала в потемки души их истинные чувства и эмоции.