xcounter
Calendar Icon

Бремя Украины. Почему Россия и Запад борются за нежеланный приз, и чем это закончится

23.06.2014 12:17

Усилившиеся в последнее время трения между Западом и Россией часто оставляют за пределами внимания происходящее в Украине и его сущность. Ответ на этот вопрос, как и многие другие проблемы, зависит от того, сколько каждая из сторон готова заплатить за предпочтительный исход. Поэтому, прежде всего, необходимо понять, что представляют собою эти расходы.

 
Усилившиеся в последнее время трения между Западом и Россией часто оставляют за пределами внимания происходящее в Украине и его сущность. Ответ на этот вопрос, как и многие другие проблемы, зависит от того, сколько каждая из сторон готова заплатить за предпочтительный исход. Поэтому, прежде всего, необходимо понять, что представляют собою эти расходы.

Запад видит себя в качестве защитника Украины в условиях российской агрессии, — пишут Клифорд Гадди и Барри Айкс на сайте Брукингского института, — и, пока противостояние не перерастет в открытую войну (сомнительная перспектива), противодействие России может основываться на двух экономических тактиках. Во-первых, это укрепление экономической уязвимости Украины, в основном, посредством предоставления кредитов. Как известно, МВФ и ЕС в общей сложности пообещали украинскому правительству 28 млрд. долларов. Второй способ — экономические санкции против России.

С точки зрения России, ситуация обстоит гораздо сложнее, но, в конце концов, там тоже все сводится к экономике. Россия рассматривает Украину как фронт в войне, развязанной против нее Западом. Россия требует от Запада прекратить использовать страну в качестве плацдарма для операций против России. Для России санкции — еще одно подтверждение агрессии Запада. Россия знает, что в плане экономического развития и мощности уступает своим противникам (совокупный ВВП ее оппонентов в НАТО и ЕС в 15 раз превышает российский показатель), так что решила не отвечать санкциями на санкции, понимая, чем ей это грозит. Вместо этого, она прибегает к «асимметричным» мерам, выискивая брешь в обороне противника. Иногда искать долго не приходится, очевидный тому пример — экономика Украины. Россия стремится показать: если западная коалиция хочет использовать Украину против нас, пускай увидят, сколько это будет им стоить.

Всегда легче подорвать страну экономически, чем отстроить

Для большинства наблюдателей очевидно, что экономически Запад не сможет защитить Украину от враждебной России. Последняя способна нанести первой гораздо больший ущерб, чем Запад — оказать помощи. Всегда легче подорвать страну экономически, чем отстроить; легче дестабилизировать, чем стабилизировать. Красноречивый факт: ежегодно Россия вливает в украинскую экономику не менее 5 млрд. долларов (возможно, даже 10 млрд.).

Когда мы говорим о субсидиях, то обычно думаем о способности России предложить Украине дешевый газ — что, собственно, та и делает, когда захочет. Однако существует и много других скрытых от глаз лазеек, путем которых Россия оказывает Украине поддержку. Основной источник — заказы украинским тяжелым производственным предприятиям. Эта часть украинской промышленности почти полностью зависит от спроса со стороны северного соседа. В южных и восточных регионах Украины преобладают предприятия, построенные еще в советскую эпоху в рамках единой интегрированной экономики. Их устойчивость и жизнеспособность обеспечивалась исключительно благодаря российскому газу и нефти. Российские субсидии продолжали поддерживать структуру и в постсоветскую эпоху. Поскольку большинство субсидий являются неформальными, то и не всплывают в официальной статистике. Хорошим примером является железнодорожный сектор, чей экспорт и производство целиком и полностью зависят от России. Ниже приведен объясняющий данный факт график (да, кривые расходятся в самом конце, но этому есть пояснение, которое мы приведем ниже).

График 1. Тенденции в производстве подвижного железнодорожного состава в России и экспорт подвижного железнодорожного состава из Украины в Россию, 2002-2014
График 1. Тенденции в производстве подвижного железнодорожного состава в России и экспорт подвижного железнодорожного состава из Украины в Россию, 2002-2014

 

Российский спрос на железнодорожные вагоны, в свою очередь, зависит от потока ренты на нефть и газ в Россию (график 2). Поток зависит от мировых цен, которые Россия, очевидно, не может определять. Таким образом, тот факт, что украинская продукция на графике выглядит в точности так же, как и российское производство, демонстрирует тесную взаимосвязь экономик обеих государств посредством ориентации железнодорожного сектора. Фактически на равных правах с российскими предприятиями, ЖД сектор Украины функционировал по отработанной системе вплоть до второго квартала 2013 года. Тогда РФ прекратила заказывать украинские вагоны и локомотивы, отрезав этим Украину от доходов, ушедших к российским производителям (график 2). График 3 и вовсе ставит в вопросе точку.

График 2. Мировая цена на нефть и производство в России железнодорожных грузовых вагонов.
График 2. Мировая цена на нефть и производство в России железнодорожных грузовых вагонов.

 

График 3. Мировая цена на нефть и украинский экспорт продукции железнодорожной промышленности.
График 3. Мировая цена на нефть и украинский экспорт продукции железнодорожной промышленности.

 

Стоит отметить еще несколько деталей. Во-первых, прекращение российских заказов стоило Украине огромных денег (больше $3 млрд. годового дохода). Закрываются заводы, люди оказываются на улице. Побочные эффекты испытывают также производители металлургической, горнодобывающей и энергетической отраслей. Итак, украинское производство подвижных составов абсолютно зависит от российского спроса. Схожая ситуация и с оборонной промышленностью, чья география отличается повышенной кучностью и локализацией. Примерно 96% занятых в оборонной промышленности Украины — жители Киева, Харькова, Днепропетровска и Николаева. Вот почему недавние заявления Путина о планах по ликвидации импорта оборонных товаров зловещим эхом прокатились в некоторых частях Украины.

Может ли Запад вырвать Украину из оков зависимости от России? Способны ли Соединенные Штаты, другие страны НАТО и ЕС заменить роль России в восточной Украине? МВФ, разумеется, никогда бы не одобрил поддержку тяжелой промышленности на том уровне, на каком это способна была делать Россия. Тысячи людей потеряют работу, и эти рабочие места нужно будет как-нибудь компенсировать. Итак, какова цена вопроса? Единственная историческая параллель — воссоединение Германии, — предоставляет такие цифры: 2 трлн. евро, или 2760 млрд. долларов в течение 20 лет. Если учитывать, что ВВП на душу населения в Украине составляет десятую часть от немецкого, тогда, чтобы откупиться от России, Западу потребуется 276 миллиардов долларов (а в действительности еще больше, поскольку население восточной Украины превышает население восточной Германии). Готов ли Запад платить столько? Немыслимо, скажете вы, и будете правы.

Обратите внимание, что Россия, напротив, пережила бы сокращение украинской промышленности. Экономическая система СССР была выстроена так, что фактически любой вид продукции поступал из двух источников. Для России крах тяжелой промышленности Украины — импортозамещение в собственной экономике. В случае прекращения украинского импорта, главными бенефициарами окажутся оборонные предприятия и другие производители тяжелого оборудования внутри России.

Экономически Россия может позволить себе потерять Украину. Чего она не может, так это установить над ней тотальный контроль, то есть, взять на себя гораздо больше ответственности, чем в данный момент (в том случае, если Запад откажется от страны).

Представим себе несколько вариантов гипотетического будущего для Украины.

Украина как Польша

Украина как Финляндия

Украина как «Малороссия»

Полноправный член НАТО

Финляндизация: нейтральный статус государства, неприкасаемость, суверенитет уважают как Запад, так и Россия

Псевдо-финляндизация: номинальная нейтральность в условиях доминирующего положения России

Восточная Украина аннексирована Россией, остальная часть — контролируется удаленно

Аннексия всей территории Украины

Положение России: 1) теряет в могуществе, откатываясь к уровню начала 1990-х; ИЛИ 2) либерально-демократическое преобразование: проходит вестернизацию и принимает демократию свободного рынка

 

Положение России: остается мощным государством, антагонистичным Западу. Однако соблюдает гарантии безопасности внеблоковой Украины

Положение России:

продолжение фазы агрессивного противостояния с Западом, сопровождающейся провокациями со стороны НАТО и деятельностью по защите русскоязычного населения Украины. Военное вторжение России.

 

Недопустимый для России вариант

 

Желанный исход для России, приемлемый для Запада

Возможный исход, нежеланный для обеих сторон, однако форсированный событиями и обстоятельствами


Учитывая действительное положение дел и геополитическую традицию, рациональнее всего ожидать реализации вариантов «Псевдо-финляндизация» и «Малороссия».

Тем, кто самозабвенно стремится поставить Россию на колени, можно дать простой совет: отдайте ей Украину — слишком большой кусок, которым та подавится. Для тех же, кто действительно заботится об Украине, истина лежит посередине.

Перевел Галабурда  Егор.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини