Сергей Павлинов: Чтобы играть любовь на сцене, нужно знать приемы, чтобы любить в жизни – нужно трудиться

Народный артист Украины Сергей Павлинов служит в киевском театре оперетты 34 года. 14 ноября в этих родных для Сергея Николаевича стенах отмечали его 70-летний юбилей. Но по-своему, по-театральному, поэтому шедший в этот вечер «Цыганский барон» и исполнение Павлиновым партии графа Омоная нами, зрителями, воспринималось по-особенному.

Сергей Павлинов: Чтобы играть любовь на сцене, нужно знать приемы, чтобы любить в жизни – нужно трудиться
34 года народный артист Украины Сергей Павлинов служит в киевском театре оперетты. 14 ноября в этих родных для Сергея Николаевича стенах отмечали его 70-летний юбилей. Но по-своему, по-театральному, поэтому шедший в этот вечер «Цыганский барон» и исполнение Павлиновым партии графа Омоная нами, зрителями, воспринималось по-особенному.
Народный артист Украины Сергей Павлинов (фото: FaceNews)
Народный артист Украины Сергей Павлинов (фото: FaceNews)

Граф Омонай появляется во втором действии оперетты Иоганна Штрауса, есть еще время загримироваться и переодеться, и Сергей Николаевич ведет меня в свою гримерку, где можно следить за ходом спектакля по монитору. Мы разглядываем врученный артисту несколько минут назад Почетный знак министерства культуры Украины «За достижения в развитии культуры и искусства» и говорим о педагогах Павлинова, о главном режиссере театра, переманившем его в Киев – Владимире Владимировиче Бегме (главный режиссер киевской оперетты в 1975-81 гг.– Прим. ред.), о коллегах, у которых учился мастерству Сергей Николаевич, о ролях в театре и жизни.

FaceNews: Сергей Николаевич, а вы помните свою первую роль в театре, первый спектакль?

Сергей Павлинов: После окончания института имени Гнесиных я попал в театр в Кабардино-Балкарии. Первый спектакль я спел Эдвина в «Сильве», все было, как в тумане, мне казалось, что я сдаю экзамен, меня хвалили, но я их не слышал, даже плохо запомнил тот вечер.

Зато я запомнил свой самый первый спектакль в нашем киевском театре оперетты, я был принят в труппу, и сразу же мы отправились в Одессу на гастроли. У меня была роль Оборотня в сказке «Ивашка – белая рубашка», я валял дурака, делал сальто, Оборотень превращался в царевича, дети визжали, впечатлений масса.

FN: А есть ли у вас какие-то приметы, обычай, когда вы выходите на сцену, как вы настраиваетесь?

СП: Знаете, я думаю о своих близких. Представляю, как бы мама за меня порадовалась, дети…

FN: А ваша жена поддерживает вас даже на сцене (Ирина Лапина играет в киевской оперетте с 1978 года – Прим. ред.). Вы познакомились здесь, в этих стенах… А скажите, в чем особенность «служебного романа» в театре?

СН: Ирина меня заинтересовала сразу, действительно, мы нашли друг друга на сцене, встречались почти год, потом поженились. Были заняты в спектакле «Три мушкетера», я был Д'Артаньяном, а Констанцию играла Ирочка. Я с трудом представляю себе семью, например, – он артист, она – учительница. Когда театр по несколько месяцев на гастролях, вся семья выезжает, наша младшая дочь гостиницу называла домом. Я свято верю в любовь, на сцене я Ирочку к партнерам не ревновал, внутри было полное спокойствие.

Ирина Лапина в роли Мирабеллы (фото: FaceNews)
Ирина Лапина в роли Мирабеллы (фото: FaceNews)

FN: Сегодня во время торжественной части вас называли почетным героем-любовником, мастером этого амплуа. Наверняка, вы можете ответить, в чем разница – любить в жизни и играть любовь на сцене?

СН: Любить – это каждый день доказывать, выражать огромное внимание ко всему, во всех мелочах.

А на сцене, чтобы показать любовь, нужно применять некоторые специальные приемы: пристально разглядывай реснички, лицо, грим, очертания губ, любуйся локонами партнерши, зритель все видит.

И если кто-нибудь скажет: у тебя определенно чувства к ней, значит, мне удалось обмануть зрителя. Вы как будто гипнотизируете партнершу, если она поступает так же, значит на сцене – настоящая любовь. И нет необходимости в обнажении, задирании юбок.

А в жизни любовь – это величайший труд, просто неподъемный, и если человек с ним справляется, то любая женщина отвечает взаимностью.

FN: Сергей Николаевич, а почему для вашего сегодняшнего бенефиса выбрали именно оперетту Штрауса?

СП: В «Цыганском бароне» у графа Омоная эффектный выход, Богдан Дмитриевич Струтинский (художественный руководитель театра – Прим. ред.) сделал так, что с триумфальным выходом Омоная как бы начинается новый спектакль, почти в самом финале происходит эмоциональный всплеск – все ждут: вот он приедет и наведет порядок.

FN: А есть ли роль, которая дорога вам особенно?

СП: Все мои роли – мои дети. Если спектакль снимается по каким-то причинам, очень тяжело расставаться с ролью, жалко, я их все по-своему люблю, любая роль, даже самая маленькая, большая. Я сейчас играю Джона Сильвера в «Острове сокровищ», я тоже очень люблю эту роль, я в ней купаюсь, получаю наслаждение.

FN: Вам отпиливают ногу для этой роли?

СП: Да (улыбается), мне там сделали такой сапог, как деревянный – моя деревянная нога, я прихрамываю, у меня костыль… Генерал Харрисон («Целуй меня, Кэт»), Данило («Веселая вдова») совсем недавно, в прошлом году еще работал, Раджани («Баядера») тоже сняли, этот спектакль немного «обветшал». Я поддерживаю линию Богдана Дмитриевича: надо обновлять не только репертуар, но и «одежду сцены», если она пообтерлась, то для нынешнего уровня нашего театра это непозволительно.

Мы должны блистать, оперетта – это брызги шампанского, блеск, фейерверк, золото, искрометные танцы.

FN: Из того репертуара, который снят, хотелось бы что-нибудь вернуть?

СП: Вот в «Баядере», например, так получалось по складу труппы, что моими партнершами становились все более и более молодые актрисы, последняя была Елена Арбузова, ей буквально 25-26 лет. Я взмолился: «Вы меня ставите в неловкое положение». Мне отвечали: «На сцене этого не видно, вы классно выглядите». Но я уже и сам понимаю, ну сколько можно играть героев-любовников. В любом театре есть роли второго положения по возрасту. Я ни о чем не жалею. Я счастлив и в творческой жизни, я всегда имел большое количество ролей, всегда был востребован, в нынешних возрастных ролях я нахожу много интересного, и мой опыт пригодится мне в ролях второго положения, они могут тоже быть комедийные, острохарактерные. Генерал Харрисон («Целуй меня, Кэт») – это военный мундир, командный голос, решительный человек. Все, что я накопил, все мне пригодится в будущем.

Граф на сцене

Не успев, конечно, задать все вопросы, ухожу, чтобы не мешать Сергею Николаевичу подготовиться к выходу на сцену, и жду его появления вместе с другими зрителями в зале.

Действительно, выход графа Омоная совершенно триумфальный: почти все артисты, занятые в спектакле выстраиваются на сцене (среди них я вижу волнующуюся Ирину Лапину, она блестяще играет Мирабеллу), звучит барабанная дробь в исполнении нескольких прекрасных девушек, и вот перед нами – граф Омонай, стройный, подтянутый, обаятельный, с горящим взглядом и сильным голосом.

Народный артист Украины Сергей Павлинов в роли Омоная (фото: FaceNews)
Народный артист Украины Сергей Павлинов в роли Омоная (фото: FaceNews)

А после окончания спектакля опустился экран, и нам показали фотографии и кадры, на которых Сергей Павлинов снят в многочисленных опереттах. И, конечно, были долгие аплодисменты, поздравления, рядом с юбиляром росла гора цветов.

В подарок коллеги преподнесли Сергею Николаевичу сделанные на заказ большие часы с изображением его сценических героев.

И теперь народный артист Украины Сергей Павлинов, перекручивая стрелки вперед-назад, может или возвращаться к своим любимым персонажам, или размышлять о будущих ролях, которые предложат ему Театр и Жизнь.

Богдан Струтинский вручает подарок Сергею Павлинову (фото: FaceNews)
Богдан Струтинский вручает подарок Сергею Павлинову (фото: FaceNews)

Популярные видео на YouTUBE

Материалы по теме

Самые важные новости

Чтобы не пропустить главные новости недели, подпишись на пятничную рассылку.