Россия нервно поглядывает на американо-иранское соглашение по ядерной программе – Stratfor
В начале апреля успешно завершились переговоры по иранской ядерной программе. Россия не заинтересована в том, чтобы рядом с ней существовал ядерный Иран, но она делает все возможное, чтобы сохранялись напряженные отношения между Вашингтоном и Тегераном, отвлекающие Соединенные Штаты от событий в постсоветских странах, находящихся в сфере интересов России.
В начале апреля успешно завершились переговоры по иранской ядерной программе. Россия не заинтересована в том, чтобы рядом с ней существовал ядерный Иран, но она делает все возможное, чтобы сохранялись напряженные отношения между Вашингтоном и Тегераном, отвлекающие Соединенные Штаты от событий в постсоветских странах, находящихся в сфере интересов России.
![]() |
Представители Китая, Франции, Германии, ЕС, Ирана, России, Великобритании и США после окончания переговоров по иранской ядерной программе в Лозанне 2 апреля (Thomas Trutschel) |
Материал на эту тему публикует американский аналитический центр Stratfor.
Россия делала все возможное, чтобы отношения американцев и иранцев оставались напряженными.
Россия предлагала продать Ирану усовершенствованные системы ПВО, чтобы противостоять угрозам США бомбить иранские ядерные объекты. Команды российских ядерных экспертов подогрели интерес Ирана в сфере гражданской ядерной энергетики предложениями по созданию дополнительных энергетических реакторов.
Российские банки помогали Ирану обойти финансовые санкции. В планы России не входило помочь Ирану создать бомбу, но она хотела использовать свое влияние на ключевого игрока на Ближнем Востоке, чтобы привлечь Соединенные Штаты к переговорам по вопросам, жизненно важным для интересов национальной безопасности России.
Если Вашингтон хочет решить проблему Ирана, полагала Москва, ему придется отступить по такому вопросу, как противоракетная оборона в Центральной Европе, в которой Кремль увидел первые шаги американцев по окружению России.
Очевидно, план России не сработал. Соединенные Штаты и Иран в ходе двусторонних переговоров в конечном итоге решили основные разногласия. Теперь Соединенные Штаты и Иран на пути к нормализации отношений, в то время, как Владимир Путин пытается одновременно защититься от НАТО по европейской границе России и справиться с экономическим кризисом и борьбой за власть у себя дома. На энергетическом фронте ситуация не лучшая для России.
Россия может потерять доходы от экспорта энергоносителей
Вероятность достижения соглашения между Соединенными Штатами и Ираном летом этого года означает, что дополнительные баррели иранской нефти в конечном итоге попадут на рынок, что также снизит цену на нефть, а также ускорит падение российского рубля. Иранская нефть не наводнит рынок мгновенно с подписанием соглашения. Считается, что Иран имеет 35 миллионов баррелей сырой нефти в хранилищах, которая может быть поставлена на рынок, как только будут облегчены европейские и американские экспортные санкции.
В нынешних условиях Иран может предложить 400-500 тысяч баррелей в сутки в течение года, но это будет постепенный процесс, так как Иран борется за поступление иностранных инвестиций в свой полуразрушенный энергетический сектор.
Не попадут в страну деньги американских инвесторов, вероятно, по крайней мере до конца 2016 года, когда еще будет действовать Закон о санкциях против Ирана. Тем не менее, европейские и азиатские предприниматели будут среди первых, кто начнет возобновление разработки нефтяных месторождений Ирана.
Новые возможности в Европе
Постепенное возрождение энергетического сектора Ирана может осложнить тяжелую борьбу России за сохранение своих рычагов влияния в Европе. Россия является одним из крупнейших поставщиком энергоресурсов в Европу. 50 млрд кубометров природного газа, которые будут доступны для экспорта из США в течение ближайших пяти лет, не смогут составить ценовую конкуренцию из-за низких эксплуатационных и транспортных расходов российского природного газа.
Тем не менее, США по-прежнему будут создавать больше предложений на рынке природного газа с целью большей энергетической безопасности Европы.
Литва играет ведущую роль в создании центра по приему сжиженного природного газа (СПГ) для региона, чтобы попытаться уменьшить, если не устранить зависимость балтийских стран от России. В этом году Польша откроет собственное производство сжиженного газа, а нефтеперерабатывающий завод Sabine Pass в Луизиане (США) планирует продавать СПГ в Азию.
В Южной Европе ситуация для России иная, но все-таки огорчительная
Из-за значительных расходов энергокомпании уже сокращают свои капитальные затраты, вето Турции на транзит танкеров с СПГ через Босфор эффективно нейтрализует любой проект по импорту СПГ на Черном море. Но Европа рассматривает более экономически приемлемую возможность строительства соединительных трубопроводов между странами Юго-Восточной Европы.
Это немного снижает монополию России в сфере энергоснабжения, но это не лишает Москву способности политизировать цены в Европе.
Киев в значительной степени зависит от своих соседей в Словакии, Польше и Венгрии, которые поставляют реверсные потоки российского природного газа по сниженным ценам. Хотя российский природный газ будет по-прежнему течь в основном через эти трубопроводы, расширение сети соединительных трубопроводов откроет возможности для поставок не-российского природного газа из Северного моря и терминалов СПГ в Северной Европе.
Россия думала, что будет в состоянии держать на крючке Южную Европу за счет строительства газопровода «Южный поток» через Черное море, Балканы и Центральную Европу. Падение цен на энергоносители и растущее сопротивление ЕС против нового газопровода, отправили этот проект в мусорное ведро, но у России был запасной план.
Трубопровод «Турецкий поток» через Черное море в Турцию для поставок в Южную Европу через паутину соединительных труб уже находится в разработке. На первый взгляд, план Москвы выглядит весьма блестяще: используйте ту же инфраструктуру, которую Европа уже использует для диверсификации, а затем, когда политические неприятности по поводу Украины в конечном итоге стихнут, вставьте себя в энергобаланс Европы через такого партнера, как Турция.
Но план остается ненадежным. Кто-то должен платить за постройку трубопровода между Россией и Турцией, и обе страны будут стараться найти для этого частных инвесторов.
Кроме того, нет никаких признаков того, что европейцы будут готовы принять дополнительный российский природный газ через еще не построенный «Турецкий поток», когда абсолютно функциональный трубопровод из России в Восточной Европе уже существует. Россия не может отказаться от поставок природного газа, так как отчаянно нуждается в этих энергетических доходах.
Когда Путин согласился на трехмесячный контракт на поставку Украине природного газа на прошлой неделе (с огромной скидкой в $ 247,20 за тысячу кубометров), он, вероятно, сделал это, понимая, что если будет вести нечестную игру в области энергетики, это будет только стимулировать дальнейшие инвестиции и строительство соединительных трубопроводов в Юго-Восточной Европе, что ускорит падение энергетического влияния России в Европе. Лучшее, на что он может надеяться, – замедлить этот процесс.
Мало того, что российские ценовые рычаги ослабеют в Европе в долгосрочной перспективе, но влияние России на энергоснабжение Европы также уменьшится с течением времени.
Азербайджан был первым южным коридором поставок энергоносителей в Европу в обход России. Туркменистан по-прежнему находится под влиянием России, но готов принимать турецких и европейских инвесторов, желающих построить трубопровод в Европу через Каспийское море.
Влияние России ослабевает на Ближнем Востоке
В день объявления о заключении рамочного соглашения по иранской ядерной программе в России вновь заговорили о продаже Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300.
Эти заявления, скорее всего, привлекли внимание Вашингтона, но, вероятно, не произвели впечатления. Угроза применения С-300 значила намного больше, когда Соединенным Штатам было необходимо эффективное военное сдерживание Ирана. Если Соединенные Штаты и Иран достигнут взаимопонимания, которое нейтрализует эту угрозу политическим путем, разговоры России о С-300 превратятся в горячий воздух.
Это небольшая, но показательная иллюстрация ослаблений позиций России на Ближнем Востоке.
Россия долгие годы поддерживает сирийское правительство, и Москва будет поставлять оружие в регион из соображений политической и экономической необходимости. Но такие страны, как Египет будут по-прежнему отдавать приоритет отношениям с Соединенными Штатам.
Влияние России на Ближнем Востоке стремительно падает, в то же время Европа начинает спрыгивать с газового крючка России. В то время, как варианты развития России на Ближнем Востоке и в Европе сужаются, американские, наоборот, расширяются. Это неудобная ситуация для Путина. Противостояние между Вашингтоном и Москвой продолжается.