xcounter
Calendar Icon

Андрей Новак: Для государства, которое страдает от военной агрессии, дефолт вполне логичен

23.06.2015 09:29

О потенциальном дефолте, продолжении падения гривни и тонкостях украинских макроэкономических показателей FaceNеws пообщался с экономистом Андреем Новаком. По мнению эксперта, дефолт Украины возможен уже в текущем году. Однако это — не приговор. Если вся экономическая власть после потенциального дефолта отправится в отставку, а на ее место придут специалисты, ни один из внешних партнеров от Украины не отвернется, считает Новак. Эксперт также дал советы широкому кругу украинцев, у которых пока еще остались хоть какие-нибудь сбережения. Что делать с деньгами, чтобы не потерять их в такие сложные времена, но, наоборот, даже приумножить? Во что стоит вкладывать деньги сегодня, чтобы гарантированно выиграть? Об этом также читайте в интервью FaceNews.

О потенциальном дефолте, продолжении падения гривни и тонкостях украинских макроэкономических показателей FaceNеws пообщался с экономистом Андреем Новаком. По мнению эксперта, дефолт Украины возможен уже в текущем году. Однако это — не приговор. Если вся экономическая власть после потенциального дефолта отправится в отставку, а на ее место придут специалисты, ни один из внешних партнеров от Украины не отвернется, считает Новак. Эксперт также дал советы широкому кругу украинцев, у которых пока еще остались хоть какие-нибудь сбережения. Что делать с деньгами, чтобы не потерять их в такие сложные времена, но, наоборот, даже приумножить? Во что стоит вкладывать деньги сегодня, чтобы гарантированно выиграть? Об этом также читайте в интервью FaceNews.

Андрей Новак
Андрей Новак

 

Одни экономисты и политики говорят, что дефолт — это будет для Украины очень плохо. Другие — что это не приговор. Вы, судя по вашей странице в Фейсбуке, отстаиваете позицию, что это не приговор. Почему не приговор?

Потому что для государства, которое страдает от прямой военной агрессии, объявление дефолта — это не трагедия. Это даже вполне логично. Во-вторых, не страшен сам дефолт. Крайне важно, как власть в стране работает на следующий день после дефолта, если он уже случился. Если дефолт идет на пользу, если экономическая власть в стране начинает работать более эффективно, то никто из внешних партнеров от такой страны не отвернется. 

Но если, не дай бог, после вероятного дефолта политика внутри страны, которая объявила дефолт, не меняется — тогда, конечно, рассчитывать на партнерство в ближайшие годы будет невозможно.

«Хотим другого результата — нужны другие слагаемые, то есть, другие политические лидеры»

Как Вы считаете, почему бы нашей власти не изменить политику в сторону более эффективной уже сейчас, не дожидаясь необходимости объявлять дефолт? 

Я думаю, что мы всем нашим обществом должны понять: есть простой закон математики, который говорит: от перестановки слагаемых сумма не меняется. То же самое с нашими политиками. Как бы мы не переставляли одних и тех же политиков из одной ветви власти в другую, из одной политической силы в другую, политические лидеры остаются у нас те же самые, и надеяться от них на какой-то другой результат я лично уже не собираюсь. И никому не советую. Поскольку какой результат они могли нам дать, такой они и дали, и продолжают давать. Хотим другого результата — нужны другие слагаемые, то есть, другие политические лидеры. 

Если эти лидеры так и будут оставаться у власти, что ожидает нашу экономику в ближайшие несколько месяцев?

Если эти будут оставаться, то получим то, что мы имеем в последние полтора года. 

Падение гривни, спад экономической активности?

Да. Продолжение всех существующих на сегодня тенденций. 

Как скоро такими темпами мы дойдем до дефолта?

Если не будет реструктуризации государственного долга, и одновременно с этим не будет новых серьезных ресурсов от международных финансовых организаций, то дефолт неминуем. Он может быть когда угодно, даже в текущем году, поскольку государственный бюджет не выполняется. Номинально растут доходы бюджета только из-за инфляционного эффекта. 

«Дефолт может случиться в текущем году»

Учитывая, что иностранные валюты подорожали за последних полтора года в три раза, нам нужно в три раза большие гривневые суммы для обслуживания внешнего долга. А этого государственный бюджет не потянет, потому что суммы нужны в три раза большие, а рост доходов бюджета из-за инфляционного эффекта — лишь на треть, на 35%. Поэтому тут большая яма. Если мы ее не покроем либо за счет новых крупных кредитов, либо за счет реструктуризации долга, то дефолт просто неминуем. 

На Ваш экспертный взгляд, что же должна делать власть в первый день после дефолта? Или даже так: чего должны избиратели требовать от своей власти в первый день после дефолта?

После объявления дефолта вся экономическая власть, в полном составе, должна немедленно идти в отставку. Иначе невозможно надеяться, что с нами будет кто-то работать. Власть, которая довела до дефолта, должна в полном составе идти в отставку. Экономическая власть, то есть, это правительство и Национальный банк Украины. Если останется та же власть после объявления дефолта, то с этой властью в мире уже никто не будет работать. Рассчитывать на кредиты, а тем более на инвестиции в Украине будет невозможно. 

«Мировое сообщество, цивилизованный мир готов, поддерживает и будет поддерживать не украинское правительство, не украинский НБУ, а Украину как государство»

«Рейтарс» в статье от 12 июня информирует, что их анонимные информаторы из среды частных кредиторов Украины сообщают: если Украина примет мораторий на выплату частным внешним кредиторам, то они, во-первых, все одновременно запросят свои кредиты, и это приведет к дефолту. Во-вторых, анонимный эксперт заявляет, что такой шаг — дефолт Украины — в свою очередь повлечет за собой исключение нашей страны из глобальной финансовой системы, из всех рынков капитала. Что это все может означать для нас?

Я не думаю, что будут аж такие трагические события. Все будет зависеть от того, как будет вести себя украинская власть. Сейчас мяч полностью на стороне украинской власти. Если власть будет с ситуацией дефолта работать адекватно, то никаких особых трагедий не будет, учитывая наши отягчающие обстоятельства — войну, которая происходит на нашей территории. 

Мировое сообщество, цивилизованный мир готов, поддерживает и будет поддерживать Украину как государство. Не украинское правительство, не украинский НБУ, а Украину как государство, потому что Украина сейчас самостоятельно останавливает войну, чтобы она не двигалась дальше в Европу. Это цивилизованный мир понимает, и в любом случае Украину будут поддерживать. 

«Пока что действия украинской власти неадекватные»

Никаких трагичных финансовых событий никто для нас готовить и осуществлять не будет. Это только на руку агрессору, который не остановится. Увидев, что в Украине серьезно ухудшается ситуация, агрессор пойдет дальше. И Европа, и цивилизованный мир это понимают. Но многое зависит от украинской власти. Будет ли она действовать адекватно ситуации. Пока что действия неадекватные. 

Если действующая власть уйдет в отставку, включая министров-«варягов», кого Вы видите на их месте?

В Украине 45 миллионов населения. Из них 15 миллионов трудоспособного населения. Среди них — очень много специалистов, профессионалов, в том числе и с глубокими патриотическими чувствами, которые могут занять все без исключения государственные посты, на всех уровнях, от высшего до низшего. 

Если гривня продолжит падать — а судя по Вашим высказываниям она, скорее всего, продолжит — рядовым украинцам, которые не собираются во власть и не имеют серьезных экономических познаний, что лучше делать со своими сбережениями? Как лучше их сохранять — в гривнях, долларах, фунтах, золоте? 

Я всегда рекомендовал разделять свои сбережения на три части приблизительно в равных пропорциях: в гривне, в долларах и в евро. Доллар и евро можно заменить любыми другими так называемыми твердыми валютами. В гривнях вы будете получать самые большие проценты, как это предлагается в банковской системе. А в случае ее девальвации вы себе компенсируете за счет роста стоимости иностранных валют. Таким образом, вы выравниваете свои сбережения, и они у вас под минимальным риском. Поэтому нужно разделять на три корзины в равных пропорциях, и тогда можно спать спокойно. 

«Сегодняшние вложения в недвижимость и в землю в любом случае в будущем дадут вам серьезный прирост»

Стоит ли сейчас тем украинцам, у которых еще есть такая возможность, покупать недвижимость, какие-либо крупные покупки осуществлять во время этого кризиса?

Тем, кому сбережения сейчас позволяют, следует вкладывать в то, что сейчас находится в Украине на минимальных ценах. Это земля и недвижимость. Если хватает средств на недвижимость, стоит ее сейчас покупать, потому что она на минимальных ценах. Если не хватает, то покупать земельные участки. Шесть соток, десять, двенадцать. Цены тоже сейчас минимальные. Рано или поздно война закончится, и цены как на землю, так и на недвижимость будут только расти. Поэтому сегодняшние вложения в недвижимость и в землю в любом случае в будущем дадут вам серьезный прирост. 

После транша МВФ курс гривни стабилизировался. Означает ли это, что мы используем транши МВФ не на развитие экономики, а просто проедаем их?

На самом деле, пока не было ни одного раза прямой зависимости между поступлением транша МВФ и стабилизацией курса гривни. Колебания и девальвация курса гривни продолжались. Единственное, что в разной динамике. В прошлом году абсолютно никакой связи не было между траншем и девальвацией. Транши приходили, а девальвация динамично продолжалась. 

«Дальнейшая девальвация гривни может быть спровоцирована только еще более непрофессиональными и неадекватными действиями правительства и НБУ»

В этом году темпы девальвации снизились, но она все равно продолжается, и темпы упали только потому, что гривня уже достигла всякого возможного и невозможного рыночного дна своего курса. Дальнейшая девальвация гривни может быть спровоцирована только еще более непрофессиональными и неадекватными действиями правительства и НБУ. 

Абромавичус несколько дней назад заявил, что уменьшение количества налогов с 22 до 11 в декабре не уменьшило давления на бизнес, но увеличило объемы налоговых поступлений для регионов. Он утверждает, что за первый квартал 2015 года регионы получили на 10 миллиардов гривень больше, чем за аналогичный период прошлого года. 10 миллиардов в таком контексте - это много? На какие показатели нужно вообще равняться в налоговой реформе?

Увеличение на 10 миллиардов гривен расходной части местных бюджетов — это, можно сказать, ничто. Потому что в реальном измерении, учитывая девальвацию гривни и темпы инфляции, это реальное уменьшение доходов как центрального государственного бюджета, так и, соответственно, местных бюджетов. 

«Анонсированное и широко разрекламированное уменьшение количества налогов с 22 до 9 — это огромный налоговый обман»

К тому же, анонсированное и широко разрекламированное уменьшение количества налогов с 22 до 9 на самом деле не происходило. Это огромный налоговый обман, поскольку единственное, что состоялось на самом деле — это уменьшение количества групп налогов с 22 до 9. Групп. Но количество налогов при этом абсолютно не уменьшилось, наоборот, появились новые крупные налоги, например, такие как налог на недвижимость.

То есть, правительство тот же самый массив перегруппировало из 22 групп в 9 групп. Что такое группы? В Законе Украины о государственном бюджете есть в доходной части, где речь идет о доходах от налогов, так называемые жирные строчки, которые группируют налоги. Когда-то их было 22, а теперь этих жирных строчек 9. Но количество налогов само по себе не уменьшилось. 

Так что произошел огромный налоговый обман, вследствие которого мы имеем падение ВВП за первый квартал на 18%, исключительное ухудшение всех возможных и невозможных экономических показателей Украины. Соответственно, постоянный пересмотр прогноза состояния украинской экономики всеми ведущими мировыми финансовыми институтами и рейтинговыми агентствами. Они постоянно, фактически ежемесячно, ухудшают прогноз падения ВВП в Украине в 2015 году. 

«Необходим политический шаг — это полная отставка экономического блока украинской власти»

Вы описываете катастрофический кризис. Что можно с этим сделать? Как быстро можно выйти на уровень, скажем, хотя бы 2013 года?

Чтобы стабилизировать ситуацию в экономике, сейчас необходим политический шаг — это полная отставка экономического блока украинской власти. Тогда можно будет рассчитывать на то, что как минимум успокоится ситуация на валютном рынке. А потом важно, кто придет на замену. 

Если снова будет имитация, скажем так, «варягства», когда в прогнившую экономическую систему приглашаются иностранцы, которые не могут в ней ничего изменить — тогда будет вообще гиблое дело. Если все-таки высшие наши политики хоть немножко почувствуют ответственность за судьбу страны и народа, тогда у нас появится реальное и так называемое техническое правительство из специалистов политически и бизнесово не заангажированных.

И настоящее, профессиональное руководство НБУ. Которое знает, как использовать монетарные инструменты, чтобы стабилизировать курс и наладить нормальную работу банковской системы. Но без тотальной отставки экономической власти — правительства и НБУ — никаких существенных изменений можно даже не ожидать.

Такое впечатление, что население постоянно ожидает новых лиц во власти. А в прошлом, за 24 года независимости Украины, были хорошие прецеденты в экономическом управлении? Примеры хорошей экономической власти можете назвать?

Это можно увидеть по динамике ВВП. Ключевые позитивные изменения в экономике Украины были. Первая — это было введение в обращение гривни в 1996 году. Само по себе это введение в обращение было блестяще выполнено, в отличие от советской так называемой Павловской денежной реформы, которая бросила весь бывший Советский Союз в финансовую пропасть. Введение национальной денежной единицы было проведено блестяще, это остановило гиперинфляцию и дало нам шанс и возможность на стабильные, надежные деньги. 

Справка FaceNews: экономическую власть, как квалифицирует ее Новак, в 1996 году представляли премьер-министр Павел Лазаренко и глава Нацбанка Виктор Ющенко.

Второй момент был в 2000 году. Именно в 2000 году украинская экономика перешла от падения, которое длилось все 90-е годы, в 2000 году мы вышли на рост ВВП. 

Справка FaceNews: в 2000 году «экономическую власть» возглавляли тот же Ющенко, но уже на посту премьер-министра, и Владимир Стельмах на посту главы НБУ. 

Можно сказать, что мы частично чувствовали виртуальное улучшение в первые 2000-е годы, где-то в 2000-2005 годах. Это объяснялось надуванием кредитных пузырей. Когда у нас была возможность массово брать в кредит товары, особенно автомобили, бытовую, аудио-видео-технику. И у нас было виртуальное впечатление, что у нас тут что-то очень хорошее происходит. 

Но потом все эти мыльные пузыри начали лопаться. И теперь люди отдают последнее, чтобы покрывать кредиты, которые раньше брали. Так что кроме введения гривни в 1996 году и перевода экономики с падения на рост в 2000-м ярких экономических моментов я пока что больше и не припомню. 

«Ни министры, ни даже вице-премьеры не ведут политики в своей сфере»

Касательно налоговой ветви экономической власти. Роман Насиров недавно стал главой Государственной фискальной службы, Нина Южанина — главой профильного комитета Верховной Рады. Успели ли они уже как-то показать себя? Чего от них ожидаете?

В Украине такая политическая традиция, что ни министры, ни даже вице-премьеры не ведут политики в своей сфере. Они простые исполнители установок, которые им дает руководитель. Это премьер-министр по правительственной вертикали, а в НБУ — глава НБУ. Ну и президент, если он хочет вмешиваться в экономические процессы. Все остальные — заместители главы НБУ, начальники департаментов, вице-премьеры в правительстве, министры — просто исполнители в тех учреждениях, которые им дают сверху. 

При такой политической культуре, такой политической традиции — а она именно такова на сегодня в Украине — рассчитывать, что изменение фамилий на исполнительных должностях что-то изменит в политике... Можно надеяться на чудо, но я думаю, что мы же в сказочки не верим уже с детского возраста.

«У нас номинально растет все, в гривневых суммах, но реально, по покупательной способности, украинцы все беднее и беднее»

Глобальный вопрос. У нас номинальный и реальный ВВП отличаются почти в три раза. Нужно ли нам это выравнивать? И за счет чего? 

Что значит «нужно выравнивать»? Просто у нас из-за постоянных высоких скачков девальвации гривни и высоких темпов инфляции, которые наблюдаются почти каждый год, номинально растет все, в гривневых суммах, но реально, по покупательной способности, украинцы все беднее и беднее. Поэтому уравнивание номинального и реального зависит от стабильности национальной денежной единицы и от низких темпов инфляции. А так в статистике мы можем рисовать любые цифры, но реальную картину будет показывать категория «покупательская способность субъекта экономики», то есть, гражданина или предприятия. 

«Из-за теневой экономики на так называемые статьи развития остается мизер»

То есть, различие номинального и реального ВВП не имеет отношения к теневой экономике, к операциям, за которые не платятся налоги?

Конечно же, все это влияет. Теневая экономика ярче всего проявляется в том, что у нас объем государственного бюджета чрезвычайно низок, и, соответственно, из государственного бюджета мы можем очень в малой степени влиять на экономическую ситуацию. Потому что почти что все съедают социальные расходы в бюджете, и мизер остается на так называемые статьи развития. Это оттого, что велик размер теневой экономики, которая не облагается налогом, соответственно, бюджет не получает тех доходов, которые мог бы получить. 

Директор Европейского банка реконструкции и развития в Украине Шевки Аджунер трактует закрытие множества коммерческих банков в 2014-м и первой половине 2015-го позитивно. Рынок очистился от неэффективных и ненадежных банков, считает Аджунер. А вы как трактуете этот процесс очищения? И ожидать ли дальнейшего закрытия банков?

Единственное позитивное, что можно вынести из происходящего в нашей банковской системе — это то, что банковская система Украины избавляется от так называемых «мертвых», или «больных» банков. Но какой ценой это происходит? К сожалению, это происходит ценой вкладов. Вкладчики теряют свои депозиты — и из-за девальвации гривни гривневые вклады обесцениваются, и напрямую теряют вклады в тех банках, которые ликвидируются — полностью или по большей части.

«Возвращение банковских вкладов обросло одной из самых крупных коррупционных схем в Украине за последних полтора года»

Ведь есть коррупционные механизмы, когда за возвращение вклада вкладчик должен оставить посреднику от 30 до 70% этого вклада, зависимо от банка. То есть, это превратилось в одну из самых крупных коррупционных схем в Украине за последних полтора года. Я сейчас езжу по дороге возле Киева, и там откровенно висят бигборды, на которых указан телефон, и которые гласят: «Помогаем вернуть депозиты». То есть, уже коррупционная схема вышла на рекламу. 

Единственный позитив, который мы, возможно, вынесем из этой истории — мы избавимся от «мертвых» банков, и останутся только самые стойкие и самые надежные. Это при условии, что дальше финансовая политика в государстве изменится. А если не изменится, то подобная история у нас будет повторяться время от времени регулярно. 

За первый квартал 2015 года, согласно отчету Нацбанка, только два банка были прибыльными, и это из первой десятки структурных банков. Остальные крупные банки — убыточные. Насколько это опасно? Значит ли это, что стоит хранить сбережения только в этих двух, не убыточных, банках?

Банковская деятельность динамична, там ситуация развивается достаточно динамично, и любой банк из прибыльности в убыточность может залазить достаточно быстро, и так же быстро может вылазить из убыточности в прибыльность. Это зависит от тенденций. Есть ли у него приток клиентов, депозитов. 

«Чтобы масштабно и по-серьезному возобновился приток депозитов, должно восстановиться доверие к гривне как к денежной единице»

А для того, чтобы в банковской системе Украины масштабно и по-серьезному возобновился приток депозитов, люди должны получить первое и самое главное: должно восстановиться доверие к гривне как к денежной единице. А это зависит от стабилизации курса. А если возобновится доверие к гривне, то эту гривню люди начнут приносить в банки на депозиты. А если доверия к гривне не будет, то каждую свободную гривню люди будут стараться как можно скорее менять либо на иностранные валюты, либо на товары, покупая все, что можно купить. 

После возобновления доверия к гривне должно последовать возобновление доверия к отдельным банкам. А это напрямую зависит от того, как они себя вели в последних полтора года. Работали ли с клиентами открыто. Удовлетворяли ли их требования. Выживут лучшие, самые стойкие, но, опять-таки, все это находится в прямой зависимости от государственной политики, в данном случае НБУ, но и правительства тоже. 

Сейчас готовится реформа по децентрализации. Это как-то должно повлиять на экономику на уровне государства? На тот же ВВП?

Если децентрализация сведется к тому, к чему она пока сводится — к перерисовыванию границ городов и сел, к формированию так называемых укрупненных общин, а также если децентрализация сведется к изменению вывесок местных властей — вместо мэрии сделаем исполком — то никакого экономического эффекта у нее не будет. 

«В Украине продолжается политика Азарова и Януковича»

Настоящая децентрализация, я считаю, должна заключаться только в одном: в децентрализации налогов. То есть, не расходной, а доходной части бюджетов. Нужно, чтобы на местах оставалось больше налогов, и не важно, под какой вывеской — исполком или мэрия — но этому органу есть с чем работать. 

И не важно, 35 будет районов в Киевской области или 17, но у них будет финансовый ресурс, чтобы работать. Если же правительство будет и дальше сгонять все налоги в центральный бюджет, а потом с барского плеча решать в расходной части бюджета, кому сколько давать, и по какому принципу, в зависимости от политической лояльности — то это такая же политика, которая была и в правительствах Азарова, Януковича и всех прочих. Пока что эта политика продолжается в Украине. Например, бюджет текущего 2015 года еще более централизованный по части налогов, чем даже последний бюджет Азарова 2013 года. 

Поэтому децентрализация, как и любой другой процесс, имеет виртуальную и реальную часть. Пока что все работают с популистской виртуальной частью и бросают нас в рисование географических карт и изменение вывесок. 

Если будет настоящая децентрализация, как это повлияет на макроэкономические показатели?

Тогда изменится мотивация работы местных органов власти. Вот почему нужна децентрализация налогов. Потому что тогда резко меняется мотивация местных органов власти, которые начинают относиться к любому субъекту хозяйствования как к налогоплательщику, которому нужно максимально содействовать, помогать его работе. Это то, как работают органы власти в любой цивилизованной стране. Даже возьмем соседнюю Польшу. 

«Сегодня местным руководителям, мэрам городов ни холодно, ни жарко от того, развиваются ли на их территории какие-либо предприятия или не развиваются»

Приедьте в любой городок в Польше и крикните, что вы там хотите предприятие открыть. Любое предприятие, на котором будет хотя бы несколько рабочих мест. К вам сразу же придет если не мэр, то как минимум заместитель, и будет вас расспрашивать, все вам делать, что вам нужно для открытия этого предприятия. Потому что вы даете рабочие места в этом городке и, самое главное, вы будете налогоплательщиком для местного бюджета. 

Но это работает, когда такие налоги направляются в местный бюджет. У нас почти все налоги напрямую идут в центральный бюджет страны, которым распоряжается Кабмин — считайте, премьер-министр. Сегодня местным руководителям, мэрам городов ни холодно, ни жарко от того, развиваются ли на их территории какие-либо предприятия или не развиваются. Потому что налоги и так, и так в их бюджет не идут. 

Международный фактор. Bloomberg пишет, что с 1997 года впервые предложение нефти на международном рынке превысило спрос. А также, что перенасыщение нефтяного рынка — это надолго. На украинскую экономику это как-то повлияет?

Много есть в мире хороших экономических тенденций, но пока они обходят Украину стороной. Причина — наша собственная неэффективная внутренняя политика. Любые международные договора, международные тенденции не могут заменить внутренней экономической политики.

Вот мы уже шесть лет являемся членом Всемирной торговой организации. Мы получили выгоду? Не получили. Вот у нас уже есть экономический договор с ЕС. Мы получаем выгоду? Не получаем. Почему? Из-за нашей крайне неэффективной внутренней экономической политики. Точно так же и тенденции на рынке. 

«Никакое наилучшее внешнее, международное, не заменит внутренней экономической политики»

Нефть и, соответственно, все нефтепродукты на мировом рынке за последний год подешевели вдвое. Как это отобразилось у нас? А у нас топливо подорожало вдвое. Почему? Потому что произошла девальвация гривни почти в три раза, а иностранные валюты подорожали, а энергоресурсы у нас преимущественно импортные, которые нужно покупать за иностранные валюты. Вот у нас и нет эффекта от того, что в мире вдвое упала цена на нефть. 

Мы этого никак не почувствовали, а наоборот, почувствовали, что у нас вдвое возросли цены на нефтепродукты. Вот вам результат неэффективной внутренней экономической политики, которая нивелирует все наши международные договора, даже наилучшие. А также нивелирует и позитивные тенденции на мировых рынках. Так что никакое наилучшее внешнее, международное, не заменит внутренней экономической политики. 

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини