xcounter
Calendar Icon

Как Украине перестать жить в долг и стать сильнее

23.01.2016 09:15
Владимир Лановой, «Украинская правда»

Экс-министр экономики Украины дает рецепт реформ, которые выбьют почву из-под ног чиновников-коррупционеров и не допустят их незаконного обогащения.

В статье «План системных реформ для Украины» изложена общая стратегия экономических преобразований. Теперь покажем содержание конкретных реформаций.

Начнем с раскрытия первого направления - макроэкономического и финансового регулирования, которое является главным содержанием государственного управления экономикой.

Реформы этого направления должны обеспечить стабилизацию финансово-денежной системы и возобновить рост производства в краткосрочной перспективе.

В то же время последние события 2015 года, когда было пролонгировано пребывание у власти Кабмина Арсения Яценюка, затягивают веревку на шее украинской экономики, заставляют жить по разработанному правительством Государственному бюджету на 2016 год.

Это бюджет дальнейшего хищения Украины, бюрократических злоупотреблений и коррупции, нищенского унижения людей, размывания основных устоев общества, которые заключаются в стремлении людей к частным свободе и благосостоянию, заботе о детях и престарелых, образовательному и духовному росту.

Госбюджет создает предпосылки недопустимого обесценивания гривни, снижения уровня благосостояния граждан, скрытой раздачи средств своим «подрядчикам», финансово-ценовому содействию энергетической мафии и других обстоятельств, которые вызывают деградацию украинской нации и государства.

Опять видим вал роста госдолга - за год он увеличится минимум на 82 млрд грн. Столько сражались за списание части долга, а теперь за год увеличиваем его на сумму, превышающую сумму списания, - 3,4 млрд долл или 81 млрд грн.

Как нам жить через три года, когда придет время возвращать то, что было отсрочено плюс новый прирост и другие долги, время которых наступит? Это правительство уйдет, а нам останется после него пепелище.

Теперь, после защиты Кабмина Яценюка парламентом, претензии общества распространяются и на Верховную Раду, которая сделала выбор в пользу коррупционной исполнительной власти, а не своего народа. В этих обстоятельствах реализация стратегического плана реформ несколько откладывается, но я верю, что ненадолго.

В 2016 году отставка правительства и парламента неизбежны, поэтому мы начнем радикальные, глубинные экономические реформы, и наш стратегический план станет актуальным. Перейдем к рассмотрению основных его элементов по направлению макроэкономического и финансового регулирования национального хозяйства. Эти элементы такие.

Достижение эффективности макроэкономического регулирования. Оно заключается в антиинфляционном, финансово-стабилизационном, благоприятном для субъектов экономики применении властью общеэкономических регуляций.

Соответствующие трансформации можно назвать переходом к накопительной макроэкономической модели развития государственного хозяйства.

Вот содержание конкретных мероприятий в этой части.

1. Укрепление валютного курса гривни.

2. Составление бездефицитного госбюджета.

3. Недопущение инфляции цен и тарифов за счет всех факторов, лежащих на стороне государства: административного их повышения, избыточной денежной эмиссии, злоупотреблений монополистов, ограничений импорта товаров и услуг.

4. Стимулирование роста внутренних банковских депозитов населения в результате стабилизации курса гривни, отмена массового кредитного рефинансирования банков со стороны НБУ, снижение налога на проценты от депозитов.

5. Обеспечение управляемого роста внутреннего платежеспособного спроса населения за счет рационального повышения минимальной зарплаты и пенсий и доступности для семей потребительских банковских кредитов.

6. Управление госдолгом, которое снижает текущие расходы, уменьшение объемов краткосрочного государственного долга.

7. Стимулирование увеличения доли производственных инвестиций в ВВП путем введения ускоренной амортизации капитала, специального кредитования фондово-биржевых операций и инновационных предпринимательских проектов, разработка публичных многовекторных программ государственного инвестирования.

8. Недопущение затрат золотовалютных резервов на кредитование импорта, кроме расходов на укрепление обороноспособности Украины.

9. Стимулирование экспорта украинских товаров и услуг через применение автоматического возврата НДС, специальное государственное кредитование и премирование высокотехнологичного экспорта.

10. Достижение профицитного внешнеторгового баланса без применения таможенных и нетаможенных ограничений импорта товаров и услуг.

11. Достижение профицита финансового счета платежного баланса без учета прироста или уменьшения государственного внешнего долга.

Мы перестанем жить в долг и продавать Украине частями, обеспечим обогащение нации и отдельных семей.

Стабильность и конвертируемость денежной единицы. Центральными являются вопросы трансформации Нацбанка в реальную денежно-резервную систему и включение рыночных факторов формирования кредитно-инвестиционных фондов экономики.

Ключевые пункты реформирования в этой сфере такие.

1. Подавление монетарных факторов ценовой инфляции путем лимитирования ежегодной гривневой эмиссии при покупке центробанком валюты на внутреннем рынке, предоставление кредитов рефинансирования банкам, выкупа им облигаций на открытом рынке.

2. Отмена порядка кредитного рефинансирования банков под залог имущества - только под ликвидные государственные долговые бумаги.

3. Укрепление валютного курса гривни, в том числе недопущение его снижения. Наоборот - надо повышать его значение на 5-10% в год.

С этой целью необходимо прекратить кредитование «Нафтогаза» для покупки импортного газа за счет валютных резервов НБУ, остановить операции по покупке валюты центробанком на внутреннем рынке, перейти к операциям валютных свопов с основными торговыми партнерами Украины, ограничить максимальное снижение курса за один день торговли до 3 -5% на межбанковском рынке, ввести систему хеджирования валютных рисков банков.

4. Установление как цели деятельности НБУ минимизации значения процентных ставок по коммерческим банковским кредитам. Для этого регулятор должен, кроме мероприятий по минимизации инфляции цен, поддерживать реальное значение своей учетной ставки и ограничить операции с кредитного и санационного рефинансирования банков.

5. Введение национального резервного фонда за счет отчислений банков от сумм, полученных ими на текущие и карточные вклады. За счет фонда должны кредитоваться разрывы в ликвидности банковских учреждений.

6. Реорганизация Фонда гарантирования вкладов граждан, осуществление им выплат только вкладчикам ликвидируемых банков в результате банкротства. Освобождение его от функций продажи залогового имущества и осуществления им долговых операций.

7. Изменение нормативного регулирования деятельности банков со стороны НБУ путем перехода к стимулированию кредитования ими хозяйственных организаций, отказ от размещения свободных средств банков на депозитных счетах центробанка.

8. Снятие ограничений на внутреннюю конвертацию наличной и безналичной гривни в твердые валюты.

В результате таких преобразований мы сможем дать толчок экономике и остановим хищение денег, принадлежащих всем украинцам.

Прозрачность системы государственного управления. Становление правового государства требует открытости деятельности государственных органов перед гражданами, а также функционирование гражданского общества, которое ставит под контроль действия бюрократов и органов власти. Для достижения этого состояния необходимы следующие шаги.

1. Своевременное представление правительством парламенту развернутого госбюджета, расписанного по всем видам доходов, бюджетным программам и получателями средств, составление правительством росписи помесячных расходов бюджета и его обнародования. То же касается местных бюджетов.

2. Полная подотчетность министерств и других органов власти комитетам Верховной Рады.

3. Еженедельная отчетность правительства об осуществлении расходов и выполнения бюджета с обязательным их обнародованием на правительственных сайтах.

4. Отражение в онлайн-режиме финансовых операций правительственных учреждений и заведений по покупке товаров и услуг, в том числе осуществления государственных закупок.

5. Введение онлайн-режима отчетности о снятии налогов и пошлин и операции с полученными средствами налогово-таможенными органами.

6. Обнародование на сайтах Кабмина, НБУ, ФГИ, Минагропрода информации о подготовке, условиях осуществления и результатах операций продажи (аренды) с объектами государственной собственности, предприятиями, пакетами акций, земельными участками.

7. Обязательная публикация в СМИ и интернете отчетов Счетной палаты, Государственной финансовой инспекции, Антимонопольного комитета и других контролирующих органов о проверке органов власти и государственных учреждений и предприятий.

8. Обязательный доступ общественности к проектам законов, правительственным проектам и программ, проектам международных договоров.

9. Открытый доступ прессы к заседаниям парламентских и правительственных комитетов, комитетов местных органов власти.

10. Обязательное обсуждение с местными громадами инициатив природных монополистов относительно повышения цен и тарифов на жилищно-коммунальные и другие местные услуги. Национальные регуляторы рынков природных монополий должны обеспечивать такие обсуждения и заключение справедливых сделок между сторонами.

Сокрытие чиновничьей деятельности, которое прикрывает невежество, клановость и хищение публичного имущества, должно остаться в прошлом.

Структурно-функциональная модернизация правительства. Деятельность каждого нового украинского правительства должна совершенствоваться с учетом новых проблем, возникающих в обществе, необходимости применения более эффективных методов государственного управления, расширения полномочий местных органов власти.

С этой целью нужно сделать следующее.

1. Создать органы власти, которые бы эффективно обслуживали нужды армии, вернули Крым, помогли внутренним переселенцам, занялись демографическими проблемами, сократили эмиграцию молодежи, реформировали экономику, способствовали развитию предпринимательства и фермерства.

2. Обновить состав и направленность работы межотраслевых комитетов правительства в соответствии с главными задачами, прежде всего, становление инновационных отраслей.

3. Ликвидировать или сократить численность работников органов власти, полномочия которых исчезли, уменьшились или вредны для рыночной экономики.

Речь идет о ФГИ, Минрегионстрое, Минпромполитики, Минэкономразвития, госкомитетам рыбного и лесного хозяйства, Государственной судебной администрации и Госавиаадминистрации, Госдепартаменте продовольствия, Госслужбе лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

4. Проводить ежегодный анализ загруженности центральных и местных органов власти, на основе которого ежегодно сокращать их штаты на 15-20%.

5. Перейти в основном к экономическим методам регулирования хозяйства страны.

Осуществлять его с помощью мер по поддержке конкуренции, защиты прав потребителей, операций с ценными бумагами на открытом рынке, использовании денежно-кредитных и налоговых нормативов, стимулирующего возмещения процентных ставок по кредитам, применении льгот и скидок к ценам, создании условий договорного ценообразования на рынках природных и сетевых монополий.

6. Осуществлять оптимизацию структуры бюджетных расходов по критериям максимизации социо-культурного и гуманитарного развития нации и минимизации или ликвидации непроизводительных расходов: на обслуживание государственного долга, содержание органов власти, покрытие убытков государственных учреждений и предприятий.

7. Передать на уровень местного самоуправления максимум полномочий по реализации программ развития регионов, сужая соответствующие полномочия центра.

Децентрализовать управление общегосударственными инфраструктурными предприятиями, поддерживать конкуренцию на местных рынках, регулировать местные природные монополии, поощрять инвестиции.

Местные органы должны устанавливать ставки местных налогов, платы за землю, платы за использование природных ресурсов, арендных платежей, тарифов на услуги ЖКХ, коммунальных транспортных услуг, включая такси и метро.

Если не совершенствовать функции и не сокращать бюрократический аппарат, он «съест» всю экономику.

Финансовая открытость страны. Является обязательным условием экономических свобод, интеграции экономики в ЕС, притока иностранных капиталов, устранения коррупционных барьеров в международном движении капиталов. Она нуждается в таких шагах.

1. Устранение ограничений в осуществлении международных платежей физическими и юридическими лицами-резидентами и нерезидентами.

2. Отмена предоставления разрешений Нацбанком на осуществление международных сделок - предоставление кредитов, осуществления инвестиций - украинским лицам.

3. Ликвидация режима лицензирования иностранных инвестиций в Украину.

4. Переход к свободной внутренней валютной конвертации гривни на банковских счетах.

5. Отмена лицензирования деятельности филиалов финансовых учреждений, зарегистрированных в странах ЕС.

6. Отмена налогообложения репатриации прибылей, полученных иностранными компаниями на территории Украины.

7. Предоставление права украинским финансовым учреждениям свободно проводить операции в странах ЕС. Аккредитация украинских фондовых бирж на мировых биржах, освоение ими современных фондовых инструментов и процедур.

Финансовая изоляция, в которой находится Украина, выгодна только местным неконкурентоспособным финансовым посредникам, которые наживаются на заоблачных процентах, и коррупционному чиновничеству.

* * *

Приведенная совокупность реформ должна обеспечить более эффективную работу системы государственного управления экономикой и гарантировать устойчивый экономический рост. Кроме того, данные реформы будут выбивать почву из-под ног чиновников-коррупционеров и не допустят их незаконного обогащения.

Предлагаемые планом изменения должны сделать органы исполнительной власти более доступными для прессы и активной общественности, стать подконтрольными им.

Экономико-управленческие реформы не касаются значительного арсенала других объективно необходимых антикоррупционных мер, в частности, в сфере юстиции и в правоохранительной системе. В последнем направлении некоторые нововведения в Украине вводятся, хотя медленно и с определенной оглядкой на высшую власть.

Результаты принесут только совместные действия в экономическом и юридическом направлениях вместе с контрольной антикоррупционной активностью гражданского общества.

Общий эффект от управленческих, правоохранительных реформ и включение граждан в контрольные процессы обеспечит возврат в хозяйственный оборот минимум половины сумм взяток и краж в органах власти, то есть 200-300 млрд грн.

Это позволит увеличить объем ВВП на 12% в год и повысить зарплаты украинцам на 20-24%. Государство же станет сильнее, эффективнее и справедливее.

Лучшие криптовалютные биржи 2021 года для начинающих трейдеров

Лучшие криптовалютные биржи 2021 года для начинающих трейдеров

Популярные видео на YouTUBE
Материалы по теме
Binance
А-9834,58 грн./литр
А-95+31,39 грн./литр
А-9529,72 грн./литр
А-9228,7 грн./литр
ДТ28,44 грн./литр
LPG15,83 грн./литр
Это интересно
Самые читаемые новости
Лучшие видео с YouTUBE
Популярные блоги
Погода и гороскоп
Автоновости