xcounter
Calendar Icon

Новый план Штайнмайера

02.06.2016 14:38
Михаил Пашков, «Новое Время»

​Предложение о поэтапном снятии санкций с РФ выглядит особенно цинично на фоне явного обострения конфликта.

30 мая в Берлине на немецко-российском форуме «Потсдамские встречи» глава немецкого МИДа и председательствующий в ОБСЕ Франк-Вальтер Штайнмайер выступил с очередным предложением по урегулированию конфликта в Донбассе. Он предложил «включить элемент стимулирования в отношении обеих сторон (т.е. РФ и Украины). В случае существенного прогресса должно стать возможным поэтапное снятие существующих санкций». А накануне, 25 мая вице-канцлер Германии Зигмар Габриель на немецко-российском форуме в Ростове тоже говорил о «пошаговой отмене санкций». И внешнеполитическое ведомство Германии устами Мартина Шефера тут же подтвердило такую возможность.

Эти пассажи вызывают, мягко говоря, недоумение, ибо 26 мая в итоговой Декларации саммита G7 обозначено, что санкции жестко увязаны с выполнением Россией Минских соглашений. Более того, «семерка» пригрозила принять дальнейшие ограничительные меры в зависимости от действий России.

И тут вдруг выступает Штайнмайер в лавровом венке миротворца с инициативами, которые массово подхватили российские СМИ. Впрочем, не вдруг. «Миролюбивость» нынешнего главы ОБСЕ больше всего обозначилась в феврале, когда он выступил с планом проведения выборов в Донбассе в первом полугодии 2016 года. Не нужно объяснять, чем грозила Украине и Европе реализация подобной инициативы.

Штайнмайер последовательно выступает против изоляции России, доказывает, что Запад нуждается в Кремле, убеждает, что политика давления на РФ себя исчерпала, а Путина нужно вернуть в «большую восьмерку». И как на фоне такой риторики не вспомнить о большом друге России – экс-канцлере Герхарде Шредере, который был соратником и шефом Штайнмайера. Тут впору говорить о некоей «шредеризации» ОБСЕ.

Немецкий министр чутко уловил тенденцию «шатаний» в европейском истеблишменте, уставшем от войны в Донбассе, ретранслировал страх и явное нежелание западных европейцев обострять отношения с Кремлем. Среди стран, «неоднозначно» относящихся к продлению санкций, называют Венгрию, Кипр, Грецию, Словакию и Италию. Безусловно, Европа обременена внутренними проблемами, сосредоточена на внешних вызовах и настроена на скорейшее закрытие «украинской темы», причем за счет интересов страны-жертвы агрессии.

Однако нельзя не упомянуть и о внутринемецких факторах – снижении рейтинга и внутренних разногласиях в правительственной коалиции ХДС/ХСС на фоне миграционного кризиса, о жестком оппонировании Ангеле Меркель со стороны ее главного критика – премьер-министра Баварии Хорста Зеехофера и росте популярности радикальной партии «Альтернатива для Германии» – и все это в преддверии выборов в бундестаг в 2017 г. Поэтому «миротворчество» Штайнмайера все больше и больше электорально контрастирует с взвешенной, ответственной и последовательной позицией Меркель на российском направлении, в т. ч. и по вопросу санкций.

Новый план Штайнмайера выглядит особенно цинично на фоне явного обострения конфликта, что фиксируется миссией ОБСЕ. Усиливаются обстрелы позиций сил АТО, гибнут украинские солдаты, не уменьшается поток российского оружия, боеприпасов, техники, топлива, финансов на оккупированные территории. Именно 29 мая накануне проведения «Потсдамских встреч» погибло 3 украинских солдата и 8 ранено. И на этом фоне «оливковая ветвь» немецкого министра выглядит откровенной слабостью в глазах Кремля, который нагнетает напряженность, не идет ни на какие уступки и для которого более всего понятен язык силы.

Очередным символическим пророссийским жестом нынешнего главы ОБСЕ стало назначение своим личным представителем по борьбе с расизмом, ксенофобией и дискриминацией члена общественной палаты РФ Владислава Гриба. Который, кстати, попал в эту палату по президентской квоте и в свое время рассуждал о «международном признании Новороссии». В Москве такой жест оценили.

Однако впору задаться вопросами: как измерять «существенный прогресс» и как проводить «поэтапное снятие санкций»? Иными словами, как фиксировать «прогресс», если боевики препятствуют деятельности миссии ОБСЕ (а точнее в грош не ставят), сбивают ее беспилотники и не пропускают машины наблюдателей? Если 400 км украинско-российской границы контролируют боевики, а «гумконвои» РФ пересекают ее транзитом? Если 700 гражданских наблюдателей попросту не в состоянии уследить за тем, что происходит на территории, населенной 3,8 млн. человек?

Может быть, основанием для снятия санкций будет прекращение огня по линии фронта на месяц, а за это время боевики произведут довооружение, перегруппировку и ротацию? И тогда ЕС вздохнет спокойно и отменит часть санкций? Может, отвод артиллерии? Но такие попытки уже были - и ни к чему не привели. Да и кто этот отвод будет контролировать? Тем более, что гипотетическая «полицейская миссия ОБСЕ» становится все более гипотетичной.

С другой стороны, какие санкции поэтапно отменять – секторальные (наиболее болезненные для РФ) или адресные против 146 физлиц и 37 российских кампаний? Скажем, отвели боевики в тыл 10 танков – и уже можно разрешить въезд в ЕС Дмитрию Рогозину и Владимиру Жириновскому? Или воздержалась МЧС РФ от посылки очередного конвоя в ДНР – значит можно дружить с российским ВПК?

Очевидно, что в нынешней ситуации для Запада с трудом удерживаемая «санкционная солидарность» не менее важна, нежели укрепление восточного фланга НАТО в Европе. Впрочем, очевидно и другое – «пошаговые стимулы» для РФ в виде ослабления санкций могут привести к обратному эффекту, которого не хотят и опасаются западные политики.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини