xcounter
Calendar Icon

«Хотелки» победили здравый смысл. Послесловие к принятому бюджету

29.12.2016 18:51

Народные депутаты фактически похоронили первые ростки формирования государственной региональной политики.

27 декабря 2016 был обнародован Государственный бюджет Украины на 2017 год. Закон есть, с ним придется жить. Но его стоит и прокомментировать, хотя бы по некоторым рисками, которые созданы в бюджете, скорее всего, именно народными депутатами Украины, ведь в этой части принятый бюджет отличается от проекта, который вносился правительством на первое чтение.

Итак, в бюджете есть отдельные строки, которые определяют суммы средств, которые должны поступить в регионы для развития, которые либо определенные базовым законом, или является результатом политических договоренностей между правительством и депутатами.

«Политическая субвенция» - субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на осуществление мероприятий по социально-экономическому развитию, не предусмотрена ни одним базовым законом и относительно которой законом не установлено никаких правил распределения (фактически такая субвенция в разные годы использовалась исключительно в политических целях; она предусматривает ручной режим распределения, вне любых критериев, и распределяется по сути депутатами, которые сами решают, куда и на что потратить эти средства) - 4 млрд гривен, из них 1,5 млрд - гарантированные средства из общего фонда бюджета и 2,5 - специальный фонд.

«Субвенция для регионального единства государства»: Государственный фонд регионального развития (ГФРР), определяется законом «Об основах государственной региональной политики» и статьей 24-1 Бюджетного кодекса Украины. Сумма средств ГФРР должна быть не менее 1% от общего фонда бюджета (в этом году такая сумма должна составлять около 7,3 млрд гривен).

Распределяются эти средства в соответствии с формулой, определенной в статье 24-1 БКУ и на это распределение не влияют ни министры, ни депутаты.

Из ГФРР должны финансироваться проекты регионального развития, которые вытекают из стратегий развития регионов, которые в свою очередь должны отвечать Государственной стратегии регионального развития Украины - 2020.

Так вот, на ГФРР выделено не 7,3 млрд гривен, а лишь 3,5 млрд грн, из которых из общего фонда бюджета только 1 млрд гривен.

«Децентрализационная субвенция» - субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на формирование инфраструктуры объединенных территориальных общин, которая предусмотрена законом «О добровольном объединение общин» и является важным инструментом успешности децентрализации. Закон предусматривает пятилетний срок государственной поддержки объединенных общин, то есть соответствующее пропорциональное увеличение размеров субвенций в соответствии с ростом количества образованных общин.

В 2016 году на 159 ОТО было выделено 1 млрд гривен такой субвенции из общего фонда бюджета, а на 2017 год для 367 ОТО предусмотрено только 1,5 млрд гривен, из них только 0,5 млрд - это гарантированные средства общего фонда бюджета.

Итак, что в сухом остатке?

В условиях продолжения попыток Московии расшатывать Украину, используя межрегиональные различия, запуская в регионы разные вирусы недовольства Украинским государством, народные депутаты фактически похоронили первые ростки формирования государственной региональной политики, основанной на беспристрастности и лучших европейских подходах к развитию регионов, как совместных усилий государства и соответствующего региона.

Первая системная и успешная реформа - децентрализация - также поставлена под сомнение народными депутатами Украины.

На государственную региональную политику и децентрализацию предусмотрено только 1,5 млрд гарантированных бюджетом средств, В то время, как на финансирование «без правил» пожелания народных депутатов в своих избирательных округах и территориях влияния предусмотрено также 1,5 млрд гривен гарантированных средств.

«Хотелки» одолели здравый смысл, преодолели сформированное законодательство, в конце концов одолели инстинкт самосохранения. Ведь государство без региональной политики обречено на постоянную дестабилизацию и возможный распад. Где те нардепы из Крыма и Донбасса, которые в ручном режиме пихали туда больше ресурсов и еще рассказывали в регионах, как Украина им всего должна и если бы не он, то Крым и Донбасс никто бы не слышал и ничего бы не дал?

Грустно. Правильные и логические схемы политики разрушены желанием депутатов быть щедрыми за чужой счет перед своими избирателями. Кому будут нужны выборы, если будет разрушено государство?

Ну и напоследок. Такие уступки от правительства, которые оно сделало по этим статьям расходов бюджета депутатам, свидетельствуют об отсутствии у него политической поддержки среди парламента. Это открытый отход от задекларированной правительством политики развития и децентрализации для принятия бюджета. Маленькая тактическая победа, которая закладывает стратегическое поражение. После этого голосования наименьшей потерей будет потеря части бюджетной поддержки регионального развития, поскольку не выполняется договоренность о стабильном и предполагаемом его финансирования со стороны государственного бюджета. Это небольшие средства, примерно до 250 млн грн на следующий год. Главные потери сложно посчитать, ведь это потеря репутации, возвращение к привычной ранее практике обещаний и их невыполнение, а главное - потеря доверия государствоцентричных региональных элит к политике правительства и возможность для усиления сепаратистских региональных инициатив, которые мы увидим уже в недалеком будущем.

Что здесь изменить быстро?

Практически ничего, ведь поверить, что депутаты отойдут от желания собственноручно делить средства на проедание, невозможно.

Единственное, что возможно и в компетенции правительства, это принять новые правила распределения средств на социально-экономическое развитие отдельных территорий, которые были утверждены еще во времена Азарова, где предусмотреть расходования этих средств исключительно на преодоление элементов депрессивности территорий в пределах отдельных регионов в соответствии с приоритетами, определенными региональной стратегией. Для этого должны быть подготовлены соответствующие небольшие проекты и их отбор должен осуществляться той же комиссией, осуществляющей отбор проектов для финансирования из Государственного фонда регионального развития.

Таким образом, мы в общем выйдем на понятное и прозрачное использование средств этой субвенции в регионах, а также, в случае появления средств в спецфонде, фактически получим предусмотренный законом 1% на финансирование регионального развития.

Анатолий Ткачук, Институт гражданского общества

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини