xcounter
Calendar Icon

Пьянь за рулем Закона не боится. Потому что он не работает

02.02.2017 13:20
Мария Сулима, «Україна молода»

​В 2016 году в Украине произошло 8129 ДТП по вине пьяных водителей, это 5,3% от общего количества дорожно-транспортных происшествий.

По вине нетрезвных водителей погибли 223 человека. И статистика свидетельствует, что количество «пьяных» ДТП за последние 5 лет все время растет. Только во время новогодних праздников в 2017-м случилось 80 пьяный аварий ...

В прошлом году, 26 июля, вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно усиления ответственности за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции».

Согласно ему за вождение в таком состоянии были увеличены штрафы до 600 необлагаемых минимумов доходов граждан — это 10 200 грн., с лишением права управления транспортными средствами на один год. Если в течение года водитель совершил повторное правонарушение, то штраф уже составит 1200 необлагаемых минимумов доходов граждан — 20 400 грн., а права управлять транспортным средством лишают на три года.

А если водитель в течение года дважды привлекался к административной ответственности за управление в состоянии алкогольного опьянения, то за следующее такое нарушение штраф уже составит 2400 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть 40 800 грн., а права управлять транспортными средствами его лишат на десять лет. Казалось бы, такое ужесточение наказания должно хоть как-то изменить ситуацию на украинских дорогах. Однако статистика пока этого не подтверждает.

По данным Департамента превентивной деятельности управления безопасности дорожного движения, только с 1 по 9 января 2017 года в Украине произошло 80 (!) дорожно-транспортных происшествий по вине пьяных водителей. Толи даже недавно принятые штрафы малы, или праздники слишком долгие, или дело в тотальной безнаказанности?

«Не верю, что эту мразь посадят ...»

Именно о безнаказанности написал на своей странице в Facebook поэт Артем Полежака. 27 декабря 2016 года на Салтовском шоссе в Харькове навстречу ВАЗ-2102, в котором ехал его брат с женой и дочерью, вылетел джип Toyota Prado, за рулем которого был Павел Игоревич Мороз. Экспертиза подтвердила — он был пьян, а выехал на встречную полосу, потому что бежал с предыдущего места аварии. 8-месячный младенец погиб на месте, отец — 35-летний Александр Полежака — впал в кому, и спасти его уже не удалось. «Не верю, что эту мразь посадят. Откупится», — прокомментировал ситуацию Артем Полежака, брат и дядя погибших.

После этого страница Артема в соцсети по неизвестным причинам была заблокирована, поэтому через своих друзей, опять же в соцсети, Полежака обратился ко всем с просьбой распространять эту информацию, чтобы она получила огласку, и, возможно, именно этот резонанс не позволит виновным избежать наказания. «Не стоит поднимать паники, пока ведется следствие.

Я обычный человек, и мои родители — простые люди, но я хочу, чтобы убийца был наказан так, как он этого заслуживает по закону. Единственное, о чем я прошу сейчас, чтобы эта информация была максимально распространена», — написал Артем Полежака. Его друзья распространяли эту информацию, а заодно и то, что это дело под свой личный контроль взяли руководители Генпрокуратуры и Нацполиции.

Возникает вопрос: что вообще произошло, раз в нашем государстве дело, когда погибли два человека, когда доказано, что водитель был нетрезв, еще должны контролировать руководители Генпрокуратуры и Нацполиции? Что или кто может оправдать человека, совершившего такое ДТП? И что делать людям, которые не зарегистрированы в Facebook и не могут распространять информацию через соцсети с просьбой взять дело на контроль или хотя бы просить огласки? И опять же, является ли такой контроль гарантией того, что виновных накажут?

Мажорам Генпрокурор не указ

И здесь вспомним еще один пример. 9 января 2016 года в Киеве на метро «Левобережная» джип Mercedes GL на большой скорости вылетел на тротуар и наехал на продавщицу стихийного рынка Надежду Прилуцкую. Женщина погибла. Виновник ДТП — Станислав Толстошеев, сын бизнесмена Андрея Толстошеев из Дружковки Донецкой области.

Летом 2016-го прокуратура Киева закрыла это дело «за отсутствием состава преступления». В сентябре появилась обнадеживающая новость: пресс-секретарь генпрокурора Украины Лариса Сарган сообщила, что, цитирую, «Юрий Луценко истребовал у прокуратуры города Киева уголовное производство о расследовании смертельного ДТП на Левобережной 9 января 2016 года, в котором подозревают 21-летнего киевлянина Станислава Толстошеева. После изучения формальных причин закрытия дела Генпрокурор будет настаивать на восстановлении следствия. Виновные в покрывании мажора будут привлечены к ответственности. Справедливость будет восстановлена».

В тему: В прокуратуре Киева решили что донецкого мажора не стоит наказывать за убийство киевской бабушки

Через год после того, как произошло это ДТП, и через полгода после обнадеживающего поста спикера Генпрокурора Украины журналист Дмитрий Гнап в том же «Фейсбуке» пишет: «На днях я получил ответ от прокуратуры. Никто из тех, кто «покрывал мажора», так и не наказан. Дело три месяца назад отправили на очередную экспертизу, результатов которой пока нет. Когда будут результаты и когда дело передадут в суд — мне не ответили. Очевидно, эксперты с прокурорами ставят научный эксперимент: когда у общества закончится объем памяти, чтобы забыть о случае Толстошеева, и потом потихоньку «закрыть производство навсегда». Как бы там ни было, пока справедливость не восстановлена.

Статистика «пьяных» ДТП

«Україна молода» обратилась в Департамент превентивной деятельности управления безопасности дорожного движения с просьбой предоставить статистические данные о ДТП в Украине, совершенных водителями в нетрезвом состоянии. Цифры такие: в 2016 году в Украине произошло 8129 ДТП по вине водителей в нетрезвом состоянии, это 5,3% от общего количества дорожно-транспортных происшествий. По вине пьяных водителей погибли 223 человека. И статистика свидетельствует, что количество «пьяных» ДТП за последние 5 лет практически все время растет:

Год ДТП % к прошлому году% от общего количества ДТП

  • 2016 8129 +4% 5.3%
  • 2015 7796 −1.9% 5.6%
  • 2014 7947 +3.9% 5.2%
  • 2013 7652 +9.9% 4%
  • 2012 6962 +10.4% 3.5%

Как видно из таблицы, если пять лет назад количество «пьяных» ДТП составляло всего 3,5% от общего количества, то сейчас этот процент уже перевалил за 5 и, судя по количеству новогодних ДТП, эта цифра может расти и дальше.

Повлиял ли на статистику закон об усилении административной ответственности за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения от 26 июля 2016 года? Судите сами:

2016 ДТП по вине водителей в нетрезвом состоянии

  • август 423
  • сентябрь 502
  • октябрь 538
  • ноябрь 496
  • декабрь 472

И еще одно замечание относительно цифр. В эту статистику попадают ТОЛЬКО те, кто прошел экспертизу на употребление алкоголя — ее могут проводить на месте или в лечебном учреждении. Если экспертиза не проведена, то, как нам сказали в Управлении безопасности дорожного движения, «никто никого ни в чем не может обвинить» и, соответственно, ДТП уже не квалифицируют как таковое, что произошло по вине водителя в нетрезвом виде: «если нет документального подтверждения, то это ДТП в статистику не попадает», — сказал заместитель начальника Управления безопасности дорожного движения Василий Брянцев.

Аварии с участием фотографа Макса Левина и дочери телеведущего Константина Грубича

И здесь хотим вспомнить еще одно резонансное дорожно-транспортное происшествие — с участием директора по грузовым перевозкам и логистике Укрзализныци Ивана Федорко. 3 июля 2016 года на дороге Забирье — Боярка он за рулем Audi Q7 выехал на встречную полосу и столкнулся с автомобилем Dacia, в которой ехал фотокорреспондент Макс Левин, его жена и двое детей.

Тогда представитель Национальной полиции Киевской области Николай Жукович сообщил «112 каналу» следующее: «Когда брали кровь на анализ в больнице у водителя Audi, зашли двое мужчин, силой забрали этого водителя, сказав, что мы ему сами окажем помощь, оттолкнув при этом работника полиции, забрали водителя, посадили в легковое авто и вывезли из больницы. Все возражения врачей и следователей о том, что ему (Федорко) здесь тоже могут оказать профессиональную помощь, они отвергли и повезли его в другое заведение». В тот же день взять кровь у Федорко на экспертизу так и не удалось, а значит, пил он или не пил — документальных подтверждений нет, поэтому это ДТП стопроцентно в статистику уже не попало.

Надо понимать, что статистические цифры очень приблизительны и однозначно они не могут быть меньшими, а только больше. Ибо так же не попадают в эту статистику и те водители, которым удалось скрыться с места аварии — трезвые они были или пьяные, об этом тоже никто не знает.

Вспомним, летом 2014 неизвестный сбил дочь телеведущего Константина Грубича — Ольгу. 17-летнюю девушку не спасли, она так и не вышла из комы после аварии. За два года убийцу так и не нашли. По словам Константина Грубича, не помогли никакие обращения к высшим чинам. Поэтому и имел Артем Полежака все основания сказать о том, что виновный в гибели его брата и племянницы откупится.

Поэтому будем внимательно следить, будет ли справедливым расследование дела Полежаки и накажут ли таки виновных, или это ДТП станет одним из негативных примеров безнаказанности и произвола пьяных убийц за рулем.

Компетентно

Адвокат Александр Швец:

Протоколы составляют, а штрафов почти никто не платит

Почему украинцы не боятся штрафов и дальше садятся за руль, выпив, и есть ли какие-то универсальные советы для тех, кто пострадал в ДТП по вине пьяных водителей, «Україна молода» спросила у адвоката Александра Швеца, председателя адвокатского объединения «Независимое бюро расследований», специализирующегося на делах с ДТП.

— Участились обращения именно пьяных водителей к адвокатам, поскольку до принятия закона об усилении административной ответственности за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, который начал действовать от 26 июля 2016 года, решали вопрос — или штраф, или лишение прав, а теперь и штраф большой, и лишение прав.

У нас проблема в том, что люди привыкли ездить навеселе — сделай любые штрафы, но наши водители хоть и изредка, но все равно будут так ездить, надо переламывать эту привычку.

— А как ее можно переломить?

— Надо сказать, что увеличение штрафов и лишение водительских прав многих стимулировало в положительном плане: люди стали чаще задумываться, садиться ли за руль в нетрезвом состоянии. Но для того, чтобы увидеть результат ужесточения наказания за вождение в нетрезвом состоянии, необходимо определенное время, полгода — это мало, через год-два увидим. Возможно, тогда уже езда в нетрезвом виде и перестанет быть нормой.

Надо, чтобы люди знали, что кого-то за такое нарушение привлекают к ответственности. Вот у нас, например, в Уголовном кодексе, наказание исправно исполняют, а в административном плане проблема — по крайней мере, раньше было именно так, сейчас не знаю, возможно, цифра и другая, но не кардинально — взимают штрафы на уровне 2% от наложенных. То есть протоколы составляют, а штрафы почти никто не платит. На законодательном уровне не отработан механизм взыскания штрафов, не срабатывает механизм неотвратимости наказания: момент наложения наработан, а взыскание штрафов — нет. Я знаю лично случай, когда человек купил машину, хозяин которой набрал штрафов на 14 000.

— Возможно, надо перенимать опыт других стран?

— Для сравнения в США. Там давно права — это пластиковая карточка. Когда полиция останавливает водителя, то она считывает с карточки данные. Если набралось 200 долларов неуплаченных штрафов, то водителя забирают в участок. И пока за тебя никто не заплатит этот штраф и не внесет залог, тебя не выпустят. Поэтому люди и платят штрафы — потому что если наберется на 200 долларов, им светит арест.

А у нас как: есть штраф, он висит в базе ГАИ, и к тебе могут предъявить претензии, когда ты пришел перерегистрировать автомобиль или заменить водительского удостоверения. А когда тебя останавливают на дороге, то даже не проверяют — есть у тебя неоплаченные штрафы или нет. Когда их набирается на определенную сумму — где-то более 10 000, тебя могут через исполнительную службу выставить в арест или задержать автомобиль. Но там тоже свои условия, и если пропущены сроки, то уже штраф не взыщут.

Кодекс об административных правонарушениях был принят в 60-х годах прошлого века. Туда вносят какие-то новые нормы, но самой процедуры никто не менял. Например, во всех кодексах есть понятие отвода судьи, а здесь нет — даже если судья пьяный или заинтересованное лицо. Законодательной работы у нас очень много, но, к сожалению, ее никто не делает.

— Возможно, озвучите какие-то советы тем, кто пострадал в ДТП по вине нетрезвых водителей?

— На месте, когда произошло ДТП, надо, чтобы грамотно работала полиция. Советов как таковых нет, надо собирать доказательную базу — любые данные, указывающие на совершение лицом правонарушения, то есть видео, фото, свидетельства очевидцев. Этих доказательств не бывает много, чем больше — тем лучше, а тем более, когда водитель вины не признает.

Может, это звучит из уст адвоката не очень корректно, но самый лучший совет — сразу обратиться к адвокату, человеку, знающему все подводные камни. Или к другому специалисту, кто поможет сориентироваться на месте и все сделать правильно. Очень часто оправдывают пьяных водителей именно на основании того, что нарушена процедура освидетельствования на состояние употребления алкоголя. В админкодексе указано, что нарушение этой процедуры влечет за собой признание освидетельствование недействительным, поэтому все, что нужно доказать, — это то, что процедура нарушена.

Я не видел таких материалов, в которых наши копы не допускали бы нарушений, там сплошные нарушения. Они законов не знают и знать не хотят. Полтора года назад, когда полиция только начала работать, вообще было что-то страшное. Судьи все время присылали материалы на доработку в органы, которые их составили, потому что протокол должен быть составлен четко определенным способом, предусмотренным кодексом. И состояние дел в полиции не становится лучше. Теперь вот из полиции уходят нормальные люди, а остаются те, что ведут себя точно так же, как прежние. Можно было сделать реформу в полиции правильно, но на самом деле сделали лишь видимость реформы.

Перевод: Аргумент

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини