xcounter
Calendar Icon

В Днепре коммунальное предприятие по сути отдали на откуп частному бизнесу

22.11.2017 10:39
Ольга Юдина, «Бюро.ua»

20 октября этого года в Днепре состоялась презентация шести новых коммунальных спецавтомобилей для уборки городских улиц.

Технику, купленных за 63 бюджетных миллиона, демонстрировали громаде городские чиновники и сотрудники получившего эту технику КП «Управление по ремонту и эксплуатации автодорог» (КП УРЭА) Днепровского горсовета.

— Такого количества коммунальной техники за счет городского бюджета не приобреталось никогда. Сегодня мы полностью готовы к зиме, — сообщил во время презентации журналистам мэр Борис Филатов. – С этого года мы планируем при таком же качестве убирать город не силами подрядчика, а силами коммунальных служб. В нашем распоряжении есть как минимум 20 автомобилей, и мы полностью, без помощи подрядчиков, закроем правый берег.

Что следует из слов Филатова? То, что раньше дороги у нас убирали частники, а теперь будет КП «УРЭА». То, что отдавать подряды частникам приходилось исключительно по причине отсутствия техники у УРЭА (и наличия, соответственно, техники у частных структур). И то, что левый берег продолжат убирать частники, потому что закупленных спецавтомобилей хватит для «закрытия» лишь правобережной части города.

Озвученное не соответствует реальному положению дел.

Начнем с того, что ровно год назад городские чиновники делали официальное заявление о готовности к уборке улиц 130 единиц коммунальной техники. Убирать город должны были сотрудники УРЭА (на чьем балансе и находится эта техника), и лишь на случай затяжных снегопадов к уборке, по словам чиновников, могла «привлекаться дополнительная техника коммерческих организаций».

Летом этого года в мэрии рассказывали о еще 4-х комбинированных автомобилях, купленных за 9 миллионов гривен.

Иными словами, проблем с техникой, о которых говорил городской голова, у УРЭА не было (хотя, конечно, чем больше техники, тем лучше). Более того, именно УРЭА и убирало город! Вот только, как выяснило БюроUA, убирало не в открытую. А зачем-то, вооружившись дорогостоящей, купленной за бюджетные деньги техникой, … нанималось в субподрядчики частной структуры, которая из раза в раз выигрывала крупные подряды мэрии на эту самую уборку улиц.

А теперь подробнее о схеме, имеющей, по нашему мнению, все признаки коррупционной.

Пертурбации

30 октября 2017 года в Днепре заммэра Михаил Лысенко отчитался перед жителями города о том, что убирать зимой улицы КП «УРЭА» будет обновленным автопарком, который на сегодняшний день состоит уже из 142 единиц спецтехники.

В смотре техники принимал участие и новый директор КП «УРЭА» Артур Оганесян (на фото слева), на свою должность назначенный за десять дней до мероприятия.

До УРЭА Оганесян выступал учредителем и руководителем ООО «Северок 99».

Фирма «Северок 99» была зарегистрирована в ноябре 2014 года. И фактически сразу же после регистрации стала фаворитом департамента благоустройства и инфраструктуры Днепровской мэрии, начав получать один за другим крупные бюджетные подряды.

О компании и ее связях с чиновниками мы расскажем чуть позднее, а пока обратим внимание на занятную деталь.

2 октября 2017 года департамент благоустройства и инфраструктуры по результатам торгов на закупку услуг по содержанию автодорог заключил договор на сумму 34 862 792 гривен с «Северок 99». Со стороны подрядчика договор подписал Артур Оганесян.

Спустя день, 4 октября, согласно данным Госреестра юрлиц-предпринимателей, в «Северок 99» меняется директор и учредитель.

Руководителем становится Евгений Вериго, учредителем – Петр Фаргесин.

Петр Фаргесин – брат супруги Артура Оганесяна Виктории Фаргесиной. Ранее он числился в «Северок 99» простым дорожным работником.

В тот же день, 4 октября, происходят изменения и в КП «УРЭА»: исполняющим обязанности руководителя становится Николай Ивашина.

Занимавшего пост руководителя КП Валерия Тетякина недавно устроили в КП «Комэнергосервис» («увольнительную» с должности руководителя УРЭА декларацию он подал 6 октября, декларацию кандидата на должность директора Комэнергосервиса – 14 ноября).

На следующий день, 5 октября 2017 года, Артур Оганесян подает налоговую декларацию о доходах как кандидат на должность директора КП «УРЭА».

Руководить коммунальным предприятием, как свидетельствуют данные Госреестра юрлиц-предпринимателей, Оганесян начал 19 октября.

А 20 октября, во время презентации шести автомобилей для УРЭА, городские власти (забыв о проведенном недавно тендере или запутавшись с должностью Оганесяна?) заявляют о том, что содержанием автодорог в этом году будет заниматься коммунальное предприятие.

Назначение Артура Оганесяна директором УРЭА удивило многих. Журналисты не раз писали о торгах, которые «Северок 99» разыгрывал с родственными компаниями, об уголовных делах, в которых фигурировала фирма Оганесяна. Да и сам факт того, что Артур Оганесян решил сменить кресло руководителя преуспевающей компании, на счетах которой ежегодно оседают миллионы бюджетных гривен, на сравнительно скромную и малооплачиваемую должность руководителя КП, вызывает, мягко скажем, недоумение и настороженность.

Какие же такие пряники разглядел в должности руководителя коммунального предприятия успешный бизнесмен?

КП-«прокладка»

Коммунальное предприятие «УРЭА» появилось в 2000 году. Согласно уставу КП, его создали для выполнения работ по текущему ремонту и содержанию городских дорог, которые включают в себя, в том числе, уборку снега, мусора с обочин, посыпку антискользящими смесями асфальтного полотна в зимний период, и другие виды работ.

Законодательство четко определяет: коммунальные предприятия, созданные органами местного самоуправления, и наделенные полномочиями по ведению собственной хозяйственной деятельности с учетом специфики своей работы, должны приносить прибыль. КП «УРЭА», как вы понимаете, ничем от других КП не отличается, и в своей деятельности должно быть ориентировано на получение прибыли.

БюроUA неоднократно поднимало данную тему в своих публикациях, удивляясь тому, что созданные для выполнения определенных видов работ коммунальные предприятия по факту являются бюджетными пиявками, сидя в ожидании пополнения уставных фондов за счет городского бюджета вместо того, чтобы самостоятельно зарабатывать деньги.

В случае с «УРЭА» ситуация еще более абсурдна и запутана.

Артур Оганесян

Посудите сами. КП УРЭА (имея купленные за бюджетные деньги технику!), вместо того, чтобы выигрывать тендеры горсовета и убирать улицы города, даже на торги не всегда заявляется. То довольствуется тендерными крохами, то помогает выигрывать торги частникам! Вот цифры.

В 2010 году УРЭА получило по результатам торгов четыре подряда департамента благоустройства и инфраструктуры на оказание услуг по содержанию автодорог на общую сумму 34 475 616 гривен, и выиграло добрый десяток тендеров департамента на текущие и капитальные ремонты дорог. Ремонтировало дороги КП не только своими силами. Часть работ оно передало частным фирмам, проведя ряд торгов. Выиграли эти тендеры ООО «УПП с ИИ «УПС» Тараса Палия и ЗАО «Сеть-Сервис», имеющее отношение к экс-руководителю управления коммунального хозяйства горсовета Владимиру Лысому. К слову говоря, в 2004-2006 годах именно Лысый возглавлял КП «УРЭА».

В 2011 году УРЭА достался всего один подряд департамента благоустройства и инфраструктуры на ремонт дорог (остальные подряды отдали ООО «Торонадо-Л.Т.Сервис» и ООО «УПП с ИИ «УПС» Тараса Палия) и единственный подряд на содержание дорог на сумму 40 396 000 гривен. К выполнению последнего УРЭА привлекло частников, проведя два тендера на закупку услуг по содержанию дорог. Оба подряда на общую сумму 17 170 901 гривна получило ООО «Торонадо-Л.Т.Сервис». Еще два подряда на общую сумму 6 324 000 гривен на поставку соли и песка получило «Сеть-Сервис».

В 2012 году от департамента благоустройства «УРЭА» досталось два солидных подряда на ремонт дорог на общую сумму 97 006 163 гривны. Часть подрядов КП через свои тендеры отдало УПСу и ООО «Буддогрупп». Как писали СМИ, в 2007 году Антимонопольный комитет обвинял УРЭА, Буддогрупп и Сеть-Сервис в антиконкурентных согласованных действиях, направленных на искажение результатов тендера на обустройство автостоянки по Карла Маркса, 75.

В том же году УРЭА получило от департамента два подряда на содержание дорог общей стоимостью 28 692 600 гривен. Конкуренцию КП в торгах составлял его подрядчик «Сеть-сервис». 13 140 780 гривен КП впоследствии через тендер передало на содержание дорог «Торонадо-Л.Т.Сервис». Еще 3 500 123 гривны Торонадо получило от Департамента.

В 2013 году КП осталось вообще без работы. Все тендеры Департамента на ремонт дорог достались Буддогрупп и УПСу. Тендеры на содержание автодорог – «Торонадо Л.Т.Сервис» и «Века Пром Групп». Как писало БюроUA, «Века Пром Групп» тоже имело отношение к Владимиру Лысому. УРЭА в то время закупило 9 единиц техники на сумму 9 907 318 гривен.

В 2014 году УРЭА также не достались подряды Департамента. Ремонт дорог опять отдали УПСу и Буддогрупп, а содержанием дорог за 41 016 900 гривен занималось «Торонадо-Л.Т.Сервис». КП «УРЭА» в этом году потратило 13 643 511 гривен на закупку трех спецавтомобилей, гравия, песка и прочего.

Увы, на Веб-портале по вопросам госзакупок, как известно, возможности ознакомиться с тендерными предложениями участников нет. Поэтому утверждать мы не можем, но предполагаем, что закупало технику, гравий и песок в 2013-2014 годах УРЭА не просто так, а потому что подвизалось на субподряд к победителям торгов Департамента. Эту теорию мы смогли проверить (и подтвердить) уже на примере тендеров 2017 года. Но об этом ниже.

В 2015 году подряды на ремонт дорог получал только УПС. Подряды на содержание автодорог – несколько предприятий. Так, в общей сложности 27 454 600 гривен получило КП «УРЭА», 7 188 823 гривны – ООО «Территория-Д» (связывают с Тарасом Палием), 2 180 496 гривен – «Сеть-Сервис», 5 390 578 гривен – «Весна ЛТД», 5 983 577 – ООО «Славтехсервис» (руководит экс-начальник ГЖУ мэрии Олег Хорунжий), 9 241 683 гривны – ООО «Северок 99», 1 294 671 гривну – частная производственно-торговая фирма «Северск».

В том же 2015 году УРЭА опять потратило 36 191 429 гривен на закупку техники для уборки дорог.

В 2016 году КП получило 79 445 041 гривну от Департамента на содержание автодорог. Еще 37 535 000 гривен Департамент отдал «Территория Д», 53 000 000 – «Северок 99». При этом УРЭА продолжает закупать технику, потратив в 2016 году на это дело 49 793 958 гривен.

В 2017 году ситуация вырисовывается и вовсе интересная.

КП закупает технику на общую сумму 114 817 200 гривен (очевидно, что поспособствовал закупке бюджет, переведя на счет КП в общей сложности 90 404 960 гривен «финансовой поддержки»). А на торги Департамента по закупке услуг содержания автодорог КП почему-то… не является! Вся техника в руках КП, но на майском тендере Департамента 66 792 888 гривен получает «Северок 99», а в октябре, как мы писали выше, «Северку 99» подкидывают еще 34 862 792 гривны.

В первом случае «Северок 99» конкурировало с КП «Зеленстрой» Запорожского горсовета. Во втором – с ЧП «Сегмент» из Днепродзержинска.

Мы внимательно изучили документацию, которую подавало на тендер «Северок 99» и несказанно удивились. Оказалось, что в обоих случаях на субподряде у частника, со всей своей модной и дорогой техникой, закупленной за бюджетные деньги, со штатом специалистов в количестве 242 человек (против 51 сотрудника Северка), оказалось … КП «УРЭА». Которое, по словам мэра, из-за слабой материально-технической базы не имело возможности содержать дороги!

При этом, коммунальщики обязались выполнить на субподряде бОльшую часть работ!

Так, в первом случае общая сумма ориентированной стоимости по видам работ, которые планировали поручать субподрядной организации, составила 40 миллионов гривен (из 66 792 888 гривен), во втором – 28 миллионов гривен (из 34 862 792 гривен).

А вот у частника, которому днепровские чиновники на презентации техники в октябре то ли специально, то ли по незнанию создавали имидж мощного предприятия, судя по тендерной документации, предоставленной самим же частником, с техникой как раз не густо. Большую часть техники «Северок 99» арендует (в том числе, у фирмы «Северск», которая в 2015 году, в числе прочих, по результатам торгов занималась содержанием автодорог). При этом автомобили, взятые в аренду, сложно назвать новыми. Самому молодому из них – 10 лет!

Что же мешало коммунальному предприятию напрямую участвовать в торгах департамента?

Почему, имея огромный штат сотрудников и автопарк дорогой техники, принадлежащее мэрии городское КП даже не удосужилось подать заявку на участие в тендерах, но при этом согласилось быть подрядчиком у частной структуры? Почему такая, мягко говоря, странная политика ведения хозяйственной деятельности УРЭА устраивает мэрию? Ведь не сложно догадаться, что если бы КП участвовало в торгах напрямую, то получило бы за выполненные работы значительно больше, чем получило, будучи на субподряде у частников.

Мы предположим, что причиной столь выгодного положения Северка является связь должностных лиц компании с чиновниками мэрии.

Замкнутый круг «друзей-товарищей»

Экс-учредитель и руководитель «Северок 99» Артур Оганесян — человек не случайный.

В соцсетях Оганесян отмечает как родственника и лучшего друга бывшего замначальника управления коммунального хозяйства Днепровского горсовета Григория Пинчука. И обменивается любезностями с экс-руководителем УРЭА (а ныне – замдиректора КП «Административное архитектурно-строительное управление») Ларисой Сагинор.

У Артура Оганесяна есть брат Владимир Оганесян.

Владимир Оганесян

В соцсетях Владимир Оганесян указывает, что его родственником является некто Кристина Ковалюк и Владимир Лупов.

По сведениям СМИ, Ковалюк – племянница Артура Оганесяна. Она также выступает учредителем и руководителем ООО «Ультра Априори», которое осенью 2016 года составляла «Северок 99» конкуренцию в торгах УРЭА на поставку скамеек.

Кристина Ковалюк

Владимир Лупов

А Владимир Лупов является супругом замдиректора департамента благоустройства и инфраструктуры Днепровского горсовета Анны Москаленко.

В декларации Москаленко указала, что её муж получает доход в компании «Северск», у которой «Северок 99», напомним, арендует технику для участия в бюджетных торгах.

В настоящее время учредителем и руководителем «Северска» выступает супруга Артура Оганесяна и сестра учредителя «Северка 99» Виктория Фаргесина.

Сам Оганесян выступал учредителем Северска в период с 2013 по 2017 годы.

По информации нашего источника в налоговой, Владимир Лупов с 4 квартала 2014 года по 2 квартал 2015 года включительно получал доход и в «Северок 99», а в «Северске» начал получать доход после, с июня 2015 года.

В тендерном предложении «Северок 99» в торгах на закупку Департаментом благоустройства услуг по уборке территории мы нашли приказ о приеме на работу главным бухгалтером Северка некой Апаевой. Приказ подписан Луповым, как исполнительным директором предприятия.

Интересно, но в ряде других торгов в числе прочих поданных Северком документов можно найти точно такой же приказ, но … подписанный Оганесяном!

О чем это говорит? Предположим, что о странном ведении учета сотрудников.

Интересный нюанс: по информации тех же источников, с 2013 по 2014 год включительно (до Северка и Северска) доход Лупов получал в КП «УРЭА» и в ООО «Укртрансконструкция». Учредителем последнего является Тарас Палий – владелец УПСа.

У Владимира Лупова есть однокурсник Виталий Котомцев.

До марта текущего года Котомцев возглавлял ООО «Профитек ЛТД».

Данная компания неоднократно выигрывала торги департамента благоустройства и инфраструктуры.

Конкурентом «Профитек ЛТД» на двух тендерах, по итогам которых Профитек заполучил за оказание услуг по содержанию и ремонту малых архитектурных форм неплохую сумму в 17 329 081 гривен, выступало «Северок 99».

В настоящее время «Профитек ЛТД» руководит Денис Мелихов.

Должность руководителя фирмы он совмещает с должностью… мастера дорожного участка в «Северок 99».

Начальником техотдела (и секретарем тендерного комитета) КП «УРЭА» с марта 2017 года числится Мелихова Нина Юрьевна – мать Дениса Мелихова.

А вышеуказанный Котомцев Виталий Викторович занял должность начальника транспортной службы и зампредседателя тендерного комитета УРЭА.

Не только технику, но и соль, и песок, и оборудование в 2017 году закупало КП «УРЭА».

В сентябре КП закупило соль на сумму 8 073 000 гривен, летом – песок на 2,5 миллиона. В ноябре «УРЭА» объявило торги на закупку песка. Ожидаемая стоимость закупки – 4,7 миллионов гривен.

О чем это говорит? С учетом того факта, что услуги по содержанию дорог в текущем году выполняет «Северок», можно без передергиваний заявить, что закупает все это КП для частного предприятия! Ведь сотрудники КП, напомним, выполняют бОльшую часть работ частных подрядчиков.

Уборка дорог – один из наиболее сложно контролируемых видов работ. Здесь практически невозможно установить реально выполненный объем работ. К примеру, невозможно отследить какое количество соли и песка было использовано для посыпки, сколько километров дорог расчищено от снега, сколько времени отработала техника и сколько человек спасали город от снежных заносов в тот или иной день. Приносит ли эта бесконтрольность выгоду? Ответ на этот вопрос наверняка знают в департаменте, который позволяет (или во всяком случае не препятствует) подконтрольному КП «УРЭА», работать на субподряде у частной компании.

А еще лучше об этой выгоде известно подрядчику. И вполне возможно, что неспроста, учредитель «Северка 99» променял кресло руководителя преуспевающей компании на работу в коммунальном предприятии. При этом, если вы думали, что следом за назначением Оганесяна на должность директора УРЭА «Северок 99» прекратит участвовать в торгах мэрии, то ошибались. Свежий пример – тендер с ожидаемой стоимостью 35 миллионов на содержание автодорог, объявленный в сентябре. 20 ноября документы для участия подало теперь находящееся в собственности брата супруги Оганесяна «Северок 99» и КП «Зеленстрой» Запорожского горсовета. Оба участника были допущены к торгам.

А почему не КП УРЭА? Ведь в любом случае обслуживать дороги будет его коммунальная техника!

Получается, что под видом укрепления материально-технической базы для коммунального предприятия «УРЭА» за десятки миллионов бюджетных денег ежегодно закупается дорогостоящая техника. Горожанам, за чей счет эта техника собственно и приобретается, «УРЭА» выставляют как «спасителя от снежных заносов».

И что делает КП, располагающее хорошим автопарком и гигантским штатом сотрудников? Оно помогает выигрывать многомиллионные подряды частной компании, подряжаясь на выполнение работ по уборке дорог за меньшие деньги, чем могло бы получить, победи в торгах напрямую.

Что делает мэрия? Ставит на должность руководителя КП «УРЭА» многолетнего подрядчика департамента Артура Оганесян, зарабатывающего на посредничестве между департаментом благоустройства и подконтрольным ему коммунальным предприятием.

При этом горсовет, который создает коммунальные предприятия, должен получать от их деятельности поступления в городской бюджет и, соответственно, контролировать их финансово-хозяйственную деятельность, изображает из себя слепо-глухо-немого хозяина, который ничего не видит и ничего не знает. В ответах на все информационные запросы мэрия с нескрываемым упорством и удовольствием отвечает, что КП «являются самостоятельными субъектами хозяйственной деятельности», и вопросы о результатах этой «деятельности» задавать горсовету не следует.

Хотя, согласно Закону «Об открытости использования публичных средств», все деньги КП подотчетны громаде. И они, как бы нашим чиновника этого не хотелось бы, не могут делятся на те, о которых «можно говорить» и «не хочется говорить». Вся деятельность КП и все их доходы (а также расходы и недочеты финансовой деятельности) – объект законного интереса жителей Днепра.

Согласно Хозяйственному Кодексу, Закону «О местном самоуправлении» и многочисленным другим Законам, собственником КП является территориальная громада Днепра в лице Днепровского горсовета. А исполком и департаменты горсовета, в сферу управления которого входят эти КП, являются представителем собственника. И несут прямую ответственность за деятельность коммунальных предприятий в интересах городской громады.

А в данном случае мы видим те неприятные факты, согласно которым КП почти открыто и через нехитрые схемы является средством для вымывания бюджетных средств города в интересах нескольких бенефициаров.

Материал был подготовлен при поддержке Международного Фонда «Відродження» в рамках проекта «Анализ соблюдения структурными подразделениями Днепровского горсовета законодательства в сфере публичных закупок»

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини