xcounter
Calendar Icon

Как днепровский метрополитен осваивает бюджет на закупках дорогого, но неработающего оборудования

26.02.2019 16:34 (Оновлено 26.02.2019 в 16:37)
Ольга Фоменко , «Бюро.ua»

Коммунальное предприятие «Днепровский метрополитен» Днепровского горсовета на сегодняшний день является планово-убыточным, и регулярно дотируется из городского бюджета.

Бюджетные деньги в КП поступают с двумя формулировками. Это либо компенсация разницы стоимости проезда в метро и компенсация за проезд льготных категорий, либо пополнение уставного фонда.

По данным Портала публичных финансов, только в 2018 году на счета КП поступило 137 390 621 гривен компенсации и 4 088 691 гривен для пополнения уставного фонда.

Бюджетные деньги «Днепровский метрополитен» тратит по своему усмотрению. Средства идут на покупку нового подвижного состава, оборудования, комплектующих, на ремонт старых вагонов, помещений, и многое другое. При этом об экономии говорить не приходится: убыточное КП успешно освоило схемы вывода бюджетных средств при помощи закупок по завышенным ценам у «правильных» поставщиков. На примере одного из тендеров предприятия наглядно видно, как работает эта схема.

Осенью 2017 года КП по результатам тендера заключило договор с днепровским ООО«Укрметпром» на поставку станка для ремонта колесных пар вагонов метро стоимостью 2 599 000 гривен.

Деньги на счет компании, по данным Портала публичных финансов, КП перевело 15 ноября 2017 года (779 699 гривен) и 26 декабря 2017 года (1 819 299 гривен).

В техзадании к торгам Заказчик четко прописал, что хочет приобрести токарно-карусельный станок модели 1512Ф3 с устройством числового программного управления (ЧПУ).

Этот станок применяют для обработки тяжелых деталей большого диаметра и сравнительно небольшой длины. На таком оборудовании можно выполнять почти все токарные операции.

Система ЧПУ, которой оснащен станок, предназначена для автоматизированного управления многокоординатными станками. То есть вместо человека процессом обработки деталей управляет система. Все что требуется от человека – включить станок, задать программу, и наблюдать, как станок работает.

Токарно-карусельные станки модели 1512Ф3 уже давно не выпускают. Ранее, еще во времена СССР, их изготовляли на станкостроительном заводе имени Седина в Краснодаре.

Специалисты называют станки этого завода вечными. Говорят, что, несмотря на преклонный возраст, старое оборудование может составить конкуренцию современному, а по ряду параметров даже превзойти его. Именно поэтому выбор коммунальщиков, которые решили приобрести именно этот станок, вполне понятен. А вот остальные действия сотрудников КП объяснению поддаются сложнее.

В Украине токарно-карусельные станки и модели 1512 (универсальный станок без ЧПУ), и модели 1512Ф3 (с ЧПУ) можно найти без труда в любом количестве. Некоторые предприятия продают старые станки с родными «внутренностями», другие проводят модернизацию оборудования. В первом случае станки дешевле, во втором – дороже. Как объясняют специалисты, замена «внутренностей» продлевает станку жизнь.

- При модернизации выполняется капремонт оборудования, устанавливается новая электроавтоматика и система ЧПУ, — говорит сотрудник ООО«Днепровский электро-механический завод». – На станках, где система ЧПУ есть, она модернизируется, либо заменяется новой.

- Все изношенные части при модернизации меняют. Каркас станка в большинстве случаев остается прежним. Он очень крепкий и надежный, его менять нет смысла. Обычно каркас просто чистят, подкрашивают, — рассказывает коммерческий директор Бердичевского станко-ремонтного завода Василий.

Метрополитену ООО «Укрметпром» де-юре продало именно модернизированный, дооснащенный рядом деталей, станок. В тендерной документации фирмы мы нашли паспорт станка 1985 года выпуска и вкладыш о проведенной модернизации.

«После проведения комплексной модернизации согласно ГОСТ 21021-2000 и ГОСТ 27843-2006 токарно-карусельного станка модели 1512 на базе ООО «ЮжСтанкоМаш» маркировка станка читается 1512МФ3 с ниже приведенными техническими параметрами характеристиками», — указанно в дополнении к паспорту станка.

К характеристикам станка и к компании, которая якобы проводила модернизацию, мы вернемся позже. Пока поговорим о самой модернизации.

В процессе подготовки материала мы нашли в Едином реестре судебных решений несколько определений Индустриального райсуда, которыми следователю СО Индустриального ОПГУ Нацполиции в Днепропетровской области, в числе прочего, было разрешено проведение ряда экспертиз в уголовном производстве №12018040660001048.

Последнее, как значилось в определениях, было открыто 9 июля 2018 года по ч.2 ст.191 УК Украины (присвоение, растрата или завладение чужим имуществом путем злоупотребления должностным лицом своим служебным положением).

- Согласно материалам ходатайства, досудебным расследованием установлено, что УСБУ в Днепропетровской области получена информация о возможном нанесении ущерба экономическому потенциалу государства в лице предприятия критической инфраструктуры – КП «Днепровский метрополитен» во время осуществления закупок за государственные деньги, — цитата из определения суда от 7 ноября 2018 года.

Речь идет конкретно о закупке вышеупомянутого станка 1512МФ3 с ЧПУ.

На территорию электродепо КП «Днепровский метрополитен», указано со ссылкой на ходатайство следствия в определениях суда, станок был доставлен 9 декабря 2017 года. Доставка, как утверждают правоохранители, производилась «с территории ЗАО «Промважмаш».

Сотрудники КП, которые проводили приемку товара, установили, что станок, изготовленный в 1987 году, имеет «внешние признаки продолжительной эксплуатации», а также выявили ряд существенных недостатков в техническом состоянии станка, которые в совокупности указывали на то, что станок требует капремонта всех механических узлов. Иными словами, обещанная модернизация оказалась сомнительной.

- По результатам приемки оборудования комиссией КП были сделаны выводы о том, что станок выработал свой технологический ресурс по сроку службы – 20 лет, не может быть использован для обеспечения качественного выполнения технологии ремонта, … не соответствует требованиям нормативных документов по точности обработки, — говорится в определении.

Помимо прочего, свидетельствуют правоохранители, поставщик не предоставил сертификат качества, паспорт на станок и часть технической документации по эксплуатации, а также «не в полном комплекте» — без технических данных ЧПУ, комплекта установочных башмаков, комплекта ЗИП и т.д. — передал заказчику товар.

- Кроме того, в копиях документов, которые были поданы на открытые торги, отсутствуют идентификационные признаки (заводской номер) конкретного станка, — цитирует суд ходатайство следствия. – При этом, несмотря на выявленные нарушения, … должностными лицами КП «Днепровский метрополитен» было дано указание подчиненным сотрудникам осуществить приемку оборудования…

Как значится в определении суда от 21 декабря 2018 года, согласно выводу проведенной во время досудебного расследования судебно-товароведческой экспертизы №3032/18 от 09.11.2018, рыночная стоимость карусельного станка с «качественными потребительскими характеристиками» по состоянию на 20.10.2017 составляла 114 750 гривен.

На момент подготовки нами материала все определения в данном уголовном производстве можно было легко найти в Едином реестре судебных решений. После документы из Реестра почему-то пропали.

Мы, однако, располагаем скриншотами. Найти определение также можно на странице с данными о «Укрметпром» в YouControl.

Предложение стоимостью 114 тысяч на начало февраля текущего года мы не нашли. Стоимость токарно-карусельных станков 1512Ф3 с ЧПУ, согласно данным нашего мониторинга, колеблется от 700 тысяч до 1,4 миллиона гривен. Такой товар в изобилии присутствует на сайте Flagma.ua. По словам продавцов, в 2017 году цены на станки не особо отличались.

— Мы станок модернизировали в 2012 году. Модель 1512Ф3 с ЧПУ. Выбросили всю старую электрику и поставили новые болгарские приводы. Время от времени работаем на нем. Продаем станок, потому что пользуемся редко. Содержать его нецелесообразно. Станок в отличном состоянии. Стоит 970 тысяч гривен, — рассказывает Константин, предприниматель из Каменского.

— Многое зависит от того, какие детали установлены при модернизации. Мы продаем модель 1512Ф3 за 1,2 миллиона гривен. Но у нас все новое. Есть еще дороже станки, есть более дешевые, — говорят сотрудники «ДЭМЗ», чье предложение о продаже станка мы также нашли наFlagma.ua.

— Цены совершенно разные. Модернизированный, разумеется, дороже. До миллиона купить можно. Три миллиона – это однозначно высокая цена. Можно значительно дешевле найти. Модернизированный, хороший станок, — уверенно говорит Василий, коммерческий директор Бердичевского станко-ремонтного завода.

Предложение последнего мы тоже нашли на Flagma.

Компания «Проммаш», с территории которой, согласно информации правоохранителей, коммунальщикам был доставлен станок, на Flagma.ua продает модернизированный станок 1512Ф3 с ЧПУ з 1 230 000 гривен.

— Модернизацию мы проводим под заказ по потребностям заказчика. Детали стоят китайские. Но это хорошие детали, качественные. Каркас станка надежный, хороший. Мы снимаем с него старую краску и шпаклевку. Чистим все, выравниваем поверхность, — говорит сотрудник Проммаша. – На капитальный ремонт даем гарантию 12 месяцев. Станок с ЧПУ стоит 1,5 миллиона гривен. Выглядеть он будет как новый, и работать будет как новый.

Станок 1512Ф3 с ЧПУ имеет уникальные габариты. Его длина составляет 2920 мм, ширина — 36100 мм, высота – 5615 мм. Вес станка в случае проведения модернизации может меняться, а вот размеры всегда остаются прежними.

Станок 1512 (без ЧПУ) имеет такие габариты: длина – 2750 мм, ширина – 2975 мм, высота – 4100 мм.

КП купило станок 1512Ф3 с ЧПУ. При этом в техническом задании коммунальщики прописали габариты соответствующие станку модификации 1512 – 2750Х2975Х 4100 мм.

Еще сотрудники КП указали, что станок должен быть оборудован дополнительным боковым суппортом. Такой имеется в модели 1512 и отсутствует в модели 1512Ф3.

Один из потенциальных участников на странице тендера в Прозорро обратил внимание заказчика на нелогичность его требований.

«Станки токарно-карусельные модификации 1512Ф3 производства завода Седина (Краснодар, Россия) с системой ЧПУ производятся без бокового суппорта. В тендерной документации технические параметры станка 1512Ф3 указаны с боковым суппортом, что является невозможным. Боковой суппорт идет к моделям 1512Ф1 и 1512. Но эти станки не имеют систему ЧПУ. Переделка станков данных моделей бывших в использовании под систему ЧПУ не гарантирует качественные параметры завода производителя. Просим внести изменения в тендерную документацию», — значится в обращении.

Коммунальщики ответили витиевато, что, мол, они намереваются приобрести токарно-карусельный станок с техническими характеристиками модели 1512Ф3, и что, мол, не ориентируются на конкретного производителя, так как указали, что готовы приобрести эквивалент.

И какой же станок в итоге приобрели сотрудники КП? Модификации 1512! Переделанный и оборудованный ЧПУ. После проведения модернизации модель станка, напомним, стала называться 1512МФ3 с ЧПУ.

То есть, имея желание приобрести токарно-карусельный станок конкретной модели 1512Ф3 (с ЧПУ), коммунальщики для чего-то прописывают характеристики станка модификации, которая ЧПУ не имеет, но при этом указывают, что ЧПУ должно быть.

Что из этого следует? То, что участник должен был сначала найти станок модели 1512, модернизировать его, а после установить ЧПУ. Довольно сложный путь, учитывая,что дефицита на станки 1512Ф3 с ЧПУ не наблюдается. Такой можно купить без проблем, как старый, так и модернизированный.

Механическую ошибку заказчика в написании названия модели станка в техзадании мы исключили. Ведь кроме названия в задании были указаны и габариты, которыми должен обладать станок. А они соответствовали конкретно модели 1512, а не модели 1512Ф3.

Смысл этих рукотворных сложностей мы поняли, общаясь с главным инженером ЧП «Спарк» Сергеем.

— Модель 1512Ф3 идет по умолчанию с ЧПУ. Модель 1512 ЧПУ не имеет. Оборудовать ее системой ЧПУ в принципе возможно, но только это будет стоить сумасшедших денег! Это очень дорого. Значительно проще и дешевле купить станок 1512Ф3, и провести его модернизацию. Бредово закупать модель без ЧПУ, чтобы оборудовать ее ЧПУ, чтобы в итоге получить модель такую же как с ЧПУ. Зачем такие сложности? – недоумевал главный инженер ЧП.

С огромной долей вероятности махинации с габаритами станка и укомплектованием необходимы были для того, чтобы, во-первых, отсеять на этапе подачи документов «случайных» участников, а во-вторых, для того, чтобы в случае чего иметь возможность обосновать завышенную стоимость станка.

С боковым суппортом, который был необходим сотрудникам КП, история еще более интересная. На станке модификации 1512 такой имеется, на модели 1512Ф3 – нет.

— Он в 1512Ф3 и даром не нужен. Я даже не понимаю, как его можно использовать на этой модели. Боковой суппорт нужен на ручных станках, чтобы токарям удобно было. Причем, этот суппорт используют токари вот той старой советской школы. Люди, которые учились токарному делу в 70-х годах прошлого века, – говорит один из продавцов станков 1512 и 1512Ф3. – Приделать боковой суппорт к модели 1512Ф3 в принципе можно. Но это будет стоить очень дорого. Космические суммы. Даже не возьмусь просчитать.

— Оборудовать модель с ЧПУ боковым суппортом можно. Но конкретно я за эту работу бы не взялся. Она очень дорогостоящая. Допускаю, что возможно не просто нужно будет приделывать суппорт, но еще и менять стойку ЧПУ. Это хлопотно и дорого. Новая стойка стоит 120-130 тысяч гривен. Плюс двигатели, приводы. Там закупать только тысяч на 200-300 нужно. Но на модели с ЧПУ боковой суппорт и не нужен. Он в процессе обработки колеса участвовать не будет. Все это обрабатывается верхним суппортом, — рассказывает предприниматель из Каменского Константин.

На Проммаше, с территории которого, якобы, доставили станок в электродепо КП «Днепровский метрополитен», объяснили автору, что боковой суппорт в модели с ЧПУ «триста лет не нужен».

— ЧПУшные станки вообще идут с одним суппортом. Там два совершенно не нужны. Но если есть необходимость, мы сможем установить. В таком случае цена станка будет дороже. У нас это 1,7 миллионов гривен будет стоить, — рассказал сотрудник Проммаша.

А вот у выигравшей тендер КП «Днепровский метрополитен» фирмы станок 1512Ф3 с параметрами станка 1512 и боковым суппортом каким-то чудом нашелся. И тут возможны два объяснения. Либо сотрудники КП «Днепровский метрополитен» прописали нестандартные габариты станка, заранее зная, что такой имеется конкретно у «Укрметпром», либо «Укрметпром» подыграл заказчику, нарисовав запрашиваемые,отсеявшие множество потенциальных участников, характеристики в своем в тендерном предложении.

Напомним,что за станок коммунальщики заплатили 2 599 000 гривен. Правда, принимая во внимание информацию правоохранителей относительно состояния станка, можно говорить о том, что КП за эти деньги достался старый, не модернизированный станок 1512.

Мы решили проверить информацию из решения суда и позвонили в компанию «Южстанкомаш» из Павлограда, которая по тендерным документам Укрметпрома проводила модернизацию станка. От сотрудников компании мы получили любопытную информацию.

— Мы проводим модернизацию Б/Ушных станков. Делаем паспорт на оборудование или дополнение к паспорту, в которое вносим все изменения, — рассказывают в компании. — Модернизацию токарно-карусельного станка, который сейчас на «Днепровском метрополитене» стоит, мы не проводили.

На одном из документов ООО «Укрметпром», а именно вкладыше к паспорту оборудования, мы нашли печать компании «Южстанкомаш» и подпись ее директора.

Попросили сотрудника компании объяснить как печать и подпись могли оказаться на документе о модернизации, если модернизация не проводилась.

— Я даже предположить не могу, — говорит сотрудник «Южстанкомаш». – Наверное, можно говорить о подлоге документов… Повторюсь, этот станок мы не модернизировали. А можно увидеть эти документы, где наша печать?

Отправляем скрин вкладыша к паспорту станка собеседнику.

— Мы давали ценовое предложение на модернизацию станка. Допускаю, печать и подпись взяты именно из этого документа. Я в курсе истории с этим станком. Ваши коммунальщики закупили станок плохого качества. К нам обращалась компания, хотели привезти нам этот станок, чтобы мы его привели в порядок. А потом модернизированный станок уже поставили бы метрополитену. У нас была переписка с компанией, мы давали им ценовое предложение. Станок в итоге нам никто не привез, — рассказывает представитель Южстанкомаша. – Его сразу поставили коммунальному предприятию. Не могу сказать, делал его кто-то или нет. Скорее всего, нет, я где-то год назад ездил по своим делам в это КП видел тот станок. Он не работал. Насколько я знаю, там правоохранители уголовное дело возбудили…

Если наш собеседник сказал правду, выходит, что компания «Укрметпром» приложила к тендерной документации поддельные документы.

На то, что токарно-карусельный станок стоял на базе коммунального предприятия по сей день без дела, косвенно указывает тот факт, что спустя почти год после его приобретения «Днепровский метрополитен» объявил тендер на выполнение «работ по проектированию, изготовлению фундамента, монтажу и пусконаладке» станка 1512Ф3.

Мы предполагаем, что речь идет именно о закупленном осенью 2017 года станке, потому что других закупок аналогичного станка не было. Помимо этого, в тендере, в рамках которого коммунальщики закупили станок 1512МФ3, мы не нашли пункт об установке и наладке оборудования, поэтому предполагаем, что работы по установке и наладке закупали именно для него.

Об этом тендере тоже стоит сказать пару слов.

Торги коммунальщики провели 14 июня 2018 года. Участвовали в них поставщик станка ООО«Укрметпром» и ООО «Днепропетровский электро-механический завод».

В документах Укрметпрома мы нашли справку о субподряде, согласно которой компания планировала привлекать к выполнению работ по проектированию ПрАТ«Харьковметпроект», к выполнению работ по изготовлению фундамента – ООО «ТПК Техпромпроектбуд», а к выполнению работ по монтажу и пусконаладке – своего конкурента (!) «Днепропетровский электро-механический завод»!

Учитывая тот факт, что все работы «Укрметпром» планировало выполнять силами субподрядиков, странно (или наоборот не странно?), что компания захотела заполучить подряд, осилить который может только в части выполнении функций посредника.

По результатам тендера КП «Днепровский метрополитен» заключило с ООО «Укрметпром» договор стоимостью 499 080 гривен. 24 октября 2018 года договор был расторгнут. Причина расторжения указана не была. Можно предположить, что свою роль в этом сыграло вышеописанное уголовное производство.

Думается, последнее могло также стать причиной отмены тендера КП «Днепровский метрополитен» на поставку путеизмерительной тележки.

Этот тендер КП объявило 23 июня 2018 года. В тендерной документации сотрудники «Днепровский метрополитен» указали, что хотят приобрести тележку путеизмерительную ТП-10. Такие производит только российская компания «Твема».

Ожидаемая стоимость закупки, определяет которую, напомним, заказчик, составила 1 050 000 гривен. В торгах приняли участие ЧАО «Газэнергокомплект», ООО «Укрспецкомплект» и уже знакомое нам ООО «Укрметпром».

Самое выгодное предложение Газэнергокомплекта заказчик отклонил по причине того, что компания приложила копии выполнения аналогичных договоров, указав, что продавала товар, который, по мнению членов тендерного комитета, был «не аналогичным» путеизмерительной тележке.

Победителем тендера стало «Укрметпром», предложившее тележку за 1 048 000 гривен. Договор с Укрметпромом КП «Днепровский метрополитен» заключило 13 августа 2018 года.

В тендерной документации ООО «Укрметпром» мы нашли сертификат соответствия на тележку путеизмерительную ПТ-10. Согласно этому документу, как и предполагалось, изготовителем тележки является российская фирма «Твема».

Мы связались с менеджерами компании и попросили назвать стоимость тележки.

— Тележки ПТ-10 у нас идут под заказ. Продукция достаточно дорогостоящая. В России их стоимость составляет миллион рублей без НДС. С НДС – 1,2 миллионов рублей. Если мы говорим про экспорт, то цена на 20% дороже, — сообщил сотрудник «Твема».

Итого без малого 600 тысяч гривен с НДС. Откуда наши коммунальщики взяли 1 050 000 гривен?

Таким образом, если бы в октябре прошлого года КП не расторгло договор с ООО «Укметпром», стоимость «посреднических услуг» последнего составила бы аж 400 тысяч гривен.

О компании «Укрметпром», которая в один прекрасный момент стала активным участником тендеров КП «Днепровский метрополитен», информации очень мало. По номерам телефонов, которые указаны в тендерной документации и Едином госреестре юрлиц, ни о самой компании, ни о ее руководителе и учредителе Денисе Смирнове нам сообщить ничего не смогли. Кто такие, сказали, не знают, номер телефона, мол, к Укрметпрому отношения не имеет.

Найти личный номер Дениса Смирнова, и задать ему ряд вопросов, касающихся продажи токарно-карусельного станка, нам, увы, не удалось.

По слухам, оказывает фирма исключительно «посреднические услуги».

— Компания «Укрметпром» реальная, не однодневка. Ну, как компания… Станками они никогда особо не занималась. Что-то покупают, потом перепродают, — сообщили нам на одном из предприятий, реализовывающем станки.

Руководитель коммунального предприятия «Днепровский метрополитен» Андрей Лепешкин категорически отказался общаться с нами на тему закупки токарно-карусельного станка. К слову, станок, по информации работников КП, не функционирует до сих пор.

Материал был подготовлен при поддержке Международного Фонда «Відродження» в рамках проекта «Антикоррупционная экспертиза тендеров коммунальных предприятий Днепровского горсовета».

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини