xcounter
Calendar Icon

Почему 1сентября для детей не праздник

01.09.2016 12:17
Екатерина Щеткина, «Деловая Столица»

​Первого сентября у моего старшего сына заканчивается время активной учебы.

За лето он успел пройти курс по одному из языков программирования по программе Массачусетского технологического института, "проглотить" два курса программирования на Курсере (все - на английском), а также из горсти электронного хлама соорудить для мамы кухонного помощника на платформе Arduino.

Первого сентября он ждет с тоской - школьный звонок знаменует для него расставание с любимым учителем доктором Чаком из Мичиганского университета, интернетом вещей, робототехникой и программированием. Не говоря уже о куче электронного хлама, которая будет пылиться, пока мой шестиклассник будет мучительно и долго, и, увы, совершенно безуспешно ковыряться в каком-нибудь фонетическом разборе слова.

А его учителя будут снова и снова с упреком говорить мне при встрече, что он "умный мальчик" - но "ленится". А я, истинный продукт советской школы, буду виновато улыбаться в ответ и лепетать в том смысле, что "мы исправимся", и "проследим", и всячески уплотним и усилим натиск по всему фронту школьных предметов.

При этом я буду почти ненавидеть себя за то, что поддерживаю фарс, в котором мой сын, не потерявший за лето ни одного дня даром, оказывается "ленивым". Но все равно с упреком скажу ему, что я в его возрасте тоже имела хобби, но то, что должно быть сделано - было сделано хотя бы на "четверку". А всякие интересы - рыбки, футбол и мичиганский профессор с его программированием - потом, в свободное время. Если оно будет.

Конечно, мой ребенок мне не скажет - но я сама увижу брешь в своей аргументации. Неужели программирование, английский и робототехника имеют меньший смысл для его развития, образования и будущего, чем выписывание в столбик букв и транскрипций? Да пускай даже футбол и рыбки - если это действительно серьезно и, может, вообще талант и судьба? Все, что обучает и развивает ребенка - почему оно должно приноситься в жертву школьному догматизму и обязаловке, в которой нет ни смысла, ни содержания? И ладно бы только фонетический разбор слова - а ведь есть еще конкурс песни и строя и прочие формы "участия в жизни школы и класса".

С точки зрения государства, имеющего какую-то надежду на день завтрашний, эту ситуацию понять очень трудно. Ведь школа - то место, где проходят подготовку будущие граждане, полезные своей стране. Специалисты, избиратели, налогоплательщики. Но то, что может ковать специалиста, оказывается "хобби", которым не только можно, но и нужно пожертвовать. То, что должно формировать гражданина свободной страны, умирает в зародыше, потому что никакой возможности учиться делать выбор и принимать на себя ответственность ребенку не дают. Только подчиняться - программе, учителю, внутреннему распорядку школы, привыкшей, чтобы "строем и с песней".

Все, что требует подчинения quia absurdum - убийственно для воспитания полноценного гражданина свободной страны. Но школа именно такова. То, что может сформировать порядочного налогоплательщика, даже рядом не ночевало - потому что человек, вынужденный постоянно жертвовать чем-то важным ради ненужного, всегда будет видеть в налогах только попытку его обокрасть. О двойной морали, которая воспитывается всевозможными школьными "обязаловками" и привычкой их "отбывать, чтобы отстали", кажется, написано достаточно. Как и о том, какую угрозу подобная аморальность несет для государства и общества в целом.

Проблема в том, что мы со своей школой не можем ни разобраться в прошлом, ни рассмотреть будущее, не в состоянии ни отряхнуть с ног прах, ни примерить что-нибудь на вырост.

Прошлое наше - и нашей школы - вполне вписывается в концепцию "подготовки граждан" для тоталитарного СССР и индустриальной экономики. Подготовки "человеческого материала" и "рабсилы". Этого прошлого, к счастью, больше нет. Но в любом обозримом будущем ни под каким углом не просматриваются те формы обучения и социальных взаимодействий, которые воспроизводит наша советская школа. В отсутствие должной оценки отмершего прошлого и вызовов будущего наша школа "зависает" в настоящем и играет ту единственную положительную роль, какую может играть в этих обстоятельствах - места занятости для огромного количества людей, чья работа неэффективна и оплата, соответственно, невысока. Зато они, по крайней мере, не "на улице". Смешно. Когда-то школа видела одной из своих задач "забрать детей с улицы", а теперь ее основная функция - не дать оказаться "на улице" взрослым.

Что с этим делать? Рецептов дается много. Причем среди них встречаются как любопытные, так и по-настоящему угрожающие, скатывающиеся в эзотерику и романтизм полной "образовательной свободы". Причем, судя по некоторым грустным признакам, Запад тоже переживает упадок школы - и, соответственно, не может дать нам универсальной формулы образовательного успеха. Можно с надеждой смотреть на программу "Новая школа" - но пока что этой "новой школы" нет, а ее способность соответствовать вызовам времени можно будет оценить, только когда/если она все-таки с нами случится. Т.е. не раньше, чем в следующем поколении.

А нынешнему поколению школьников придется и дальше терпеть догматизм и скуку школьной науки и учиться приносить в жертву то, чего нормальное общество не должно было бы ни требовать, ни, тем более, принимать в качестве жертвы. И пока взрослые на торжественной линейке будут более или (скорее) менее искренне изображать и проповедовать радость "праздника знаний", из учеников, построенных в более или (скорее) менее ровное каре, будут выветриваться последние пары энтузиазма.

Лучшие криптовалютные биржи 2021 года для начинающих трейдеров

Лучшие криптовалютные биржи 2021 года для начинающих трейдеров

Популярные видео на YouTUBE
Материалы по теме
Binance
А-9834,58 грн./литр
А-95+31,39 грн./литр
А-9529,72 грн./литр
А-9228,7 грн./литр
ДТ28,44 грн./литр
LPG15,83 грн./литр
Это интересно
Самые читаемые новости
Лучшие видео с YouTUBE
Популярные блоги
Погода и гороскоп
Автоновости