xcounter
Calendar Icon

Черные лебеди украинской экономики

13.01.2017 15:19
Николай Щуриков, «НВ Бизнес»

​Что несет 2017 год украинской промышленности: глобальные тренды и локальные барьеры.

Новогодние праздники – всегда повод немного расслабиться и поговорить в менее серьезном тоне. Поэтому в январе СМИ, как правило, без зазрения совести размещают на первых полосах многочисленные «прогнозы астрологов» на год. В этот раз их особенно много. Мне, однако, хотелось бы отвлечься от этой тенденции и изучить прогнозы других звезд – топовых экономических аналитиков.

А заодно и сделать свое предсказание на 2017 год – более узконаправленное, но поэтому и более конкретное. Оно касается перспектив химической промышленности в Украине.

В конце 2016 года я выразил надежду, что правительство останется серьезным в своем намерении оздоровить Одесский припортовый завод, и в дальнейшей перспективе предприятие найдет если не покупателя, то как минимум арендатора. Однако очевидно, что ситуация будет зависеть не только от доброй воли отечественных чиновников, но и от глобальных трендов.

Главный тренд 2016 года носил пугающее название «аммиачной депрессии» - и пока нельзя сказать, что рынку удалось преодолеть этот этап. Разрыв между уровнем спроса и предложения, повлекший за собой крушение котировок аммиака весной-осенью прошлого года, был событием из разряда «черных лебедей» - т. е. событием, которое застает экспертов врасплох, хотя пост-фактум становится очевидно, что его можно было спрогнозировать. Предвестником «аммиачной депрессии» стала «сланцевая революция», позволившая США за несколько лет нарастить собственное химическое производство. Комбинация наклонно-направленного бурения и многостадийного разрыва пластов была впервые применена еще в 2002 году, так что недавний аммиачный бум не был сюрпризом. Однако о его последствиях можно говорить лишь сейчас, когда появились реальные цифры.

По прогнозам IFA (Международной ассоциации производителей удобрений) на 2017-2020 гг., из-за уменьшения производства аммиака в Китае на 15 мегатонн, в Восточной Азии дальнейшего прироста мощностей не будет (в отличие от Северной Америки, Африки и западноазиатского региона). К 2020 году глобальное производство продукта достигнет 230 млн тонн (+10% к уровню 2015 года). Совсем свежее, декабрьское исследование «Q3 Global Ammonia Capacity and Capital Expenditure Outlook - US and Iran Continue to Add to Ammonia Industry Expansion» приводит следующий прогноз: выработка аммиака к 2020 году – 277 млн тонн, причем доминировать продолжат США и Ближний Восток, вызвавшие перенасыщение собственного рынка и падение котировок.

Для неспециалиста звучит действительно «депрессивно». Особенно в свете массовой приостановки отдельных агрегатов на заводах постсоветского пространства и сворачивания производства компаниями ближневосточного региона (иранская Razi Petrochemical, саудовские Ma’aden и SABIC).

Но в Украине спрос остается высоким; кроме того, он растет в странах Латинской Америки, Южной Азии и Океании. Как и в нашем регионе, там держится высокий спрос на карбамид, и по оценкам IFA, он будет ежегодно расти на 2%, достигнув к 2020 году уровня 192 млн тонн. Кроме того, аналитики GlobalData предсказывают, что за этот отрезок времени инвестиции в аммиачное производство составят $26,5 млрд. Стагнация на отечественных предприятиях обусловлена их конкретными проблемами, а не рыночной ситуацией. Пока нет необходимости думать о переориентации на новые рынки; главное – восстановить производство.

Раз уж зашла речь о сырьевых потребностях других стран, нельзя не оценить прогноз Украины по экспорту в целом. Не секрет, что наша экономика на 96% зависима от экспортных цен. Высокая волатильность цен на мировых рынках обусловит экономические колебания в Украине. К сожалению, в вопросе производства товаров с высокой добавленной стоимостью подвижек не намечается: мы остаемся потребителями, а не производителями. У крупного бизнеса по-прежнему нет стимулов для развития высокотехнологичного производства, поэтому нет и предпосылок для того, чтобы в 2017 году Украина перестала считаться чисто сырьевой страной.

Исключение составляет, пожалуй, наша самолетостроительная отрасль: в этом плане есть и политическая воля (законодательное поощрение совместного производства, налоговые и таможенные льготы), и хотя бы теоретическая заинтересованность партнеров. Премьер-министр Владимир Гройсман назвал развитие этой сферы в числе приоритетов для укрепления национальной экономики. В портовой отрасли все менее радужно, и в этом плане 2017-ый обещает стать очередным годом упущенных возможностей. В нынешнем году реально можно ожидать лишь реформы Администрации морских портов – многообещающая (и много раз обещанная!) концессия госпортов начнется, по данным профильного министерства, не ранее начала 2018 года.

Тренд, который тесно связан с нашим положением как сырьевого экспортера и с проблемой портов – ожидающая Украину в ближайшие годы «война» за зерновой грузопоток. Обусловлена она будет низким уровнем годового экспорта (до 40 млн тонн) и ростом портовых мощностей, в краткосрочной перспективе – до 70 млн тонн. При условии реализации всех планируемых проектов к 2020 она вырастет до небывалых 160 млн тонн.

Если уж зашла речь о сельском хозяйстве, можно безошибочно предположить, что в нем, как и в промышленности, диктовать условия в нынешнем году будут США и Китай. Превалирует мнение, что сейчас цены на продукцию, снижавшиеся с 2013 года, достигнут дна и начнут расти, однако настораживает сообщение аграрного министерства США. По его данным, к окончанию сельскохозяйственного сезона переходящие остатки пшеницы составят беспрецедентные 252 млн тонн. Рискну сказать, что это уничтожает всякие ожидания на рост цен. (В случае с кукурузой тренд аналогичный - мировой урожай также вырастет, а переходящие остатки достигнут 222 млн тонн).

В горно-металлургическом комплексе три последних квартала 2016-го складывались неплохо – и, несмотря на то, что покупателями металлургических «полуфабрикатов» фактически являются наши более технически совершенные зарубежные конкуренты, именно эта отрасль принесла Украине 28% всей экспортной выручки. Среди конечных потребителей металла особенно активны были строительные компании. Можно предположить, что в 2017 году эта тенденция сохранится и укрепится.

Согласно прогнозу, озвученному председателем экономического комитета WorldSteel на 50-й конференции организации, в 2017 году вырастет внутреннее потребление стали в Украине (+6% в годовом исчислении, до 4,6 млн тонн). Риски для сбыта металлургической продукции будет по-прежнему создавать «Укрзализныця», которая из-за проблем с подвижным составом не может вовремя и в полном объеме передавать продукт на экспорт. При этом же УЗ открывает перспективы для отечественного машиностроения – только в этом году планируется построить 8,6 тыс. полувагонов. Могу предположить, что вагоностроительные и смежные предприятия станут одними из ключевых новых работодателей, а впоследствии рабочие места потребуются и для обслуживания обновленного подвижного состава.

2017-2019 годы будут крайне важными для украинского энергетического сектора. В нынешнем году ожидается существенное увеличение добычи газа (бурение 100 новых скважин «Укргаздобычей») и решение вопроса газораспределительных систем. Независимо от того, возьмет ли «Нафтогаз» на баланс связанной компании государственную часть сетей, плата за их обслуживание, вероятно, будет в итоге возложена на население. В этом году к хранению газа в украинских ПГХ будут впервые допущены иностранные трейдеры, что дает некоторую надежду на формирование конкуренции, и как следствие – конкурентных цен для конечных потребителей.

Что касается приватизации, то свой прогноз я уже неоднократно озвучивал: никакого «польского» или «румынского» сценария не будет; вероятнее всего, предприятия продолжат выставляться на торги с нерешенными проблемами. Еще несколько безуспешных аукционов, возможно, подтолкнут правительство к интенсивному, а не экстенсивному решению вопроса.

Как итог: Украина в 2017 году будет зависеть от главных глобальных трендов (в т.ч. доминирования Китая и его потребностей), однако выигрывать от «попадания в тренд» ей по-прежнему мешает отсутствие реформ в отдельных отраслях. Поэтому давайте не торопиться ни с оптимистичными, ни с пессимистичными прогнозами: ближайшие полгода и предпринятые (или упущенные) за это время инициативы позволят дать реалистичную оценку нашего будущего.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини