Как работают мошенники с Госреестром
Сегодняшняя ситуация с рейдерством в аграрном секторе существенно не отличается от любого другого.
Только сейчас период сбора урожая, поэтому захват предприятия в этот период дает рейдеру не только контроль над активами самого предприятия, а еще и над урожаем, который уже «взлелеянный» - только собирай.
Причины и возможности для рейдерского захвата в аграрном секторе, те же, что и у других. Не последнюю роль в облегчении получения документов стала последняя реформа по регистрационным действиям. Хотя сама идея хорошая и необходимая, время от времени нотариусы и государственные регистраторы небрежно или умышленно помогают рейдерам. К нотариусу обращается человек с поддельными решениями суда и/или собрания акционеров компании или происходит несанкционированное вмешательство в Госреестр и внесения в него изменений. Был ли злом самом деле, или это сам нотариус «случайно» оставил ключ доступа к компьютеру - выяснить практически невозможно и некому.
В связи с длительностью и стоимостью подачи административного иска, при Министерстве юстиции была создана Комиссия для рассмотрения жалоб на действия государственных регистраторов, в том числе нотариусов, которые выступают государственными регистраторами. Но все, что по сути угрожает нотариусу - это лишение доступа к Реестру на десять дней. Не очень существенное наказание, учитывая сколько денег он мог получить за проведение «верного» решения или оставление ключа доступа к Реестру на десять минут.
Более того, в последнее время стали появляться и комментарии по поводу скрытия деятельности рейдеров и нотариусов, им помогающих, со стороны самой Комиссии. И это, к сожалению, не удивительно, ведь фактически между старыми и новыми владельцами есть спор, разобраться в котором быстро не всегда легко. Вот вам и повод для коррупции.
Вследствие наличия такого спора, не говоря об общем уровне правопорядка и коррупции в правоохранительных органах страны на сегодняшний день, довольно пассивными являются и действия полиции в этих случаях.
Ситуацию могли бы изменить факты реального привлечения к ответственности рейдеров, в частности заказчиков. Но не все так просто. Квалифицировать действия каждого из участников захвата вовремя проблематично - они могут и не содержать состав преступления, или содержать другой - менее тяжкий состав.
Так, например, основными преступлениями, за которые пытаются привлекать рейдеров, предусмотренные ст. 189 (вымогательство), ст. 190 (мошенничество) и здесь надо доказать умысел на завладение, появившийся в начале преступной деятельности. Согласитесь, у бойца его нет.
В то же время, это же исключает у бойца и квалификацию в целом за преступления, связанные с собственностью - если он ничего не забирал и не ломал, он лишь блокировал и не давал работать. Именно поэтому, вопреки негативу работников компаний и общественных активистов, по факту появления на предприятии компании молодых людей в масках и возможно не с пустыми руками, регистрируются сведения о хулиганстве. Ведь оно хотя бы есть в их действиях.
Аналогичная ситуация с государственными регистраторами и нотариусами. Учитывая их позицию: потерял ключ, заставили, не знал. Максимум что можно усмотреть в их действиях - это служебную халатность.
Так, есть ли у нашей власти политическая воля на самом деле решать проблему с рейдерством?