Тайные приемы Генпрокуратуры
В минувшую пятницу уже традиционно основные новости о работе Генеральной прокуратуры Украины появились на facebook-странице Юрия Луценко.
В минувшую пятницу уже традиционно основные новости о работе Генеральной прокуратуры Украины появились на facebook-странице Юрия Луценко.
На этот раз генпрокурор поделился с обществом радостью о "спецконфискации активов мафии Януковича" на сумму $200 млн. К сожалению, по еще одной негативной традиции, так называемый приговор Сосновского районного суда г. Черкасс, о котором написал в соцсети Луценко, отсутствует в Едином государственном реестре судебных решений.
Как следствие, украинское общество, которое уже четвертый год ждет торжества справедливости и надеется, что Виктора Януковича и его сообщников привлекут к юридической ответственности за многочисленные коррупционные сделки, опять не получает никакой информации. Кого и за что осудили в Черкассах? Какое отношение эта/эти лицо/а имеет/ют к "мафии Януковича"? Что вообще генпрокурор понимает под словосочетанием "спецконфискация активов"? Кому непосредственно с "мафии" принадлежали конфискованные средства и как они были получены правоохранителями?
Есть подозрения, что эти и многие другие вопросы в ближайшей перспективе останутся без ответов. Предыдущие поступки представителей прокуратуры не оставляют нам никаких надежд на открытость информации.
С апреля представители гражданского общества пытаются получить информацию о том, как прокуратура конфисковала $1,5 млрд, которые генпрокурор также приписывал "преступной организации Януковича". Процедура принятия этого приговора и дальнейшая конфискации активов вызвала целый ряд вопросов.
В то же время, в органах судебной власти сначала объясняли отсутствие в открытом реестре текста приговора отпуском судьи, а впоследствии ссылались на постановление Военной прокуратуры, которая требовала не публиковать решения. Наконец, Генеральная прокуратура, чтобы окончательно помешать обнародованию текста приговора, присвоила этом судебному решению гриф государственной тайны.
Однако, все, что интересовало в деле конфискации всех этих средств – это верховенство права. Это законное право украинских граждан – знать, какие именно коррупционные преступления "семьи" прокуратура доказала, вследствие каких противоправных действий воров у власти получили эти средства и не было ли противоправных действий со стороны правоохранителей, которые получили эти конфискованные активы. Кто именно уже осужден и какие меры наказания к ним применили в этих делах, а также когда наконец сам Янукович и его в прошлом высокопоставленные соратники предстанут перед судом.
Кроме того, логично объяснить упрямые попытки прокуроров скрыть упомянутые выше приговоры очень сложно. Конечно, при условии, что они абсолютно законны и обоснованы с юридической точки зрения.
Все судебные решения в Едином реестре публикуются только после удаления конфиденциальной информации об участниках процесса – имена заменяют словами "Лицо", персональные данные – на "Информация". Поэтому в отговорки о желании сохранить в тайне имя важнейшего свидетеля верится с трудом. И от кого Генпрокуратура защищает этого свидетеля, ведь владельцы конфискованных активов, то есть "семья", давно должны были получить текст решения суда? Или по мнению Генпрокуратуры безопасности свидетелей в этих процессах больше угрожает украинское общество, чем "мафия Януковича"?
Я подчеркиваю, что сокрытие таких решений является незаконным. А их обнародование не может повредить никаким законным интересам следствия. Именно поэтому TI решила обжаловать в суде незаконные действия и решения как судебных органов, так и прокуратуры. Надеюсь, это сможет заставить представителей Генпрокуратуры не препятствовать выполнению требований законодательства относительно обнародования судебных решений.
Также хочется верить, что когда, наконец, эти приговоры в законном порядке обнародуют, представители Генпрокуратуры осмелятся на открытую дискуссию. Хочется верить, что они смогут объяснить как юридическую составляющую принятых решений, так и причины по которым длительное время от нас, всего украинского народа, их скрывали.
Подчеркиваю, TI Украины в коем случае не оспаривает (мы даже теоретически не можем этого делать) приговор суда по существу. Мы требуем выполнения требований закона. А закон гарантирует гражданам доступ к судебным решениям. А информация о разоблачении коррупционных схем Януковича вызывает чрезвычайный общественный интерес. И ее сокрытие по надуманным причинам является противоправным.