Цугцванг Порошенко
Если Порошенко поддержит реформаторские ожидания проевропейской части украинского общества, он пойдет против интересов своих единомышленников
2018 год начался для Петра Порошенко неудачно. Журналисты украинского бюро радио «Свобода» обнародовали информацию о тайном отпуске президента Украины на Мальдивах. По их оценкам, перелет и проживание в течение 6 суток в гостинице Cheval Blanc Randheli 6 взрослых и 2 детей обошлись почти в $500 000.
Мнение общественности в Украине разделилось: с одной стороны, ни для кого не секрет, что действующий президент Украины входит в пятерку самых богатых украинцев, а, по оценкам инвестиционной компании Dragon Capital, даже сумел увеличить свое состояние за прошлый год на 7%. Так что недельный отдых для себя и своих близких в этом райском уголке вроде позволить себе может.
Другая часть украинцев справедливо заметила: в условиях продолжающейся российской агрессии, оккупации Крыма и части Донбасса, когда страна взывает о военной и финансовой помощи, – главнокомандующему Вооруженных сил и главе государства можно было бы быть более рассудительным и благосклонным к стандартам поведения, например, европейского политикума.
Однако, даже эта громкая дискуссия не смогла отвлечь внимание от другого чувствительного вопроса в котором, как в капле воды, отражается борьба старого и нового (постмайданового) в Украине. Речь идет о содержании и судьбе Антикоррупционного суда. Этот суд является недостающим звеном в борьбе с топ-коррупцией, при отсутствии которого нарастающая активность недавно созданных Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры напоминает работу двигателя на нейтральной передаче: сотни дел «зависли» без движения в нереформированных судах, ни один из знаковых топ-коррупционеров не получил пока судебный приговор.
Петр Порошенко был последовательным противником создания антикоррупционного суда. В выступлении на международном форуме YES в Киеве в сентябре 2017 года он прямо заявил, что антикоррупционные суды существуют только в Кении, Уганде, Малайзии и Хорватии и не доказали свою эффективность. Зато настаивал на создании антикоррупционной палаты в существующей судебной системе. Под давлением проевропейски ориентированной части общества и западных партнеров президент Порошенко вынужден был вроде как изменить мнение. Вроде как, потому поданный в последний день работы парламента в 2017 году законопроект об антикоррупционном суде должен был выхолостить идею создания эффективного судебного органа для борьбы с топ-коррупцией, а вместо этого пытается создать институт, который будет чувствительным к пожеланиям действующей власти.
Дважды такую махинацию уже удалось провести относительно Национального агентства по предотвращению коррупции и Государственного бюро расследований. (В ноябре 2017 года директор департамента НАПК на брифинге обнародовала информацию о вызовах сотрудников в администрацию президента относительно выборочного обнародования выводов проверки деклараций высокопоставленных чиновников).
Несмотря на новогодние и рождественские праздники, развернулась острая дискуссия относительно президентского законопроекта. Девять украинских и международных общественных организаций мотивировано оценили проект закона как противоречащий выводам Венецианской комиссии и «не позволяющий обеспечить независимость антикоррупционного судопроизводства».
Организация Transparency International назвала три главные проблемы законопроекта:
1.Чистота отбора судей под вопросом. Вопреки рекомендациям Венецианской комиссии роль общественного совета международных экспертов сознательно занижена.
2. Подсудность Антикоррупционного суда в проекте не включает все преступления, которые находятся в подследственности НАБУ. Зато туда на рассмотрение могут направляться дела о преступлениях из подследственности национальной полиции или Государственного бюро расследований. Тем самым суд можно будет «завалить» делами, не относящихся к топ-коррупции.
3. Завышаются требования к кандидатам в судьи Антикоррупционного суда. Transparency International считает, что это станет искусственно созданной преградой для формирования суда и начала его работы.
Вслед за общественными активистами с резкой критикой президентского законопроекта выступили Международный валютный фонд, Всемирный банк, Евросоюз.
Президент Порошенко оказался в очень непростой ситуации. 31 марта 2019 года состоятся очередные выборы президента Украины. Страна фактически вступила в предвыборный год.
Вся предвыборная активность команды действующего президента, которая связана с аккумулированием средств, «зачисткой» информационного пространства, преследованием антикоррупционных активистов и реорганизацией местных судов с избирательной переаттестацией судей – имеет смысл, если Петру Порошенко удастся сохранить опору на своих сторонников в политико-бизнесовой среде. Для большинства из них и внедрение электронного декларирования доходов, и начало работы вновь антикоррупционных органов – стало настоящим шоком. Завершение формирования антикоррупционной триады они справедливо расценивают как прямую угрозу олигархическому режиму, который им хоть и с потерями, но удалось сохранить после Революции достоинства 2014 года. Петра Порошенко они воспринимали как гаранта такого положения дел. И теперь этот гарант теряет доверие в их глазах.
Хорошей иллюстрацией реальных настроений среди депутатов парламентского большинства стал диалог журналиста интернет-издания «Украинская правда» с представителями фракции Блока Петра Порошенко и «Народного фронта» экс-премьер-министра Яценюка: «Какой-то мудак из-за бугра придет и будет рассказывать нам, как здесь жить и строить свою страну? Они сделают свой ручной суд и это все – конец. Они замкнут вертикаль: НАБУ – САП – суд. Они там думают, что нажмут на Порошенко, а он заставит нас все принять. Но так не будет. Не в этом случае».
Дальше-больше 23 января группа народных депутатов от правящей коалиции зарегистрировала законопроект, которым пытается отменить уголовную ответственность чиновников за незаконное обогащение.
Президент Петр Порошенко оказался в цугцванге. Если он поддерживает реформаторские ожидания проевропейской части украинского общества, – он действует вопреки исконным интересам своих единомышленников, а реализуя запросы своего политико-бизнесового окружения, – рискует оказаться в состоянии врагов Майдана.
Три года назад его предшественник поддался давлению России и своего окружения, пренебрег евро-ожиданиями граждан и закончил позорным бегством в Ростов-на-Дону.
Каким будет выбор Петра Порошенко в якобы другой, а на самом деле весьма похожей ситуации – увидим совсем скоро.