xcounter
Calendar Icon

Цугцванг Порошенко

13.02.2018 12:24
Ярослав Мендусь, «Новое Время»

​Если Порошенко поддержит реформаторские ожидания проевропейской части украинского общества, он пойдет против интересов своих единомышленников

2018 год начался для Петра Порошенко неудачно. Журналисты украинского бюро радио «Свобода» обнародовали информацию о тайном отпуске президента Украины на Мальдивах. По их оценкам, перелет и проживание в течение 6 суток в гостинице Cheval Blanc Randheli 6 взрослых и 2 детей обошлись почти в $500 000.

Мнение общественности в Украине разделилось: с одной стороны, ни для кого не секрет, что действующий президент Украины входит в пятерку самых богатых украинцев, а, по оценкам инвестиционной компании Dragon Capital, даже сумел увеличить свое состояние за прошлый год на 7%. Так что недельный отдых для себя и своих близких в этом райском уголке вроде позволить себе может.

Другая часть украинцев справедливо заметила: в условиях продолжающейся российской агрессии, оккупации Крыма и части Донбасса, когда страна взывает о военной и финансовой помощи, – главнокомандующему Вооруженных сил и главе государства можно было бы быть более рассудительным и благосклонным к стандартам поведения, например, европейского политикума.

Однако, даже эта громкая дискуссия не смогла отвлечь внимание от другого чувствительного вопроса в котором, как в капле воды, отражается борьба старого и нового (постмайданового) в Украине. Речь идет о содержании и судьбе Антикоррупционного суда. Этот суд является недостающим звеном в борьбе с топ-коррупцией, при отсутствии которого нарастающая активность недавно созданных Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры напоминает работу двигателя на нейтральной передаче: сотни дел «зависли» без движения в нереформированных судах, ни один из знаковых топ-коррупционеров не получил пока судебный приговор.

Петр Порошенко был последовательным противником создания антикоррупционного суда. В выступлении на международном форуме YES в Киеве в сентябре 2017 года он прямо заявил, что антикоррупционные суды существуют только в Кении, Уганде, Малайзии и Хорватии и не доказали свою эффективность. Зато настаивал на создании антикоррупционной палаты в существующей судебной системе. Под давлением проевропейски ориентированной части общества и западных партнеров президент Порошенко вынужден был вроде как изменить мнение. Вроде как, потому поданный в последний день работы парламента в 2017 году законопроект об антикоррупционном суде должен был выхолостить идею создания эффективного судебного органа для борьбы с топ-коррупцией, а вместо этого пытается создать институт, который будет чувствительным к пожеланиям действующей власти.

Дважды такую махинацию уже удалось провести относительно Национального агентства по предотвращению коррупции и Государственного бюро расследований. (В ноябре 2017 года директор департамента НАПК на брифинге обнародовала информацию о вызовах сотрудников в администрацию президента относительно выборочного обнародования выводов проверки деклараций высокопоставленных чиновников).

Несмотря на новогодние и рождественские праздники, развернулась острая дискуссия относительно президентского законопроекта. Девять украинских и международных общественных организаций мотивировано оценили проект закона как противоречащий выводам Венецианской комиссии и «не позволяющий обеспечить независимость антикоррупционного судопроизводства».

Организация Transparency International назвала три главные проблемы законопроекта:

1.Чистота отбора судей под вопросом. Вопреки рекомендациям Венецианской комиссии роль общественного совета международных экспертов сознательно занижена.

2. Подсудность Антикоррупционного суда в проекте не включает все преступления, которые находятся в подследственности НАБУ. Зато туда на рассмотрение могут направляться дела о преступлениях из подследственности национальной полиции или Государственного бюро расследований. Тем самым суд можно будет «завалить» делами, не относящихся к топ-коррупции.

3. Завышаются требования к кандидатам в судьи Антикоррупционного суда. Transparency International считает, что это станет искусственно созданной преградой для формирования суда и начала его работы.

Вслед за общественными активистами с резкой критикой президентского законопроекта выступили Международный валютный фонд, Всемирный банк, Евросоюз.

Президент Порошенко оказался в очень непростой ситуации. 31 марта 2019 года состоятся очередные выборы президента Украины. Страна фактически вступила в предвыборный год.

Вся предвыборная активность команды действующего президента, которая связана с аккумулированием средств, «зачисткой» информационного пространства, преследованием антикоррупционных активистов и реорганизацией местных судов с избирательной переаттестацией судей – имеет смысл, если Петру Порошенко удастся сохранить опору на своих сторонников в политико-бизнесовой среде. Для большинства из них и внедрение электронного декларирования доходов, и начало работы вновь антикоррупционных органов – стало настоящим шоком. Завершение формирования антикоррупционной триады они справедливо расценивают как прямую угрозу олигархическому режиму, который им хоть и с потерями, но удалось сохранить после Революции достоинства 2014 года. Петра Порошенко они воспринимали как гаранта такого положения дел. И теперь этот гарант теряет доверие в их глазах.

Хорошей иллюстрацией реальных настроений среди депутатов парламентского большинства стал диалог журналиста интернет-издания «Украинская правда» с представителями фракции Блока Петра Порошенко и «Народного фронта» экс-премьер-министра Яценюка: «Какой-то мудак из-за бугра придет и будет рассказывать нам, как здесь жить и строить свою страну? Они сделают свой ручной суд и это все – конец. Они замкнут вертикаль: НАБУ – САП – суд. Они там думают, что нажмут на Порошенко, а он заставит нас все принять. Но так не будет. Не в этом случае».

Дальше-больше 23 января группа народных депутатов от правящей коалиции зарегистрировала законопроект, которым пытается отменить уголовную ответственность чиновников за незаконное обогащение.

Президент Петр Порошенко оказался в цугцванге. Если он поддерживает реформаторские ожидания проевропейской части украинского общества, – он действует вопреки исконным интересам своих единомышленников, а реализуя запросы своего политико-бизнесового окружения, – рискует оказаться в состоянии врагов Майдана.

Три года назад его предшественник поддался давлению России и своего окружения, пренебрег евро-ожиданиями граждан и закончил позорным бегством в Ростов-на-Дону.

Каким будет выбор Петра Порошенко в якобы другой, а на самом деле весьма похожей ситуации – увидим совсем скоро.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини