xcounter
Calendar Icon

Украина в долговой ловушке: что с этим делать

21.02.2018 10:52
Павел Кухта, «Новое Время»

В условиях нынешней экономической ситуации легко забыть о системной проблеме, способной быстро подорвать стабильность – долги, которые государство накопило за последнее десятилетие

Сейчас уровень государственного и гарантированного государством долга в Украине составляет $76 млрд, то есть около 70% от ВВП. Резервы НБУ для сравнения сейчас составляют лишь $18,8 млрд.

Среди экономистов безопасным уровнем долга для развивающихся стран считается 40% от ВВП. Маастрихтский критерий по государственному долгу, по которому определяется соответствие той или иной страны условиям вступления в ЕС, составляет 60% от ВВП. Таким образом, уровень долговой нагрузки в Украине превышает любое из определений безопасного размера государственного долга.

При этом, более 70% долга номинировано в иностранной валюте. Соответственно, девальвация гривны на 10% увеличивает уровень государственного долга примерно на 5,5% от ВВП. Фактически, в случае стремительной девальвации (которая в сырьевой открытой экономике может произойти по многим причинам, от падения цен на сырьевые товары в мире до ограничительных мер со стороны других стран (вспомним торговые войны со стороны РФ) долговая нагрузка резко возрастет и государство очень быстро потеряет платежеспособность.

Расходы на обслуживание государственного долга уже составляют около 4% от ВВП – это больше, чем военный бюджет страны. Доля этих расходов в государственном бюджете превышает 13%.

Как мы к этому пришли? Ведь десять лет назад ситуация с долгами была совсем другой.

Так, еще в 2007 году, государственный и гарантированный долг составлял всего $17,6 млрд, что составляло менее 12% от тогдашнего ВВП Украины. Зато резервы НБУ составляли $32,5 млрд, то есть почти вдвое превышали уровень государственного долга.

Первый удар по этой идиллии нанес мировой финансовый кризис 2008 года. Он вызвал стремительную девальвацию гривны и, соответственно, стремительный рост нагрузки валютного долга на экономику. Параллельно, тогдашнее правительство Юлии Тимошенко не менее стремительно привлекало долги, увеличив их за год на $15 млрд. В целом, соотношение государственного и гарантированного государством долга к ВВП выросло с 13% до 40%.

После этого, во времена режима Януковича, в сфере публичных финансов началась вакханалия. К 2013 году, долг вырос до $73 млрд (почти вдвое по сравнению с 2009-м), что, впрочем, составило около 41% от ВВП – то есть долговая нагрузка на экономику возросла незначительно. Однако, параллельно, управляемый в ручном режиме назначенцами того же Януковича НБУ стремительно терял золотовалютные резервы – они упали с почти $35 млрд в 2010 до $20 млрд в 2013.

В результате, в 2014-2015 годах страна вошла в состоянии кризиса, который был еще и значительно усилена за счет российской военной и экономической агрессии. На конец 2014 года резервы НБУ упали до $7,5, а соотношение государственного и гарантированного долга в 2015 после двух девальваций возросло до 72%.

В то же время, впервые с кризиса 2008 года, Украина начала проводить разумную долговую политику, которая и позволила стабилизировать ситуацию. Уровень государственного и гарантированного долга с 2014 года вырос всего на $6 млрд (менее чем на 10%), несмотря на национализацию и докапитализацию крупнейшего в стране банка. Соотношение долга к ВВП с 2015 года, когда удалось стабилизировать курс гривны, даже несколько снизилось. В то же время, резервы НБУ, с их дна в 2014 году, выросли более чем на $10 млрд, до $18,8 млрд.

Однако, проблема все еще остается – высокий государственный долг дамокловым мечом нависает над всей экономикой страны, угрожая ей очередной дестабилизацией и кризисом. Убрать эту угрозу можно только одним способом – значительно снизив соотношение размера долга к размеру экономики.

Существенной помощью здесь может стать быстрый экономический рост, которій позволил бы "перерасти" долговую проблему путем увеличения ВВП. Однако, не следует забывать, что одним из главным факторов медленного (или, иногда, отсутствующего) экономического роста в Украине является как раз макроэкономическая нестабильность и ее риски, которых опасаются инвесторы. То есть высокий уровень государственного долга сам по себе является фактором, сдерживающим темпы роста экономики – нужно решение, которое позволит напрямую его снизить.

Такое решение существует – оно заключается в фискальной консолидации и постепенном переходе к бездефицитному (или профицитному) бюджету. Это позволило перейти непосредственно к политике возвращения государственных долгов и снижения долговой нагрузки на экономику страны.

Снижение дефицитов бюджета является ключевым элементом программы МВФ, однако текущая программа должна закончиться в 2019 году и предусматривает предельный уровень дефицита бюджета 2019 года в размере 2,2% от ВВП, то есть все еще далеко от бездефицитности. Если хотим быстро избавиться долговой проблемы, должны снизить дефицит бюджета значительно большими темпами. Только так сможем наконец избавиться от этого бремени, созданного неуклюжей дореволюционной экономической политикой.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини