xcounter
Calendar Icon

Крым в оккупации. Четыре года спустя

22.02.2018 13:12
Александр Лиев, «Новое Время»

За это время рухнули почти все надежды как самих крымчан, так и жителей материковой Украины.

Крымчане, выступившие в поддержку РФ, надеялись на выполнение обещаний со стороны оккупанта и на улучшение условий жизни. Граждане Украины, в том числе и крымчане, перебравшиеся после аннексии на материк, надеялись на грамотную политику государства по деоккупации полуострова и на то, что Крым скоро вернется под контроль Украины. Но реальность оказалась совсем другой.

За четыре года Крым существенно отдалился от Украины – он интегрировался в состав России, разорвана большая часть экономических связей с автономией. Ситуация в Украине и Крыму развивается по прямо противоположным направлениям, прежде всего, политически. Украине же практически нечем похвастаться в вопросе деоккупации. Единичные политические победы Украины в отношении Крыма – капля в море. Что касается жизни крымчан – приходится констатировать, что качественных улучшений не произошло ни в одной из сфер.

Туризм и логистика

Одной из основных и наиболее обсуждаемых проблем Крыма по-прежнему остается упадок туристической отрасли. Напомню, что до аннексии на полуострове отдыхали около 6 млн человек ежегодно. Так, в 2012-м на полуостров приехали 6,1 млн туристов, а в 2013-м – 5,9 млн. После "воссоединения" с Россией туризм в Крыму обвалился: вместо шести, в Крым приезжает не более 1,5 миллионов туристов.

Ранее с помощью поездов из Украины, Беларуси и России в Крым приезжали 4 млн туристов, на самолетах со всего мира прилетали 500 тысяч человек, 250 тысяч добирались с помощью морского транспорта, а остальные путешествовали на машинах. Сейчас нет железнодорожного транспорта, нет морского – за все время аннексии в Крым не зашел ни один круизный лайнер. Путь в Крым остался только с помощью неба и автомобилей, но сегодня физически невозможно авиатранспортом принять заявленное крымскими “властями” количество туристов.

Каждый год, начиная с 2014-го, падает и турпоток из России – тогда он составлял 1 млн человек, сейчас уже меньше. Стабильным до этого года оставалось количество тех, кого отправляют по бесплатным путевкам – где-то 700 тысяч человек, однако, видимо, и их число начнет снижаться.

Эпоха Крыма как общедоступной здравницы завершилась: оккупант распродает украинские санатории. Так, в прошлом году стало известно о продаже 11 государственных санаториев в Ялте, Симеизе, Алупке, Гаспре и Евпатории. В частности, власти региона собираются продать санатории "Прибой", "Солнечный", "Пионер", "Юность", Ай-Тодор, "Алупка", "Родина", "Республиканский противотуберкулезный санаторий им. Семашко", "Предгорный", "Противотуберкулезный санаторий им. Чехова", "Противотуберкулезный санаторий "Красный маяк". При том распродают их за копейки, точнее, в лучших традициях коррупционной истории РФ – общая сумма, которую официально собираются выручить от продажи санаториев – около 2 млрд рублей ($35 млн).

Российские власти не планируют тратить внушительные суммы на оздоровление граждан в Крыму, а “частные” туристы не поедут на полуостров из-за дороговизны и проблем с логистикой. Крымчане возлагали большие надежды на строительство Керченского моста, однако, как показывают последние события, эти надежды вряд ли оправдаются. Как известно, строители Керченского моста не смогли состыковать металлические пролеты автомобильного путепровода в море на участке "Насыпь — Фарватер" в районе Керченского полуострова. Расхождение составляет около 2 метров в длину и около 1 метра в высоту. При этом стоимость проекта моста в Крым превысила 300 млрд рублей (порядка $5 млрд.), что в три раза дороже строительства самого длинного моста в мире (мост длиной 164,8 км между Шанхаем и Нанкином обошелся в $1,46 млрд). Напомню, что единственным исполнителем работ была назначена фирма "Стройгазмонтаж" Аркадия Ротенберга, близкого к Владимиру Путину. Пресловутый “Керченский мост” в СМИ уже называют “лебединой песней” Путина...

Сельское хозяйство и экология

События, которые повлекла за собой аннексия Крыма, фактически поставили крест на развитии сельского хозяйства на полуострове.

Когда промышленность в Крыму пала из-за международных санкций, РФ сделала ставку на сельское хозяйство, вливая в сферу немалые дотации, но безуспешно: производство продолжило падать. Очевидно, что это решение было проигрышным с самого начала. Перекрытие Северо-Крымского канала лишило Крым главного источника орошения с/х территорий, а закрытие границ привело к невозможности сбыта продукции.

Из-за финансовой изоляции полуострова крымские аграрии ощутили острый дефицит свободных финансовых средств (Москва на 50% субсидирует закупки семян). Кроме того, в Крыму не хватает сырья и производственных мощностей для отдельных видов с/х. В частности, раньше полуостров каждый год привлекал несколько сотен комбайнов с центральной Украины.

Из-за отсутствия воды тотально пострадали отрасли рисоводства и животноводства. Полностью утрачены 30 тысяч гектаров рисовых чеков; выращивание сои, ставшей для Крыма уже традиционной культурой, сегодня сокращено на 70%. Из-за отсутствия кормовой базы (она выращивается только на орошаемых землях) практически полностью уничтожено животноводство.

Непоправимый ущерб нанесен и виноделию региона. Под санкции попали "Массандра", "Магарач", завод шампанских вин "Новый Свет", которые сегодня отошли влиятельным российским бизнесменам. Впрочем, легально торговать товаром на Западе они по-прежнему не могут.

А ведь до аннексии полуострова крымские предприятия в среднем за год производили 2,7% общего урожая зерна, 5,7% плодов и ягод, 23,7% винограда, 4,5% овощей, 6,4% мяса скота и птицы, 2,9% молока, 4% яиц, 30,3% шерсти.

Конечно, из-за отсутствия воды пострадала и экология полуострова в целом. Например, еще в первый год аннексии цапли и другие колониальные виды птиц мигрировали из Крыма в северные регионы Украины по причине дефицита пресной воды. Крымскими “властями” принимались и губительные решения, которые ставят под угрозу редкую флору и фауну полуострова. Так, в 2016 году, чтобы пополнить запасы воды в Чернореченском водохранилище (Севастополь), было решено буквально повернуть вспять реку Коккозка. Однако, по мнению экологов, такое вмешательство в природу грозит не только лишением местности воды, но и затоплением части Большого каньона, уничтожением уникальной экосистемы заказника, занесённых в Красную книгу полуострова десятков видов растений и животных.

Культурное наследие Крыма

Культурное наследие Крыма, его туристические изюминки и бесценные исторические объекты также оказались под угрозой. По информации Министерства культуры Украины, на 1 января 2014 года на территории Крыма располагалось шесть историко-культурных заповедников, 54 музея, в том числе 35 государственных и коммунальных в АР Крым и 5 в Севастополе, в которых сберегалось более 1,2 млн единиц основных фондов и около 400 тысяч единиц научно-вспомогательных. Добавим к этому более 2 млн архивных материалов – бумажных документов и аудиовизуальных файлов.

По предварительной оценке, Украина утратила в Крыму 11,5 тысяч памятников истории, культуры и архитектуры, 150 историко-архитектурных объектов, занесенных в каталоги ЮНЕСКО, в том числе Херсонес Таврический, Бахчисарайский дворец, Чуфут-Кале, Судакская крепость и другие.

Эксперты утверждают, что в последнее время в Крыму, особенно на территории Керченского историко-культурного музея-заповедника работает около десятка российских экспедиций, которые систематически заезжают на территорию Крыма. Как сообщается - коллекции находок вывозятся на территорию РФ.

Но невозможность отслеживать процесс проведения археологических раскопок не самая важная проблема. Памятники культуры Крыма фактически потеряли защиту ЮНЕСКО. Наиболее печальная участь постигла Херсонес Таврический, который в 2013 году попал в число объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Однако после аннексии международная организация отказалась признавать российский статус памятника, а в 2016 году внесла Херсонес в список опасных мест для посещения наряду с памятниками Сирии или Афганистана.

В данный момент в Бахчисарае проводится абсолютно варварская реконструкция легендарного Ханского дворца. В ходе демонтажа черепицы и старинных дубовых балок с Большой Ханской мечети были повреждены росписи XVIII века. На фасаде здания появились трещины и обвалилась штукатурка.

Конечно, в условиях оккупации возможности украинского государства в защите памятников или хотя бы контроля мизерны. Однако эксперты ЮНЕСКО неоднократно ставили вопрос о присоединении Украины ко Второму протоколу Гаагской конвенции от 1999 года. Этот протокол четко регулирует механизмы сохранности культурного наследия на оккупированных территориях. Он предусматривает создание наблюдательных органов с участием международных представителей и представителей государства, чья территория оккупирована. К сожалению, это так и не было реализовано.

Бизнес и правовое поле

Что касается бизнеса, то в первую очередь после оккупации пострадал малый бизнес.

Оккупационные власти Крыма буквально вынудили значительную часть предпринимателей малого бизнеса свернуть дела на полуострове и переехать на материковую Украину.

На момент начала оккупации в Крыму функционировало 54 тыс. юридических лиц и 135 тыс. физических лиц. На март 2016 года их осталось соответственно 22 тыс. и 39,8 тыс. В украинскую бытность в сфере малого бизнеса было задействовано до трети всех работающих на полуострове. Что составляет порядка 80-90 тысяч человек. За два года количество сотрудников малых предприятий в Крыму сократилось в 3 раза – до 29 тысяч человек.

До оккупации Крыма Россией доля малого бизнеса в производстве товаров и услуг составляла 22,2%, а его оборот равнялся 14,3 млрд гривен ($1,78 млрд по курсу на 1 января 2012 года). После аннексии этот показатель начал снижаться и за первое полугодие 2016 года составил 25,8 млрд рублей (менее 500 млн долларов).

В России больше уклон идет в сторону развития крупного предпринимательства, и в РФ не видят проблемы в уничтожении бизнеса на полуострове, поскольку ему отвели роль военной базы, где будут развивать только “оборонку” и сопутствующие ей отрасли.

Снизилось и число предприятий в производственной сфере. Это объясняется массой ограничений и высокой стоимостью лицензий на ряд видов деятельности. Например, лицензия для производства крепленого вина стоит 9,5 млн рублей в год – понятно, что для малых и средних предприятий такая деятельность становится невозможной.

Торговая сфера также столкнулась с многочисленными проблемами, начиная от перерегистрации до постоянных проверок на предмет продажи запрещенной к ввозу в Россию продукции. А ведь даже спустя четыре года после начала оккупации Крыма на полуостров по-прежнему ввозятся не только санкционные европейские товары, но и украинские, которыми торгуют “из-под полы”.

Политика Украины в отношении Крыма

Крым постепенно стирается не только с “повестки дня” украинских властей, но даже из новостных блоков украинских СМИ.

Какое-то время на всех международных площадках представители украинской власти и мировые лидеры еще громко говорили об аннексии Крыма как о вопиющем факте нарушения территориальной целостности и суверенитета Украины, самовольном перекраивании Россией границ после Второй мировой войны. Но вместе с тем, что украинская власть при каждом удобном случае просила у мирового сообщества поддержки в вопросе возвращения Крыма, сама она за все четыре года после аннексии даже не представила стратегию по деоккупации.

В 2016 году все же разработали на уровне СНБО с привлечением экспертного сообщества, но документ так и не утвердили. А без плана или стратегии по деоккупации туманной остается перспектива будущего формата переговоров с Россией по возвращению Крыма.

В первый год оккупации президент, правительство и народные депутаты заявляли о необходимости создания специальной стратегии по деоккупации Крыма. Говорили даже о создании специального министерства по вопросам незаконно оккупированного полуострова и должности вице-премьер, но к 2015 году у правительства дошли руки лишь до создания Госагентства по Крыму, которое в итоге оказалось абсолютно беспомощным и безмолвным.

Летом прошлого года с новой силой разгорелись дискуссии о новом статусе Крыма в Конституции Украины. Петр Порошенко поручил внести изменение в раздел “Автономная Республика Крым” и предусмотреть создание на полуострове национальной территориальной автономии крымских татар. Как видим, в вопросе возвращения Крыма по-прежнему педалируется национальный вопрос с акцентом на защите прав и свобод крымскотатарского народа.

Поправки в Конституцию Украины так и не были приняты. Впрочем, какая бы точка ни была поставлена в этом вопросе, это не сыграло бы особой роли ни в жизни крымчан, ни в судьбе Крыма вообще.

К сожалению, украинские власти окончательно отдалились от реальной жизни крымчан и от тех вопросов, которые действительно требуют решения.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини