xcounter
Calendar Icon

Зачем Лукашенко встречался с Медведчуком?

15.01.2019 14:24 (Оновлено 15.01.2019 в 14:26)

​Лукашенко понимает, что Кремль скоро может взяться за Беларусь — и предпринимает меры.

14 января президент Беларуси Александр Лукашенко принял в Минске Виктора Медведчука. Того самого украинского политика, который является кумом Путина, с которым связывают изменение политики сразу нескольких информационных каналов и о котором президент Порошенко открыто заявил, что тот де-факто является представителем Путина.

Но Виктор Медведчук не имеет никаких властных полномочий, и в связи с этим резонным представляется вопрос, зачем тогда Лукашенко нужно было с ним встречаться.

Пресс-служба беларуского президента в своём сообщении по итогам встречи делает акцент на якобы основной теме — войне в Украине, давая цитату беларуского лидера "это недоразумение пора заканчивать".

Но в материале была и вторая интересная цитата: "Вы владеете информацией и о политике, этой внутренней политической кухне, которая сейчас разворачивается. С точки зрения нашего дальнейшего поведения — Беларуси — нам очень важна ваша информация. Вы должны меня как-то сориентировать в этой ситуации". Эта цитата в большей мере отражает мотивацию Лукашенко — зачем ему нужна была эта встреча.

Если проанализировать личность Виктора Медведчука и его роль в украино-российских отношениях, можно выделить три возможные темы для разговора.

1. Возможная конфигурация власти после окончания президентских и парламентских выборов в Украине

В Украине в 2019 году пройдут выборы президента и выборы в Верховную Раду. Беларусь имеет с Украиной не только внушительный товарооборот, но и начинает несколько важных для Минска долгосрочных проектов (производство военной техники, в частности, гаубиц "Богдана" и бронемашин "Варта", привлечение "Беларусьнефти" к разработке газовых месторождений в Украине, восстановление судоходства по Днепру и еще немало проектов). Возможная смена власти либо изменения в балансе сил могут существенно повлиять на их реализацию.

Беларуское правительство давно и успешно работало с различными политическими силами, в первую очередь за счёт попыток найти точки соприкосновения с различными финансово-промышленными группами и различными политическими силами до формальной смены власти.

Например, начав экспансию на украинский рынок при Ющенко, в 2009 году Лукашенко встречался и с Тимошенко, и с Януковичем. После 2010 года работа продолжилась. Революция достоинства стала во многом испытанием для Минска, но если помните, одна из первых встреч Турчинова тоже была с беларуским президентом. Далее — встречался уже Порошенко.

Сейчас на носу новые парламентские и президентские выборы. Это значит, что публичные и непубличные консультации будут идти ускоренными темпами.

2. "Мирный план Путина" или Лукашенко пытается оценить опасность

Медведчук де-факто является близким к Путину политиком и зачастую озвучивает тезисы Кремля на внутриукраинском поле. То, как Медведчук оценивает свои перспективы, перспективы выхода на урегулирование конфликта, чрезвычайно важно для Беларуси. Не с точки зрения "гуманитарных соображений". Всё намного прозаичнее.

Пока Россия занята Украиной и пока конфликт находится в горячей внешнеполитической фазе — пока он актуален на международной арене — возможности Кремля по решению беларуского вопроса ограничены. Кроме того, в худшем случае (например, резкое падение цен на нефть или обвал экономики) и больших шансах пророссийских партий пройти в Раду, Кремль может подыграть своим сторонникам в Украине и заявить о готовности к широкому компромиссу по Донбассу — даже вплоть до деоккупации.

В таком случае Кремлю для внутреннего рынка нужен будет компенсатор в виде "внешнеполитической победы". А это значит, что давление на Беларусь будет усиливаться. Для Лукашенко крайне важно понять алгоритм действий Путина в президентской и парламентской гонке в Украине и какое место в этой игре будет занимать тема урегулирования на Донбассе.

Формат возможной игры Кремля Лукашенко надеется понять по поведению Медведчука, его посылам. Это, с одной стороны, информация для размышления и политического планирования, с другой, вопросы заработка, поскольку после урегулирования остро встанет вопрос восстановления экономики. Зная, что может произойти, можно спланировать приход на пока ещё оккупированные территории со своим бизнесом, с участием в инфраструктурных проектах.

3. Нефть и деньги для Медведчука: как кум Путина будет сражаться с беларуской контрабандой

И, наконец, третий, возможно, ключевой вариант. С Медведчуком связывают импорт российских нефтепродуктов и сжиженного газа на территорию Украины. Не только в так называемые "ДНР" и "ЛНР", но и на свободную часть страны. Пару лет назад Служба безопасности Украины массово проверяла нефтетрейдеров, ведущих поставки с территории РФ.

По странному стечению обстоятельств, компании, которые не были связаны с Медведчуком, на протяжении 7-8 месяцев после начала кампании проверок ушли с рынка. Таким образом прямой импорт был напрямую завязан на семью Медведчуков. На территории России его жена, Оксана Марченко, владеет (через несколько фирм-прокладок) нефтедобывающей компанией ООО "НЗНП Трейд", которая выиграла тендер на разработку Гавриковского нефтяного месторождения. Эта же компания владеет Новошахтинским НПЗ в Ростовской области РФ.

Таким образом сложилась забавная комбинация: жена Медведчука Оксана Марченко добывает нефть (Медведчук заверяет, что это только на бумаге, а управляет всем он, но сути это не меняет) и сопутствующий газ в РФ, производит нефтепродукты и продаёт их в Украине (на всей территории, включая "ДНР" и "ЛНР") фирмам, которые тут связывают с её мужем. Хороший семейный бизнес.

При чём здесь Беларусь? Дело в том, что не все украинские и российские нефтетрейдеры были согласны на работу в такой схеме. Но напрямую, без участия ООО "НЗНП Трейд" (читай жены Медведчука, читай самого Медведчука) и ограниченного числа украинских контрагентов (которые связывают напрямую с самим Медведчуком), работать стало невозможно.

Выход они нашли в старых контрабандных схемах поставок через Беларусь. Для этого понадобилось выйти на российского олигарха Михаила Гуцериева, который имеет очень непростые отношения с Путиным и одно время даже скрывался в Британии. Там, кстати, и находится бОльшая часть его бизнеса. Гуцериев — давний друг Лукашенко, ещё с тех пор, когда беларуский президент пытался через него, а также Березовского Ходорковского и Муравленко, бороться с растущим влиянием Путина.

Дальше дело техники — договорились с Гуцериевым, тот с Лукашенко, согласовали процент посредника и... Беларусь, которая всю свою независимую историю поставляла нефтепродукты в Россию со своих НПЗ, вдруг начала их покупать в объёмах до 2,5 млн тонн. И продавать, естественно, уже как свои, на территорию Украины.

Медведчук терял колоссальные деньги. А они нужны были на украинские выборы. В результате осенью 2018 года Москва волевым решением запретила поставки своих нефтепродуктов в Беларусь. В Украине по этому поводу некоторые СМИ даже начали волноваться, что будет с беларуским импортом.

На самом деле, зря — беларуские НПЗ и без российской нефти вполне могли и могут залить украинский рынок своей продукцией. Просто контрабанда была нужна Лукашенко как, с одной стороны, источник дополнительных денег, с другой — возможность сделать ряд российских предприятий и их владельцев своими должниками, от которых можно в нужный момент попросить услугу взамен оказанной помощи в бизнесе.

Медведчуку нужны деньги, ему нужны объёмы поставок, которые шли через Беларусь. Лукашенко тоже нужны деньги. Он не против заработать на перепродаже. Но если не будет российской нефти — Беларусь будет покрывать потребности украинского рынка своей продукцией. Вот вам и точка соприкосновения.

Вариантов может быть несколько:

  • Вход Медведчука как дольщика в схеме контрабанды российских нефтепродуктов в Украину через территорию Беларуси.
  • Уступка Беларусью части рынка в пользу Медведчука — то есть не компенсировать своей продукцией "исчезающие" 2,1 млн тонн нефтепродуктов, которые в 2018 году шли транзитом из России в Украину.

В обоих случаях Лукашенко может сделать уступку. Вопрос в том, что он захочет получить взамен. Тут есть несколько вариантов того, что может попросить беларуский президент в обмен на уступки по нефтепродуктам:

1. Медведчук гарантирует поставки сырой нефти на беларуские НПЗ (в том числе с месторождений своей жены). В данном случае не исключаются контрабандные схемы либо переработка нефти по давальческой схеме на одном из беларуских заводов.

2. Участие "Беларусьнефти" в добыче и разведке на полученном Оксаной Марченко месторождении. Тем более что ООО "НЗНП Трейд" — никогда ранее не занималось самостоятельной нефтедобычей. Это значит, что есть дефицит специалистов, дефицит мощностей, оборудования и партнёров. Этот вариант так же может предусматривать последующие поставки части добытого в Республику Беларусь.

3. "Обещание политической услуги". Возможно, использование Медведчука как посредника по донесению определённых тезисов до Путина. Теоретически такой вариант возможен, но маловероятен. Поскольку Лукашенко имеет свои каналы коммуникации (даже на фоне резкого неприятия его тезисов в Кремле), кроме того, он прекрасно знает цену словам Медведчука. Интерес в нефтяной сфере краткосрочен — до выборов, а значит, ввязываться в долгосрочные проекты с обоюдными обязательствами может быть рискованно.

В любом случае, процессы весьма интересны. Лукашенко понимает, что "беларуский вопрос" может стать следующим для Кремля после "украинского". Поэтому в Минске продолжат зондировать почву, встречаться с разными силами, внимательно следить за событиями в Киеве. И что-то мне подсказывает, что Медведчук — не последний из украинских политиков, с которым постарается переговорить Лукашенко.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини