Calendar Icon

10 советов по поиску работы

10 советов по поиску работы
12.06.2019 17:00 (Обновлено 12.06.2019 в 17:04)
Дмитрий Бондар, «Новое Время»

Если вы хотите найти хорошую работу, вам придется потратить на это время.

Поиск работы — очень занимательный, но и трудный процесс. Я последние 15−16 лет руковожу несколькими бизнесами и за эти годы видел все, отбирая людей. Я слышал удивительные комментарии, почему кандидаты не готовы к собеседованию, видел тех, кто опаздывает и приходит на 20, 30 или даже 40 минут позже, помню людей, которые просто не явились на собеседование. Мы сегодня не будем говорить о тех, кто неадекватен или не готов — мы будем говорить о тех, кто действительно ищет работу, но не знает, как сделать первые шаги.

Шаг № 1, с которого начинается поиск работы: определите зеркало вашей вакансии. Можно называть это по-разному — профиль должности или некая картина того, что вы ищете, — но я вам крайне рекомендую начать именно с этого. Не понимая, что вы ищете, вы не сможете ничего найти.

Давайте определим, что такое зеркало, или портрет, или картина вашей вакансии. Выделите несколько факторов, которые важны для вас. Например, это может быть частичная занятость или полный рабочий день. Может быть уровень зарплаты, по которому вы будете отсекать варианты — кто-то заведомо не рассматривает вакансии с окладом менее $500, $1000 или $2000. Возможно, кто-то ищет работу, совершенно не имея опыта — соответственно, подойдут лишь те компании, где вас готовы обучить. Все это и формирует ваш портрет вакансии. Когда я в свое время начинал искать работу, я брался за любое дело, чтобы понять, что мне нравится, а что — нет. Так я выяснил, что банки — это не мое, и работа курьером — тоже не мое. Однако полученный опыт помог мне сформировать мой портрет вакансии.

Шаг № 2, без которого невозможен поиск работы нигде — ни в Украине, ни в США, ни в Европе: составьте резюме. Не буду углубляться в варианты его построения, рассказывать о том, чем отличается резюме и CV, и так далее — перечислю лишь общие вещи, которые обязательно надо знать. Ваше резюме не должно занимать пять страниц. Хорошее резюме — это одна, максимум — полторы страницы. Весь ваш опыт должен находиться вверху, все второстепенные вещи — например, личные качества или прочитанные книги — внизу. Резюме топ-менеджеров с 10−15 годами опыта работы, может начинаться так: «Президент такой-то компании, отвечал за слияние и поглощение, управлял 3 тысячами человек». Почему? Потому что в начале надо помещать самое важное, самое большое, самое ценное ваше достижение.

Готовое резюме нужно показать специалисту, который сможет его вычитать, особенно если резюме на английском языке. Одно из заблуждений, которые я постоянно слышу — мол, если у вас есть ошибки, и работодатель увидит эти ошибки, он оценит, что вы сами подготовили свое резюме. Конечно же, это не так. Когда я вижу у кандидата ошибки, я говорю себе, что кандидат не постарался и просто банально не вычитал текст. Есть несколько сервисов — я бы, например, порекомендовал вам Grammarly — которые позволяют легко, безболезненно, практически бесплатно проверить ваше резюме.

Кроме того, в резюме важно уделить внимание показателям, которых вы достигли. Особенно это касается тех видов деятельности, где важен не процесс, а результат — продажи, проектный менеджмент и так далее. Не пишите чушь, не пишите общие слова, пишите конкретику — чего вы достигли. Буквально одним предложением: сколько продали, с какими клиентами работали.

В резюме обязательно нужно указать образование. Обычно этот раздел помещается ближе к окончанию, если у вас есть опыт работы, если опыта нет — он будет в самом начале. Тем самым вы покажете, что вы перспективный кандидат. Спорный вопрос, стоит ли акцентировать внимание на образовании сейчас, в 21 веке, когда можно фактически получить степень онлайн. Скажу так: если ваша сфера деятельности предполагает определенные знания — например, медицина или образование, — показывайте в резюме те курсы, которые вы прошли дополнительно. Тот факт, что кандидат по собственной инициативе дополнительно инвестировал в свое образование, увеличивает вашу ценность в глазах работодателя. Так что, на мой взгляд, образование важно, его нужно подчеркивать, но выделяйте самое основное.

Шаг № 3, о котором всегда забывают, но который может вам очень помочь — наличие сопроводительного письма. Как человек, который просматривает десятки резюме еженедельно, могу сказать: если я вижу сопроводительное письмо, это всегда позитивный момент. Почему? Потому что это говорит о том, что человек не просто отправил свое резюме в очередную компанию. Как правило, сопроводительное письмо требует подготовки: вы должны продумать, вы должны описать, почему подаетесь именно на эту вакансию — и такой подход выгодно выделяет вас среди соискателей. Исходя из моего опыта, только каждый 20-й или даже каждый 30-й высылает сопроводительное письмо. Поэтому не игнорируйте этот факт.

Шаг № 4. Будьте готовы к тому, что поиск работы — это работа. Будьте готовы к тому, что, если вы хотите найти хорошую работу, а не просто место, где вам заплатят деньги и не будут беспокоиться о вашем развитии, вам придется потратить на это время. В идеальном случае поиск работы занимает до месяца, иногда — больше. Если вы высокооплачиваемый специалист, этот процесс может растянуться на месяцы.

Приступая к поиску работы, подготовьтесь к тому, что одним из первых вопросов, который вам зададут, будет: почему именно наша компания? Это базовый вопрос, и вы должны быть готовы на него ответить: не что вы хотите делать, а почему. Вопрос почему гораздо более глубокий и более важный, в том числе и при поиске работы. Почему именно эта компания, почему именно эта позиция, почему вы считаете, что вы лучше, чем другие кандидаты — все эти вопросы обязательно задайте себе заранее. Подумайте также, где вы себя видите через 1−3 года. Ответ на этот вопрос позволит вам и вашему работодателю понять, насколько совпадают ваши ожидания, насколько вы подходите друг другу.

Разумеется, соблюдайте хотя бы минимальные правила приличия — не опаздывайте. Придите на собеседование за 15 минут до назначенного времени. То, что вы опоздали, позволит судить о том, как вы в целом относитесь к работе. Соблюдайте хотя бы минимальный дресс-код. Даже на самых творческих работах соблюдение дресс-кода говорит о том, что вы понимаете, что работа — это все-таки работа, а не пляж. Я видел много разных кандидатов, видел девушек в пестрых платьях или с глубоким декольте, которые, возможно, думали, что при виде их декольте я сразу же предложу им замужество и вакансию, но, как правило, это так не работает — наоборот, появляется мысль, что человек пытается перекрыть свою бездарность или неготовность внешним видом. Не наступайте на эти грабли.

Говорят, что есть некие сезоны, в которые легче найти работу. Однако я вам скажу, что работу практически невозможно найти к определенной дате — если речь идет о хорошей работе и трудоустройстве на длительный срок (а не о сезонных работах). Поэтому шаг № 5: не устанавливайте для себя дедлайнов, к которым вы найдете работу. Я предлагаю иной способ, он называется метод дюжины. Вы проходите 12 собеседований, просто проходите, чувствуете, что вам подходит, что не подходит — и из этих 12 выделяете один-два варианта, которые вас устраивают больше всего. После этого вы для себя отвечаете на вопрос, почему вам подошли именно эти два варианта, а затем все последующие собеседования равняете по этим двум. И с этого момента ищете ровно столько времени, сколько вы сможете себе позволить — пока не найдете свой идеальный вариант.

Еще один совет, шаг № 6 — создайте профайл в LinkedIn. В Америке профайл в LinkedIn — это must-have. Его нужно обязательно проапдейтить перед поиском работы. В LinkedIn вы перечисляете все ваши последние работы, и для менеджера по поиску персонала, для руководителя, который проводит собеседование, LinkedIn порой даже важнее, чем резюме. Кстати, люди, которые немного привирают в резюме, обычно забывают так же хорошо приврать в LinkedIn, и вы можете заметить несовпадения. В LinkedIn обязательно нужно добавить ваших друзей, ваших коллег, тех, с кем вы работали и, возможно, запросить у них рекомендации. Это показывает, насколько вы профессиональны в своей сфере, насколько у вас сформирован круг знакомств, необходимых для данной работы. В LinkedIn также есть возможность добавлять ваши сертификаты, которые вы получили на Coursera, Udacity и других платформах. Словом, LinkedIn — это очень важная вещь, для всех кто ищет работу: на начальном этапе, на среднем, и, особенно, для специалистов с опытом.

Шаг № 7. Подумайте, почему вы уходите с предыдущего места работы. Этот вопрос вам зададут в 90% случаев. Я его задаю всегда: «Скажите, почему вы ищете новую работу?». Это глубокий вопрос. Я не рекомендую здесь врать, опытный рекрутер найдет возможность проверить — даже банально позвонив на ваше предыдущее место работы. Во время общения, задав три-четыре уточняющих вопроса, также несложно получить ответ. Поэтому, если причина в зарплате — говорите сразу, что это зарплата. Если у вас был конфликт — наверное, лучше честно описать его причину, не врать, не придумывать и не говорить, что вы все делали правильно, а руководитель во всем был неправ. Это звучит очень подозрительно и, как правило, наниматели опасаются кандидатов, у которых все плохие, и только он — д’Артаньян.

Шаг № 8 — помните, мы говорили о зеркале вакансии, в самом начале? Так вот, иногда возникает ситуация, когда вы не знаете, какая индустрия или какой тип работы вам подходит. Тут на помощь придет карьерный коучинг. Есть определенные тесты профессиональной ориентации, есть специалисты, которые могут сказать, подойдет ли вам работа программиста или продавца. Однако, помимо прохождения специальных тестов и карьерного коучинга, я рекомендую пообщаться с людьми из индустрии, которые имеют опыт работы, желательно — несколько лет. К примеру, вы можете спросить у программиста, как выглядит его стандартный рабочий день, или поинтересоваться у преподавателя в университете, чем он занимается и почему ему нравится или не нравится эта работа. То же касается и современных профессий — расспросите диджитал-маркетолога, что конкретно он делает, какие задачи выполняет, что у него вызывает больше всего сложностей. Ответы на все эти вопросы помогут понять, насколько подойдет вам эта работа.

Шаг № 9 —и это, возможно, самый ценный совет. Вам придется быть очень проактивными при поиске работы. Если вы хотите найти работу своей мечты, если вы ищете работу в высококонкурентной индустрии или компании, которая пользуется популярностью, которая у всех на слуху, вам необходимо быть проактивным. Что это означает? Вы должны делать на один-два шага больше, чем делают все остальные. Если стандартный кандидат отправляет резюме, и на этом его действия заканчиваются, будьте проактивным — напишите сопроводительное письмо. Сделайте звонок эйчар-менеджеру. Найдите эйчар-менеджера в LinkedIn, скажите, что вам очень интересна данная работа. Иногда даже можно отыскать человека в Facebook — впрочем, с этим будьте оcторожны, Facebook иногда считается личной зоной. Но в целом все эти способы показывают нанимателю, что вы проактивный человек. И, как правило, люди, которые ищут работников, говорят себе — хм, если он такой проактивный сейчас, наверное, он будет таким же проактивным и далее. Поэтому пользуйтесь всеми этими вариантами, ищите друзей, которые работают в интересующей вас компании, ищите способы, которые выделят вас из общего пула кандидатов — которых, как правило, достаточно много.

И шаг № 10, последний совет, который я вам должен дать — никогда не расстраивайтесь из-за отрицательных ответов. На хорошую вакансию приходит до сотни различных резюме, и нередко бывает, что дело не в том, что вы плохой кандидат — просто среди претендентов был кто-то, такой же, как вы, и ему уже предложили эту работу. Относитесь к поиску как к пути, по которому вы обязательно придете к результату. Помните, что определенные ошибки неизбежны, но вы на них учитесь всякий раз. И я вас уверяю, если вы пройдете все эти 10 шагов, воспользуетесь всеми этими советами, вы обязательно найдете хорошую работу.

загрузка...
Популярные видео на YouTUBE
Материалы по теме
загрузка...
А-9834,01 грн./литр
А-95+31,59 грн./литр
А-9530,15 грн./литр
А-9229,08 грн./литр
ДТ29,39 грн./литр
LPG13,57 грн./литр