xcounter
Calendar Icon

Налоги, зарплаты, дороги: как изменилась жизнь Крыма после аннексии

11.07.2019 12:52 (Оновлено 11.07.2019 в 12:55)
Евгения Горюнова, «Крым. Реалии»

​Аннексия Крыма усилила диспропорцию в развитии регионов полуострова. Лишь немногие из них демонстрируют небольшой позитив.

Инвестиции

Российские власти Крыма постоянно рассказывают о миллиардных инвестициях, которые пришли на полуостров после его аннексии. Однако далеко не во всех регионах Крыма прошел «золотой дождь» из капиталовложений – инвесторов интересуют лишь некоторые города полуострова.

Лидерами по количеству небюджетных инвестиций стали три крымских города: Саки (459 тысяч рублей на одного жителя – 174 тысячи гривен), Симферополь (104 тысячи рублей – 40 тысяч гривен) и Ялта (42 тысячи рублей – 16 тысяч гривен). А вот в остальных регионах полуострова эта цифра варьируется в пределах 4-7 тысяч рублей на одного жителя (1,5-2,7 тысяч гривен).

Таким образом, основные капиталовложения приходятся на административную и курортную столицы Крыма, а всем остальным достаются лишь «крохи с барского стола». Например, уровень вложений на одного жителя в Феодосии в 16, а в Керчи – в 24 раза меньше, чем в Симферополе. Курортная Евпатория получает в 7,5 раз меньше денег, чем курортная Ялта.

Еще хуже ситуация в районах полуострова, где инвестиции в последние годы сократились до минимума. Например, за 5 лет капиталовложения на одного жителя в Первомайском районе снизилась почти в 6 раз (до 280 рублей – 106 гривен), а в Черноморском – почти в 20 раз (до 765 рублей – 290 гривен. С такими показателями на развитии регионов можно поставить крест.

Налоги и зарплаты

Большинство крымских городов и районов дотационные – их собственный вклад в бюджет варьируется от 7,5% для Ленинского района до 31% Черноморского района, что обеспечивает газодобыча.

В городах ситуация несколько лучше: здесь уровень собственных налогов и сборов составляет 25-30% (минимальный в Саках – 11%). Лидерами по наполнению бюджетов собственными силами выступают Судак (64%), Симферополь (78%) и Ялта (95%).

При этом в целом ряде крымских районов за годы аннексии объемы собственных налогов существенно сократились: в Саках – с 27 до 11%, в Красногвардейском районе – с 28 до 13%. Это означает, что в данных регионах сокращается число организаций, которые могут наполнять местный бюджет. Так, количество прибыльных предприятий в 2017 году в Раздольненском районе составило только 25%, в Ленинском – 33%, а в Нижнегорском – 40%. Поэтому эти территории полностью зависят от дотаций центра – без них они просто не выживут.

Зарплаты в Крыму тоже существенно отличаются: средняя зарплата жителя Джанкойского района на 44% меньше зарплаты симферопольца. Средний заработок в Армянске и Судаке на треть меньше, чем в столице Крыма. А в промышленных Феодосии и Керчи зарабатывают на 20% меньше, чем в Симферополе.

Однако цены в этих районах ничуть не ниже симферопольских, что обрекает их жителей на нищету. Согласно российскому исследованию почти 20% жителей Крыма живут за чертой бедности.

Дороги

Пока крымские российские власти подсчитывают «ущерб» от Украины, количество нормальных дорог в Крыму сокращается быстрыми темпами: за пять лет их число уменьшилось почти в 6 раз. Если в 2014 году таких было только 8% от общего числа, то к 2018 году стало уже 45%.

Но это средний показатель – в отдельных городах и районах ситуация еще хуже. Например, не соответствуют нормам 79% дорог в Евпатории, 85% – в Кировском районе и 98% – в Армянске. При этом Россия не торопится выделять средства на их ремонт, вкладывая сотни миллиардов в новую трассу «Таврида».

Строительство

В жилищном строительстве также наблюдается диспропорция: в одних регионах количество жилплощади выросло в разы, в большинстве – лишь на несколько процентов. Наиболее ощутимый прирост зафиксирован в Джанкое, где площадь жилья в расчете на одного жителя выросла в 10 раз, а также Саках (в 7 раз) и Армянске (в 6,4 раза). Однако такой строительный бум объясняется очень просто: россияне строят в этих городах жилье для военных, число которых за годы аннексии выросло в 2 раза.

Аналогичным образом на севере полуострова и в Саках были построены новые детсады, что позволило обеспечить 80-85% малышей местами в дошкольных учреждениях.

Там, где военных городков нет, не более половины малышей имеют возможность ходить в детсад.

Демография

С начала оккупации население полуострова сокращается быстрыми темпами. Из 11 крымских городов рост населения продемонстрировали только четыре. В курортных Евпатории и Алуште жителей стало больше на пару тысяч, в Ялте – на шесть. А безусловным лидером остается крымская столица – население Симферополя за эти годы выросло на 10,6 тысяч человек.

Однако этот прирост обеспечивается исключительно за счет мигрантов, которые перебираются из России в курортные крымские города и столицу полуострова. В остальных городах количество населения за 5 лет либо не изменилось, либо сократилось (Армянск, Красноперекопск, Феодосия, Саки).

Среди районов Крыма ощутимый прирост населения зафиксирован только в Симферопольском районе – 10 тысяч человек. Но здесь играет роль фактор близости к столице полуострова. На полторы тысячи за пять лет выросло население Красногвардейского района – одного из самых успешных аграрных районов полуострова до аннексии.

В остальных регионах количество населения только сокращается. Наиболее быстро это происходит в Джанкойском и Ленинском районах, которые за пять лет потеряли почти 5 тысяч человек.

На фоне такой диспропорции через несколько лет развиваться в Крыму будут только Симферополь вместе с районом и курортные города. За счет остатков промышленности будут выживать Керчь и Феодосия. Города и районы северного Крыма превратятся в депрессивные регионы – там останутся только российские военные и пенсионеры. Печальная участь ожидает и степные районы Крыма, которые также не представляют интереса для россиян.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини