Calendar Icon

Поможет ли на Донбассе антипартизанский американский штурмовик

Поможет ли на Донбассе антипартизанский американский штурмовик
06.08.2019 12:26 (Обновлено 06.08.2019 в 12:29)
Михаил Жирохов, «Деловая Столица»

​После прихода новой команды во власть вполне очевидно, что происходит некоторая заморозка реформ практически во всех сферах.

Однако для воюющей страны достаточно критичен момент с закупкой вооружений - как у отечественных производителей, так и за рубежом.

В этом плане крайне интересными представляются сообщения западных СМИ. Так, например, одно из испанских информационных агентств 2 августа выпустило большую статью, посвященную визиту нашей военной делегации в Бразилию. Интересно, что идет визит прямо сейчас и возглавляет ее командующий Воздушными Силами Украины генерал-полковник Сергей Дроздов. Так вот, судя по статье, основным объектом, который интересует наших военных, является легкий штурмовик А-29 "Супер Тукано" фирмы "Эмбайэр". Причем утверждается, что уже на этапе согласования находится решение о закупке партии таких машин для Воздушных Сил Украины по американской программе Light Air Support (LAS).

Стоит напомнить, что эта правительственная программа действует с 2012 г. и в ее рамках были осуществлены поставки партии таких машин для ВВС Афганистана, Ливана и других стран. Причем схема интересная - самолеты собираются на территории США и поставляются дружественным странам как кредитные государственные обязательства с рассрочкой на несколько лет.

При этом вполне естественно, что довольно ощутимо возрастает цена вопроса - так, если напрямую покупать в Бразилии подобный штурмовичок будет стоить $14 млн, то в случае участия в программе LAS - уже $18 млн (правда, с поставками запасных частей и обслуживанием).

В случае принятия положительного решения по вопросу закупок для отечественных Воздушных Сил есть как "плюсы", так и "минусы".

Прежде всего такие машины покупают страны, которые имеют крайне ограниченный финансовый ресурс - в качестве замены для боевых вертолетов. И главное тут - цена. Самый дешевый боевой вертолет на рынке - российский Ми-35М стоит $36 млн, о цене АН-64 "Апач" даже не стоит заводить разговор.

К плюсам штурмовика как правило относят возможность действия с любых взлетно-посадочных полос, в том числе грунтовых аэродромов. А также возможность использовать машину для совершенствования боевых навыков пилотами реактивной авиации. Правда, учебно-боевых машин у нас пока хватает, но универсальность для самолетов была всегда не лишней.

Так как самолет изначально проектировался как антипартизанский, то он неплохо вооружен: в крыле располагаются два крупнокалиберных 12,7-мм пулемета FN Herstal M3P с боезапасом по 200 патронов на ствол. Также под фюзеляжем самолета может быть установлена скорострельная 20-мм авиационная пушка, а на подкрыльевых узлах подвески дополнительно можно разместить еще два 12,7-мм или сразу четыре пулемета калибра 7,62-мм (боекомплект 500 патронов на ствол).

Всего на самолете имеется пять жестких точек подвески (одна под фюзеляжем и 4 под крылом) с максимальной боевой нагрузкой в 1500 кг.

Интересно, что производитель говорит о возможности использования даже управляемых ракет класса "воздух-воздух" ближнего радиуса действия (класса AIM-9 "Сайндвиндер"), а также свободнопадающих или корректируемых авиабомб Mk 81 (119 кг до 10 бомб) или Mk 82 (227 кг до 5 бомб). Помимо этого, возможна подвеска пусковых блоков SBAT-70/19 или LAU-68 для 70-мм неуправляемых авиационных ракет.

Однако вот тут кроется и "минус" для нас - авиационное вооружение НАТОвского образца не является стандартным для нас. И поэтому вполне вероятно понадобиться "допиливание напильником" для возможности применения советских образцов - тех же бомб ФАБ-100, - 250, а также неуправляемых ракет калибра 80 мм (благо их производства освоено у нас не так давно).

Но есть и обоснованные сомнения в эффективности применения подобных турбовинтовых машин в условиях, например, Донбасса. Машина проектировалась для борьбы с партизанами. А какое вооружение доступно бандформированиям - зенитные пулеметы, автоматические пушки, максимум ПЗРК. Поэтому "Супер Тукано" хотя и имеет достаточную большую высотность, однако явно недостаточную для действий против эшелонированной по высоте ПВО - а именно то, что мы наблюдаем у оккупационных корпусов на Донбассе.

Как показали события лета 2014 г. без управляемого авиационного вооружения даже специализированные штурмовики Су-25 были достаточно простыми целями для российских комплексов типа "Оса-АКМ" и "Панцирь С.1".

Но тут интересен другой момент - для поставок в Ливан Пентагон оснастил A-29 "Супер Тукано" управляемыми противотанковыми ракетами AGM-114 "Хеллфайр", а также управляемыми авиационными бомбами GBU-12 и GBU-58 "Пэйвуэй-2". Причем это вооружение не было включено в базовый пакет, предусмотренный одобренной государственным департаментом США поставки Ливану в рамках программы "Иностранные военные продажи". А дальность применения того же "Хеллфайра" - 11 км, что уже увеличивает шансы для выживания штурмовика над полем боя.

Но в любом случае при той насыщенности системами ПВО на Донбассе в случае массированного применения "бразильских Ил-2" потери летного состава могут оказаться достаточно большими. Выход для большинства стран уже найден - ударные беспилотники. Однако машины тактического уровня еще достаточно дороги и эффективные образцы доступны только достаточно высокоразвитым странам. Нам же пока приходиться довольствоваться турецкими машинами, которые имеют явно недостаточные ударные возможности и полноценно заменить ни боевые вертолеты, ни Су-25 не могут. Да и цена зашкаливает, что опять-таки не позволяет говорить о массовом насыщении армии в целом.

В тоже время получение западных машин даже с ограниченными возможностями, но сейчас большой плюс для Воздушных Сил Украины в целом. Ведь необходимость замены парка как самолетов, так и вертолетов уже назрела и перезрела. А начинать с чего-то надо. Хотя бы с вот таких относительно простых и дешевых машин, для которых собственно говоря и не нужна очень серьезная подготовка летчика. А значит вполне реально переучить нынешних летчиков и быстро подготовить новых. Параллельно приводя всю аэродромную структуру к западным стандартам. А дальше уже можно говорить уже о тех же F-16 или других универсальных машинах подобного класса.

Популярные видео на YouTUBE
загрузка...
Материалы по теме
А-9833,31 грн./литр
А-95+30,27 грн./литр
А-9528,9 грн./литр
А-9227,82 грн./литр
ДТ28,04 грн./литр
LPG11,45 грн./литр
Самые читаемые новости
Лучшие видео с YouTUBE
Популярные блоги
Погода и гороскоп
Автоновости