Мост турсезону не помог: итоги крымского лета
«Крымские власти» снова не постеснялись назвать туристический сезон «рекордным». Уже отчитались перед Кремлем: 5,8 миллионов с начала года, за лето – 4,6 миллиона, мол, мост открыли – можно и дальше прибавлять по 300-400 тысяч в год к и без того баснословной цифре.
Жаль, что такие отчеты на хлеб намазать нельзя. Крымский турбизнес видит и понимает реальную картину и эта картина совсем другая.
Реальные результаты летнего (пляжного) сезона стали неожиданностью даже для меня.
По нашим прогнозам, которые мы делали в начале года, в 2019 году полуостров могут посетить около 1,2 миллиона россиян до конца года, 450 тысяч из которых - люди, которые приедут по социальным путевкам, то есть, как и в 2017 и 2018 годах. По результатам восьми месяцев Крым в довоенное время принимал 5,2 млн человек, в прошлом году полуостров принял порядка 800 000 на начало сентября и были основания прогнозировать, что турпоток этого года будет на уровне прошлого.
Я проанализировал загрузку аэропорта “Симферополь”, многое есть в открытых источниках, кое-что достаю по своим каналам. Взял данные украинской пограничной службы – они опубликованы в СМИ. Сопоставил с данными по загрузке некоторых крупных отелей и санаториев Крыма, названия которых озвучить я не могу из соображений их безопасности. У меня есть информация по ежемесячной загрузке 32 объектов, которые расположены в Ялте, Алуште, Евпатории, Севастополе, Коктебеле и Феодосии. Это 8 отелей и 24 санатория общей емкостью 3600 мест.
Вывод: в этом году за 8 месяцев Крым принял 700 000 отдыхающих, 600 000 из них – жители РФ. Этот сезон стал худшим за последние 3 года. Мост не помог.
Есть ряд очевидных причин.
1. Мост через Керченский пролив не оправдал тех ожиданий, которые на него возлагали крымчане. Более того, его появление принесло и негативные последствия. Во-первых заметно сократился поток тех, кто прибывает авиасообщением. Это можно объяснить не только тем, что появилась дорога, но и заметным ростом цен на авиабилеты в сравнении с прошлым годом – на 8-10%, а в сравнении с 2015-2016 годами на все 20%, В разгар курортного сезона стоимость билетов, например, из Москвы в Симферополь доходит до 23 тысяч рублей в одну сторону, в 2016 году таких цен не было. По всей видимости, после того, как мост был достроен, власти РФ перестали дотировать авиасообщение с полуостровом. Во-вторых, россиян отпугивает удаленность Крыма от большинства зажиточных регионов РФ, то есть на автомобиле добираться на полуостров придется десятки часов и при этом, следуя в Крым, нужно проехать мимо Сочей, а там и дешевле, и безопаснее, и инфраструктура после Олимпиады отличная.
2. Значительно уменьшился туристический поток из материковой Украины. Украинцев после аннексии приезжало в Крым около 100 000 в год (напомню, что до оккупации было 4+ миллиона), но сейчас эта цифра стала еще меньше. Это отмечают и владельцы отелей и санаториев и наша пограничная служба. По данным погранслужбы, количество пересечений административной границы с АРК сократилось минимум на 5%. Но нужно понимать, что именно туристический поток сократился еще больше – в Крым ездят, в основном, те, у кого на полуострове остались родные и близкие.
3. “Средний чек” на отдых в Крыму продолжает свой рост – это касается практически всех услуг без исключения. К слову, этот факт можно легко отследить по динамике стоимости гостиничных номеров – эти данные есть в открытом доступе, на сайтах крымских отелей и санаториев. По сравнению с 2013-м годом цены на отдых в крымских базах отдыха уже в 2016 году увеличились на 40%, а сейчас, в 2019-м – уже на 70% - 90%.
Добавлю еще и то, что контингент отдыхающих на крымском побережье продолжает меняться. В Крым отправляют бюджетников из отдаленных регионов России; отправляют людей, которые без разнарядки на предприятиях, возможно, никогда бы не выехали за пределы своей области; отправляют людей, которые радуются халяве и не готовы потратить ни одного лишнего рубля на собственный отдых. Как говорят местные официанты и бармены, если раньше, они зарабатывали на “чае” больше, чем администраторы ресторанов, то сейчас клиенты торгуются за каждые 5 рублей.
Тот самый знаменитый “Тагил!” заменил интеллигентную аудиторию крымских курортов...
В интернете, на российских и украинских сайтах по продаже бизнес-недвижимости все больше появляется крымских отелей и ресторанов. У санаториев дела не так плохи – за счет бюджетников им удается достигать безубыточной загрузки, но контингент отдыхающих “впечатляет” крымчан занятых в санаторной сфере.
Не могу понять – кому нужна вся эта ерунда с миллионами отдыхающих в оккупированном крыму? Ведь Кремль не для развития туризма захватил полуостров, россиянам в принципе не важно сколько там туристов, а крымчане все сами видят и знают. Видимо, эти игры с цифрами – фетиш местной «власти», им все же хочется видеть полуостров курортом мирового уровня, но курорты мирового уровня не бывают в «серой» для всего мира зоне.