Почему в России больше не будет магазинов электроники Media Markt

Российская компания "М.Видео" победила немецкого конкурента, превратила его в своего стратегического инвестора, а заодно присоединилась к новому альянсу европейских ритейлеров.Крупные германо-российские сделки, тем более в несырьевом секторе, происходят в последние годы не так уж часто. Поэтому покупка немецкой компанией Ceconomy у группы "Сафмар" 15 процентов акций ведущей в России сети магазинов бытовой электроники "М.Видео" - это, несомненно, событие в двусторонних экономических отношениях.

Однако оценивать это событие можно под весьма разными углами зрения. Например, так: немецкий концерн за четверть миллиарда евро становится стратегическим инвестором российского лидера рынка. Менее жизнеутверждающий вариант звучит следующим образом: компания из Германии избавляется в России от хронически убыточных магазинов Media Markt и прекращает самостоятельную хозяйственную деятельность в РФ.

Ну, а непосредственно для российских потребителей на первом плане стоит вопрос: приведет ли уход с рынка немецкого конкурента к росту цен на электронику?

Что "Сафмар" продает и что получает

Начнем с фактов. Немецкая компания Ceconomy, возникшая в 2017 году в ходе разукрупнения концерна Metro, опубликовала 20 июня в Дюссельдорфе обширное сообщение для инвесторов и прессы. В нем говорится, что контролируемый ею холдинг Media-Saturn (MediaMarktSaturn) за 258 млн евро приобретает 15 процентов акций компании "М.Видео" - ведущего в России ритейлера бытовой техники и электроники. Продавцом выступает группа "Сафмар" (ее главный акционер - предприниматель Михаил Гуцериев), которая на момент заключения сделки держала контрольный пакет акций "М.Видео".

К тому же "Сафмару", как указано далее в официальном сообщении Ceconomy, "передается весь российский бизнес Media Markt". Используется именно этот глагол. Так что те немецкие и российские СМИ, которые в сообщениях об сделке говорили о "продаже" магазинов, не совсем точны.

Никаких живых денег холдинг Media-Saturn за свои российские активы не получает. А они включают в себя (по состоянию на март 2018 года) 46 магазинов Media Markt, 90 отделов (формат "магазин в магазине") в мелкооптовых гипермаркетах Metro Cash & Carry, а также онлайн-магазины mediamarkt.ru и 003.ru. Суммарная выручка всех этих активов составила в РФ в прошлом финансовом году (2016/2017) 526 млн евро.

На особо выгодную для Ceconomy сделку это не похоже

И все это не "продается", а "передается" "Сафмару", к тому же немецкий холдинг за 15-процентный пакет акций "М.Видео" еще и приплачивает четверть миллиарда евро. На особо выгодную для Ceconomy сделку все это не похоже. Скорее - на стремление во что бы то ни стало, пусть даже с серьезными убытками, поскорее избавиться от бизнеса в России.

Такое впечатление усугубляет, во-первых, договоренность, что "Сафмар" вернет Ceconomy до 86 млн евро, если "М.Видео" в 2018 и 2019 годах не выйдет на намеченные показатели операционной прибыли. А во-вторых, заявление, что Ceconomy рассматривает вопрос о проведении дополнительной эмиссии акций с целью увеличения уставного капитала на 10 процентов.

Слухи о том, что компания из-за сделки в России нуждается в свежих деньгах, привели на Франкфуртской бирже накануне, 19 июня, к обвалу акций Ceconomy более чем на 13 процентов, так что теперь они котируются вблизи своего исторического минимума.

Причины неудач Media Markt в России компания называет без обиняков: слишком маленькая доля рынка в 3 процента и "интенсивная конкуренция со стороны местных игроков". В то же время на слабый рубль Ceconomy, в отличие от многих других работающих в России немецких компаний, не жалуется. В тексте сообщения несколько раз говорится об "убыточном российском бизнесе", но не менее часто - и о "большом и быстро растущем российском рынке бытовой электроники".

Новый германо-франко-российский альянс против Amazon и Alibaba

Тем самым Ceconomy фактически расписывается в том, что менеджеры российской сети Media Markt так и не смогли добиться успеха, хотя и работали на динамично развивающемся рынке, и уступили в конкурентной борьбе российским ритейлерам, прежде всего - компаниям "М.Видео" и "Эльдорадо". А они, объединившись, контролируют теперь примерно 26 процентов российского рынка бытовой электроники.

Поэтому в холдинге Media-Saturn и было принято решение отказаться от собственного бизнеса в России, но остаться в РФ в качестве совладельца лидера рынка"М.Видео", то есть в виде не прямого, а портфельного инвестора.

Так что нынешняя сделка - очевидная победа компании "М.Видео" и стоящей за ней группы "Сафмар". Тем более, что российский ритейлер благодаря договоренности с Ceconomy станет теперь вслед за немецким холдингом Media-Saturn и французской сетью Fnac Darty еще и третьим членом созданного нынешней весной альянса European Retail Alliance.

Его цель - противостоять глобальной конкуренции со стороны американской корпорации Amazon и китайской Alibaba. Участники альянса намерены совместно заключать стратегические соглашения с поставщиками, продвигать собственные бренды и финансировать инновации. "М.Видео" сможет использовать этот альянс как мостик для выхода на европейский рынок.

А выиграет ли от всего этого российский покупатель? Вообще-то, уход любого конкурента увеличивает опасность повышения цен. "М.Видео" после поглощения российской сети Media Markt будет контролировать в России 29 процентов рынка бытовой электроники и техники. Если, конечно, не предъявит претензий Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В таком случае стороны планируют завершить сделку до сентября 2018 года, и у "М.Видео" будет время подготовить полученные новые торговые площадки к особо важной для этого сегмента предновогодней торговли.

Эта новость также на сайте Deutsche Welle.

Популярные видео на YouTUBE

Материалы по теме

Самые важные новости

Чтобы не пропустить главные новости недели, подпишись на пятничную рассылку.