Пенсии по-новому: украинцам готовят "революцию", а выплаты под угрозой
В Украине запуск второго уровня пенсионного обеспечения снова рискует остаться всего лишь в планах. Если на прошлогоднем пересмотре пенсионных правил лично настаивал премьер Владимир Гройсман, мол, если законопроект не примут, он уволится, в этом году о введении второй пенсии, накопительной, в публичной плоскости не вспоминают.
Минсоцполитики после изучения опыта других стран должно было презентовать проект: как обязать украинцев откладывать деньги на вторую пенсию, где они будут храниться, и кто будет ими заниматься. Однако вместо этого в ведомстве предложили ввести "профессиональное страхование" только для тех, чья специальность входит в списки тяжелых и вредных работ.
Накопительные пенсии (второй уровень) в условиях сложной демографической ситуации могут стать спасением от нищей старости. Даже со средней зарплатой, а это около 8 тыс. грн, пенсия по действующим правилам будет всего лишь на уровне 1,8 тыс. грн. Это почти на 1 тыс. меньше, чем фактический прожиточный минимум на старика.
Работающие украинцы, в том числе те, кто неплохо зарабатывает, фактически обрекают себя на нищую старость. Исправить эту ситуацию можно только одним способом - ввести второй уровень системы.
Первый уровень, который действует сейчас (солидарный) можно сравнить со шкатулкой с пожертвованиями. Ежемесячно каждый работающий пополняет ее примерно на 19% своей зарплаты, а потом приходит Пенсионный фонд, выгребает все до копейки и раздает пенсионерам. Того, что платим с зарплат, не хватает, поэтому Пенсионный фонд добирает еще и с госказны. И если хоть один платеж задерживается, часть украинцев сидят без пенсии. Так было в конце июля, когда произошел разрыв: пенсии уже пора платить, а взносы с зарплат еще не поступили на счет. И миллионы пенсионеров в результате получили выплаты с опозданием в одну-две недели.
Накопительный уровень (второй) - шкатулка, в которой будут храниться деньги, дожидаясь старости своих вкладчиков. Причем, чтобы сбережения не съела инфляция, их будут инвестировать в ценные бумаги, депозиты, фондовый рынок, недвижимость и т.д. С одной стороны, это даст ресурс украинской экономике, а с другой - обеспечит украинцев относительно безбедной старостью.
К запуску второго уровня подключилась Нацкомиссия по ценным бумагам, группа народных депутатов, профильные эксперты, правительство, участники рынка пенсионного страхования. Предложения наработали, но, работа фактически остановилась.
"Закон предусматривает, что с 1 января 2019 года реформа должна заработать. Более того, это было условие принятия реформы 2017 года, которая была принята в октябре. Это означает, что нам сказали неправду. И те, кто говорил, что они выполнят это обязательство, они нас, мягко говоря, обманули", - уверена эксперт в сфере пенсионного обеспечения Галина Третьякова.
Как рассказывает наш собеседник в правительстве: эксперты МВФ очень аккуратно относятся к идеи обязать государство отвечать еще и за накопительные пенсии. Мол, система пока еще нестабильная, много рисков и если вдруг накопительный фонд обанкротится, возмещать потери придется государству. А это - огромные расходы. Если же полностью отстраниться от накопительных пенсий и передать сбережения в частные фонды, есть риск того, что деньги просто "пропадут".
Даже в США, где система работает много лет, нечистые на руку руководители корпораций регулярно попадаются на воровстве пенсионных накоплений. В Украине, где еще не сформировалась система противовесов и не выработан механизм выявления и привлечения к ответственности, такой риск будет значительно выше.
Старший научный сотрудник Института демографии и социальных исследований Лидия Ткаченко отмечает: риск, что деньги "не доживут" до пенсии своих собственников есть и в случае, если их доверят государству.
Еще один важный аргумент - если ввести накопительные пенсии с 1 января 2019-го, как это говорится в законе, работающим не старше 35 лет придется дополнительно платить с зарплаты от 2 до 7%. Платить они начнут уже со следующего года, а накопительные пенсии получили бы в лучшем случае через 15 лет. Фактически, для многих украинцев такой платеж означал бы еще один налог. Чтобы объяснить работающим, что деньги у них не забирают, что они будут приумножаться, обеспечат их безбедную старость - во-первых, мало времени; а во-вторых - недостаточно ресурсов.
Хотя в прошлом году, когда пенсии повысили, это нововведение сопровождалось широкой информационной кампанией. О том, что все будущие пенсии урезали и через 10 лет только половина 60-летних сможет выйти на пенсию вовремя, чиновники умолчали, но зато очень подробно описали механизм осовременивания. Листовки с информацией о пенсионной реформе пришли даже тем, кому на пенсию еще очень нескоро.
Вопросов о том, как будет работать накопительный уровень, покамест больше, чем ответов. До сих пор окончательно не принято решения: создадут ли государственный единый фонд, или же деньги будут накапливать в частных фондах, будет ли это централизованная система – когда все сбережения попадают в один "котел", или же децентрализованная – когда каждый может выбрать, кому доверить средства, придется ли увеличить нагрузку на заработную плату, или же перераспределят те поступления, которые есть сейчас.