В Украине заработали новые правила на коммунальные услуги: что изменилось
С 1 мая в Украине вступили в силу новые правила на коммунальные услуги.
Согласно им, украинцы должны подписать один из трех предлагаемых договоров на предоставление коммунальных услуг. Жильцам дадут право выбора по базовым услугам, кроме энергетических: по поставке и распределению природного газа, поставке и распределению электрической энергии.
По новому закону, в договоре по предоставлению коммунальной услуги, должны быть:
- перечень услуг;
- требования к качеству услуг;
- права и обязанности сторон;
- ответственность сторон за нарушение договора;
- цена услуги;
- порядок оплаты услуги;
- порядок и условия внесения изменений в договор, в том числе по цене услуги;
- срок действия договора, порядок и условия продления его действия и расторжения.
Все остальные условия договора (не включенные в перечень основных) могут согласовываться между сторонами. Закон предусматривает, что с предложением о заключении договора о предоставлении услуг или с внесением изменений в него может обратиться любая сторона. Предоставив письменно проект соответствующего договора, составленный в соответствии с типовым соглашением.
Это может сделать даже сам потребитель — составить свою версию соглашения с водоканалом или теплоэнерго. И, если в течение 30 дней после получения проекта документа коммунальное предприятие, официально не отказалось его подписать, не предоставило возражений, и продолжило обслуживать потребителя, то договор считается заключенным в предложенной редакции. Ровно также все работает и в обратную сторону: если жилец после получения соглашения от коммунальщика за месяц ничего не оспорил, и продолжил получать услугу, то считается, что он со всем согласен. Договор заключен.
"Вопрос внесения изменений в договор по инициативе потребителя, якобы решается новой редакцией закона. Но как это будет реализовываться на практике, будут ли принимать поставщики услуг изменения в договора, или будут слать всем отказ во внесении изменений, — покажет время", — цитирует издание ведущего аналитика ОО "Общественный аудит" Тарас Галайда.
Помимо этого, потребитель, по новому закону, имеет право на неустойку — штраф, пеню. Его размер должен быть выписан в договоре.
В новом законе ставки пеней и штрафов четко не расписаны. Механизм их взыскания также определен достаточно пространно, так что все это следует указывать в договоре с коммунальным предприятием. И до последнего настаивать на своих правках — не заключать договор без них. Иначе будет практически нереально что-то получить с компании-поставщика услуги, если та проштрафится.
"Теоретически, потребителю предоставлено право получить пеню за некачественную услугу от поставщика. Но в порядке, которого нет, и в размере, который не установлен. При этом для потребителя пеня за несвоевременную оплату вписана в законе четко. С размером и с порядком взыскания", — объясняет эксперт.
По новому закону, с коммунальными предприятиями могут подписываться разные виды договоров — индивидуальные и коллективные. С видом договора нужно определиться до 1 мая 2020 года. Отмечается, что тексты типовых договоров с коммунальными предприятиями, по новому закону, должен утвердить Кабмин.