Calendar Icon

Памятник синти и рома: как в Берлине борются за его сохранение

02.08.2020 06:20

В Берлине Deutsche Bahn хочет проложить новую линию подземной городской электрички под памятником синти и рома, ставшими жертвами нацизма. Активисты борются за сохранение мемориала.4300 представителей народов синти и рома - узники так называемого "цыганского лагеря" в Освенциме - погибли в газовых камерах 2 августа 1944 года. Пять лет назад Европейский парламент объявил эту дату днем памяти жертв геноцида цыган в годы диктатуры национал-социализма. Между тем мемориал нацистским жертвам народов синти и рома в Берлине находится под угрозой демонтажа.

Жертвами геноцида стали до 500 тысяч цыган

Каждый раз приезжая в Берлин, Роксана-Лоррейн Витт (Roxanna-Lorraine Witt) идет к Мемориалу жертвам национал-социализма народов синти и рома, установленному в центре столицы Германии. Для нее это особое место: пятеро братьев и сестер ее бабушки стали жертвами систематических убийств цыган нацистами во время Второй мировой войны.

На этот раз над чувством скорби Роксаны-Лоррейн преобладает гнев. Не исключено, что в скором времени мемориал демонтируют, потому что берлинские власти планируют проложить под ним новую подземную линию городской электрички.

Память о синти и рома, убитых во времена национал-социализма, долгое время не была закреплена в немецком общественном сознании. По приблизительным оценкам, в Пораймосе, как называют геноцид синти и рома представители этого народа, погибло до 500 000 человек. Более точные цифры неизвестны. Спустя десятилетия после войны многие немецкие цыгане по-прежнему ощущали дискриминацию со стороны властей, не воспринимавших их как группу жертв национал-социализма. Лишь в 1982 году правительство Германии признало, что убийство синти и рома было геноцидом.

Совет синти и рома не проинформировали о планах

Когда в 2012 году всего в 50 метрах от здания бундестага был открыт мемориал жертвам геноцида цыган в Европе, это выглядело как подтверждение ответственности немецкого государства по отношению к этому национальному меньшинству. Он выглядит как круглый черный бассейн с треугольным камнем в центре - в форме знака, нашитого на одежду узников концентрационных лагерей.

Но теперь именно близость к зданию парламента ФРГ стала угрозой существованию памятника. На время строительства новой ветки городской электрички через правительственный район памятник планируют временно демонтировать. "Мы даже представить себе не могли, что кто-то примет решение хотя бы прикоснуться к памятнику, даже не оповестив нас", - говорит Романи Розе, председатель Центрального совета немецких синти и рома.

Deutsche Bahn удивлен возмущением

Романи Розе большую часть жизни занимается борьбой за признание преступлений нацистов. В 1980 году он вместе с другими активистами провел голодовку на территории бывшего концентрационного лагеря в Дахау, пытаясь добиться признания массовых убийств цыган в годы национал-социализма геноцидом.

После того как Deutsche Bahn сообщил о планах по демонтажу мемориала, Розе встретился с представителями компании. Они, как написала после встречи газета Die Tageszeitung, были "в полном недоумении" от того, что прикосновение к памятнику может для кого-то быть проблемой. Роксана-Лоррейн Витт и другие активисты в середине июня организовали акцию протеста против строительства подземной линии городской электрички на месте мемориала.

"Мемориал - это надгробный памятник людям, пепел которых до сих пор не полностью развеялся в Освенциме. Это святыня - причем, не только для синти и рома, но и для остальных людей", - уверена девушка. То, что в защиту мемориала приходится устраивать демонстрации, Роксана-Лоррейн считает возмутительным. "Его неприкосновенность должны гарантировать политики" - уверена она. Возмущает ее и то, что будущее мемориала стало предметом обсуждения: с другими памятниками подобного не происходит, говорит 27-летняя активистка.

В конфликт вмешался берлинский сенат

После демонстраций в Берлине и акций в интернете под хэштегом #памятник_остается представители Deutsche Bahn заверили, что мемориал никто не тронет. Планы строительства новой ветки находятся на ранней стадии обсуждения, и до их окончательного юридического утверждения еще далеко, заявил представитель DB Group Александер Кашмарек (Alexander Kaczmarek) в официальном пресс-релизе. Но ответить на вопросы с DW железнодорожный концерн отказался.

Протесты рома и синти вынудили вмешаться в конфликт берлинский сенат (правительство Берлина - Ред.), объявивший, что обсудит с представителями Deutsche Bahn будущий маршрут новой линии городской электрички. "Наша цель, с одной стороны, как можно быстрее завершить строительство новой ветки, а с другой - обеспечить максимальную защиту памятника", - говорит Ингмар Штрезе (Ingmar Streese), министр транспорта Берлина. Переговоры будут проведены после завершения летних каникул.

Эта новость также на сайте Deutsche Welle.

Популярные видео на YouTUBE
Материалы по теме
А-9829,46 грн./литр
А-95+25,85 грн./литр
А-9524,49 грн./литр
А-9223,39 грн./литр
ДТ23,48 грн./литр
LPG12,75 грн./литр
Это интересно
Самые читаемые новости
Лучшие видео с YouTUBE
Популярные блоги
Погода и гороскоп
Автоновости