xcounter
Calendar Icon

Экс-глава КС Беларуси о конституции: Для президента - не более двух сроков

11.02.2021 05:55

Бывший председатель Конституционного суда Беларуси Григорий Василевич объяснил DW, какая конституция нужна стране, кто ее должен принимать, а также выступил за запрет для президента более двух сроков на этом посту.Вероятно, никто в Беларуси так тесно и столь долгий срок не связан с темой конституции страны, как Григорий Василевич. В начале 90-х он был заместителем руководителя рабочей группы, готовившей проект нового Основного закона независимой Беларуси. После его принятия был избран судьей Конституционного суда (КС), работая в составе которого, запомнился многим поддержкой действий президента Александра Лукашенко и особыми мнениями по итогам слушаний дел, касавшихся нормативных актов, изданных президентом.

Именно Василевичу приписывают авторство поправок в конституцию, принятых на референдуме в ноябре 1996 года и кардинально изменивших полномочия ветвей власти в пользу президента. С января 1997 года по январь 2008 года Григорий Василевич возглавлял КС Беларуси, далее до сентября 2011-го - Генпрокуратуру страны. После отставки с поста генпрокурора, доктор юридических наук Василевич работает на кафедре конституционного права (руководит ею с сентября 1998 года) юридического факультета Белгосуниверситета. В интервью DW он письменно ответил на вопросы, объяснив, почему сейчас в Беларуси возникла необходимость конституционной реформы и какая конституция нужна стране.

DW: Сейчас в Беларуси конституционная реформа - одна из самых актуальных тем политической повестки дня. О ней говорят власти, даже называются предварительные сроки проведения референдума, который закрепит изменения. Параллельно работает общественная конституционная комиссия, которая готовит свой проект. Почему вообще встал вопрос о конституционной реформе, в чем недостатки ныне действующего Основного закона Беларуси?

Григорий Василевич: О необходимости внесения изменений и дополнений в конституцию несколько лет назад заявил президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Но напомню также, что некоторая часть оппозиционно настроенных лиц заявляла об этом, начиная с конца 1996 года, когда прошел референдум по конституционным изменениям; ими проводилась мысль: конституция - "ненастоящая". Считаю позицию противников обновленного в 1996 году текста конституции вредной, потому что они тем самым не поднимали авторитет Основного закона, а умаляли его.

Более того, некоторые обладатели ученых степеней в области юриспруденции с самым серьезным видом доказывали, что конституционные изменения нельзя было вносить путем народного голосования (референдума). Вот такие "демократические взгляды". Следуя этой логике, можно сейчас изменять и дополнять конституционный текст путем принятия закона парламентом?! Своего рода конституционный бумеранг. Нет, народ - источник власти, и разделы, касающиеся системы власти, прав и свобод, можно изменить только путем народного волеизъявления.

- На ваш взгляд, какая конституция нужна сегодня Беларуси?

- Главное не в том, какая республика по форме правления (парламентарная, президентская или смешанная), а в том, как обеспечивается право граждан на надлежащее (хорошее) управление, как можно реализовать им свои конституционные права. Первичен не столько текст, сколько обладание чиновниками конституционным правосознанием. Мы уже апробировали все модели. В 1990-1994 годах у нас была суперпарламентарная республика. Из-за падения престижа парламента он за четыре года так и не был избран в полном составе: люди не приходили на повторные выборы. Без каких-либо существенных возражений в 1994 году в конституции была предусмотрена президентская республика.

Но возник конфликт между Верховным Советом и президентом, в том числе по причине игнорирования парламентом после избрания летом 1994 года президента новых конституционных реалий. Парламент стремился своими актами вводить в действие законы, хотя по конституции - это право перешло к президенту. Парламент принимал законы, которыми предусматривались дополнительные расходы, но его не заботило, откуда взять исполнительной власти средства. Этот ряд негативных примеров можно продолжать.

- Кто и как должен разрабатывать и принимать новую конституцию или поправки в действующую?

- Конечно, важна публичность конституционного процесса. Есть много инициативных предложений, в том числе и от оппозиционно настроенных общественных объединений и лиц. Значительную работу по подготовке изменений и дополнений в конституцию осуществляют парламентарии. Были организованы общественные площадки, на которых с участием ученых и практиков велась дискуссия по содержанию будущего проекта.

- Как обеспечить прозрачность процедуры разработки и широкое участие в ней общества?

- Считаю, что если кому-то не удалось принять участие в организованных представителями парламента дискуссиях, то можно направлять свои предложения непосредственно в палаты Национального собрания либо в администрацию президента Республики Беларусь. Сейчас информационные технологии обеспечивают такую публичность, какую сложно было раньше представить.

Важно, чтобы окончательный проект конституционных изменений был размещен для широкого обсуждения. Такая практика у нас была.

- Нынешнюю форму правления в Беларуси часто называют гиперпрезидентской республикой, в которой две другие ветви власти (законодательная и судебная) находятся в сильно подчиненном положении. Что необходимо для восстановления баланса, и какая форма правления вам представляется оптимальной для Беларуси?

- Президентская форма имеет свои преимущества. Но надо восстановить запрет на пребывание в должности президента более двух сроков(одним лицом. - Ред.). Конституция, даже в действующей редакции, предусматривает сильный парламент. Должна быть конкуренция между кандидатами на место в парламенте. Для этого следует демократизировать избирательный процесс. Голос (конструктивный) парламента должен быть более громким. Судебной власти необходимо повышать свой авторитет.

- Что бы лично вы вписали в конституцию (чего там нет), если бы у вас была такая возможность?

- При желании можно много чего вписать в текст. Например, относительно реального осуществления местного самоуправления, избирательной системы (в этой части мне нравятся многие положения Конституции Австрии), усиления по примеру Федеративной Республики Германии полномочий Конституционного суда (к сожалению, в 1994-1996 он в Беларуси дал повод для обвинений в увлечении политикой, а не правом).

Ограничить практику издания президентом временных декретов, имеющих силу закона. Но самое главное - учитывать сложившиеся мировые стандарты, приемлемые для нас, с учетом собственного исторического и культурного развития. В этой связи многие новые подходы можно реализовать и путем принятия обычных законов.

- Насколько оправдано закрепление в Основном законе положений, которые касаются внешней политики и геополитической ориентации - например, нейтрального и внеблокового статуса, или же, напротив, стремления войти в состав НАТО или ЕС?

- Для начала нам важно восстановить статус члена Совета Европы, использовать опыт Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) для совершенствования собственной национальной правовой системы…

- Когда Беларусь получит новую или обновленную конституцию?

- Все будет зависеть от субъектов, обладающих правом конституционной инициативы (они вносят проект на референдум), и воли народа.

Эта новость также на сайте Deutsche Welle.

Лучшие криптовалютные биржи 2021 года для начинающих трейдеров

Лучшие криптовалютные биржи 2021 года для начинающих трейдеров

Популярные видео на YouTUBE
Материалы по теме
А-9834,58 грн./литр
А-95+31,39 грн./литр
А-9529,72 грн./литр
А-9228,7 грн./литр
ДТ28,44 грн./литр
LPG15,83 грн./литр
Это интересно
Самые читаемые новости
Лучшие видео с YouTUBE
Популярные блоги
Погода и гороскоп
Автоновости