Calendar Icon

В Германии объяснили, почему в Украине и Молдове хромает правосудие

06.05.2021 06:10

В Украине и Молдове пытаются построить правовое государство, но успехов пока мало. В чем причина? Фонд Бертельсмана в новом исследовании винит сложившуюся систему, указывая и на ошибки Запада.Независимые суды, честные прокуроры и полиция - все то, что на Западе принято называть институтами правового государства, - плохо приживаются на постсоветском пространстве. Реформы идут годами, иногда десятилетиями, а результаты намного скромнее ожиданий. Что мешает? Почему борьба с коррупцией часто выглядит красиво только на бумаге?

Немецкий фонд Бертельсмана (Bertelsmann Stiftung) анализирует ситуацию в странах-участницах программы Европейского Союза "Восточное партнерство". После того, как осенью 2020 года были опубликованы исследования о республиках Южного Кавказа, настала очередь Украины и Молдовы. Исследование, посвященное этим странам, фонд представил в среду, 5 мая.

Почему трудно сравнивать Украину и Молдову

Авторы 46-страничного анализа признают, что сравнивать государства, которые в разы отличаются по размеру, населению и чьи экономики и политические системы трудно сопоставимы, сложно. Хотя в этом была и своя привлекательность, отметила в беседе с DW Мириам Космель (Miriam Kosmehl), старший эксперт Фонда Бертельсмана по Восточной Европе и инициатор проекта. "Было интересно выяснить, легче ли в меньшей (по размеру. - Ред.) стране проводить такие реформы, - говорит Космель. - Оказалось, что нет".

Есть разница и во временных отрезках. Отправной точкой для изучения ситуации в Молдове авторы избрали 2009 год, когда к власти в Кишиневе пришла коалиция, назвавшая себя проевропейской. В Украине исследование охватывает события после 2014 года. Космель признает, что реформы были и раньше, но считает, что после "Революции достоинства", как ее называют в Киеве, борьба с коррупцией вышла на новый уровень.

Один из выводов, к которому приходят эксперты, - достижения обеих стран в исследуемой сфере скромные, хотя Украине что-то удалось лучше, чем Молдове. Сравнивая их, авторы помимо прочего ссылаются на международные рейтинги. Так, согласно индексу восприятия коррупции за 2020 год, который опубликовала организация Transparency International, Украина заняла 117-е место из 180 стран, а Молдова – 115-е. Что касается независимого правосудия, то, согласно докладу Всемирного экономического форума за тот же год, у Киева - 105-я позиция, а у Кишинева - 132-я (всего оценивалась 141 страна).

В исследовании Фонда Бертельсмана отмечается, что у государств Балтии позиции в рейтингах значительно лучше. Авторы считают это примером успешной трансформации бывшей советской системы в сторону правового государства, хотя и признают, что сравнение несправедливо. Так, у стран Балтии была перспектива членства в Евросоюзе, и они получали масштабную помощь от Брюсселя. Киев и Кишинев такой перспективы не имеют, их уровень сотрудничества с ЕС определяет Соглашение об ассоциации.

Почему антикоррупционных органов в Украине недостаточно

Ситуацию в Украине для Фонда Бертельсмана анализировал Джон Лоу, эксперт британского аналитического центра Chatham House. В целом он позитивно отзывается об антикоррупционных мерах Киева, но находит их недостаточными, а ожидания - завышенными, причем как внутри страны, так и за ее пределами. "У западных стран были нереалистичные ожидания", - заявил Лоу в интервью DW.

Само использование термина "правовое государство", как он полагает, вводит западных партнеров в заблуждение, поскольку не учитывает местные особенности. Создание культуры правового государства Лоу назвал "долгосрочным проектом, который предполагает уважение правил всеми членами общества, в том числе элитами".

По мнению эксперта, Киеву на этом пути мешает как советское наследие, так и сложившаяся особая система, при которой бизнес-элиты используют органы правосудия в своих интересах. Лоу воспринимает ее как "форму теневого государства".

"Старая система" продемонстрировала силу и способность приспосабливаться, тормозя реформы, констатирует эксперт. Одним из недавних проявлений этого в исследовании названо решение Конституционного суда Украины, который осенью 2020 года признал часть законодательства по борьбе с коррупцией не соответствующим конституции.

Ошибки реформаторов и Запада

Создания новых органов в Украине, таких, как Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) или Специальная антикоррупционная прокуратура (САП), недостаточно, считают авторы исследования. По их мнению, нужна более широкая реформа всей судебной системы, в том числе судов низшей инстанции, а также органов прокуратуры.

Одной из "серьезных ошибок" западных советников в Украине Лоу называет то, что судебная реформа была поручена "нерефомированным судебным элитам, у которых не было опыта работы в демократической стране". Эксперт говорит, что в будущем Украина могла бы использовать опыт Великобритании, где судьями могут становиться, например, адвокаты.

Авторы исследования хвалят гражданское общество в Украине, которое продвигает реформы, но констатируют, что и ему не удалось избежать ошибок. Одной из них Лоу назвал "искренние, но чрезмерно амбициозные попытки ввести новую систему декларирования доходов госслужащих". Эта система оказалась очень сложной и выходила далеко за рамки того, что принято на Западе, добавляет эксперт: "Это привело к отчуждению тех представителей политического класса, кто симпатизировал целям гражданского общества".

Молдова: эрозия институтов власти

В соседней Молдове одной из причиной неудач реформ авторы исследования называют то, что смена власти не привела к изменению правил игры. "В случае Молдовы было так называемое секретное приложение к соглашению о создании коалиции, - рассказал DW один из авторов исследования Фонда Бертельсмана Юлиан Русу, заместитель исполнительного директора в Институте европейской политики и реформ в Кишиневе. - Партии разделили между собой не только должности в правительственных структурах, но и в структурах, близких к судебной системе, а это неприемлемо". По его мнению, это привело к эрозии вовлеченных в это институтов власти.

Кроме того, продолжает Русу, Молдове не удалось добиться поставленных целей в силу целого ряда причин, например, из-за "дыр" в законодательстве. "А те честные судьи и прокуроры, которые отказывались подчиняться контролю со стороны политического сектора, подвергались дисциплинарным взысканиям", - сетует эксперт. Наконец, в Молдове не было создано эффективного контроля за доходами работников юстиции.

В этой связи Русу напомнил о нашумевшем случае, когда судья задекларировал подарок на свадьбу на сумму в 100 тысяч евро, но контрольный орган, по его словам, лишь принял это к сведению, а не изучил обстоятельства. Все это, по выраженмию эксперта, привело к низкому уровню доверия к судебным органам у населения. К успехам Молдовы Русу отнес утверждение стратегии судебной реформы и постепенное повышение зарплат судей и прокуроров, что делает их более независимыми в принятии решений.

Что эксперты советуют международным структурам

Юлиан Русу полагает, что особенно в начале процесса реформ отношения Молдовы с западными партнерами были "в розовом свете", то есть словам доверяли больше, чем делам. Это справедливо и для Украины. Авторы исследования призывают международных партнеров более открыто говорить о проблемах, в том числе о политическом влиянии, и, как подчеркнул Джон Лоу, "ставить более жесткие условия" оказания помощи.

Эти и другие вопросы, наверняка, будут обсуждаться на ближайшем очном саммите стран "Восточного партнерства". Дата его проведения из-за пандемии коронавируса пока остается открытой.

Эта новость также на сайте Deutsche Welle.

Лучшие криптовалютные биржи 2021 года для начинающих трейдеров

Лучшие криптовалютные биржи 2021 года для начинающих трейдеров

Популярные видео на YouTUBE
Материалы по теме
А-9834,58 грн./литр
А-95+31,39 грн./литр
А-9529,72 грн./литр
А-9228,7 грн./литр
ДТ28,44 грн./литр
LPG15,83 грн./литр
Это интересно
Самые читаемые новости
Лучшие видео с YouTUBE
Популярные блоги
Погода и гороскоп
Автоновости