xcounter
Calendar Icon

Следующая станция: чистый воздух. Зачем запущен Connecting Europe Express

17.10.2021 06:05

Проект ЕС намерен сделать железные дороги привлекательнее перелетов и достичь углеродной нейтральности Европы к 2050 году. Удастся ли ему это, разбиралась DW.2021 год объявлен в Европе "годом железной дороги" - и это не случайно. К 2030 году Евросоюз твердо намерен сделать поездки по железной дороге более привлекательными для пассажиров и компаний.

С этой целью осенью была запущена железнодорожная ветка Connecting Europe Express длиной в 20 тысяч километров. 2 сентября из Лиссабона по ней отправился первый поезд. Экспресс стал символом надежд Евросоюза на расширение железнодорожного полотна и повышение популярности этого вида транспорта.

Маршрут на три поезда и 26 стран

Проложить единый маршрут через всю Европу - задача нетривиальная. Прежде всего потому, что уже через несколько дней пути, на границе с Францией, поезд приходится менять.

Ширина колеи - давняя проблема в сообщении поездов между европейскими странами. Но это лишь часть беды. Глобальная трудность заключается в том, что десятки железнодорожных сетей десятилетиями развивались независимо друг от друга: правила для пассажиров, системы продажи билетов и расписания - все было разным.

В результате все эти разрозненные системы приходится унифицировать. Поэтому Connecting Europe предлагает путешествие длиной в месяц на трех поездах, которые пересекут в общей сложности 26 стран.

"Нам необходимо построить единую систему (внутри Евросоюза), наподобие той, что уже существует для авиасообщения", - отмечает Карло Боргини. Боргини - исполнительный директор инвестиционного проекта Евросоюза Shift2Rail. Он управляет фондом в размере 900 миллионов евро, задача которого - сделать железнодорожный транспорт в Европе более доступным и комфортным. В том числе путем унификации расписаний и правил для пассажиров.

Экологичный транспорт

Поездки на поезде экологичны и безопасны. Популяризация железных дорог играет немалую роль в рамках провозглашенного Европой "зеленого курса".

Лишь 1 процент парниковых газов в Европе приходится на железные дороги, подсчитали в Еврокомиссии. А вот на авиасообщение приходится почти в четыре раза больше - 3,8 процента, и это без учета пассажиров, которые летают за пределы ЕС.

Будущая транспортная стратегия Евросоюза (​​стратегия устойчивой и умной мобильности), опубликованная в конце 2020 года, предусматривает широкий переход на железнодорожный транспорт. К 2030 году авторы стратегии хотят вдвое увеличить высокоскоростное железнодорожное сообщение в Европе, особое значение уделяя передвижению между крупными городами. Отказ от авиасообщения в пользу железных дорог должен помочь Европе достичь углеродной нейтральности к 2050 году, уверены в правительстве ФРГ.

Кроме того, в 2021 году вступили в силу новые нормы для европейских железнодорожных перевозчиков. Новые правила призваны поощрять конкуренцию. В частности, железнодорожным операторам, которые работают в одной из стран ЕС, теперь разрешается работать в рамках всего блока.

Брюссель считает, что дело сдвинулось с мертвой точки. Действительно, все больше путешественников предпочитают поезда самолетам.

"Мы видим, что люди, которые стремятся сократить свой личный углеродный след, ищут альтернативу длинным перелетам", - констатирует в разговоре с DW эксперт по железнодорожному сообщению Майкл Смит.

Смит - бывший сотрудник железнодорожной отрасли и автор туристического блога The Man in Seat Sixty-One, поэтому он внимательно следит за движением поездов по всей Европе.

Возвращение популярности ночных экспрессов

Когда-то ночные поезда были очень популярны, но с появлением скоростных экспрессов и авиакомпаний-лоукостеров пользоваться ими стали меньше. Сегодня тренд на ночные переезды поездом возвращается, констатирует Смит.

Австрийская железнодорожная компания ÖBB летом 2021 года запустила новую ветку из Вены в Амстердам и к 2023 году готовит запуск еще трех маршрутов, включая ветки до Рима и Парижа. Представители компании отмечают, что в последнее время все билеты на ночные рейсы быстро распродаются, поэтому к 2025 году они планируют удвоить количество ночных поездов.

Шведский оператор поездов Snalltaget открыл ночной маршрут между Стокгольмом и Берлином. Голландский стартап European Sleeper в сотрудничестве с местными железнодорожными перевозчиками разрабатывает собственную сеть ночных поездов. Запуск их первого ночного поезда между Бельгией и Прагой планируется на апрель 2022 года.

Развивается отрасль и в Германии. 11 октября немецкий железнодорожный оператор Deutsche Bahn и компания Siemens представили автоматизированный беспилотный поезд, который будет интегрирован в уже существующую железнодорожную систему Гамбурга.

Кроме того, Deutsche Bahn совместно с Siemens разрабатывает поезда с водородным двигателем. Испытания первого поезда на экологически чистом топливе запланированы на 2024 год.

Конкуренция с лоукостерами

Экономика ночных поездов все еще сложна. Грузы в них ограничены, а подвижной состав найти не так просто. Между тем действующие во всей Европе высокие сборы за доступ к железнодорожному полотну сильно бьют по рентабельности.

Сложнее всего железнодорожникам конкурировать с лоукостерами. Исполнительный директор оператора ÖBB Андреас Матте в сентябре высказал мнение, что отрасль нуждается в более справедливых рыночных условиях, чтобы выдержать конкуренцию со стороны бюджетных авиакомпаний. В первую очередь, на его взгляд, необходимо освободить международные поезда от налога с продаж - преимущество, которым уже пользуются международные авиаперевозчики.

В настоящее время поезда перевозят 7 процентов путешественников в пределах ЕС и около 18 процентов грузов. Эта цифра может возрасти, если полеты станут дороже - а это более чем возможно с учетом последствий пандемии.

Навстречу устойчивой мобильности

Некоторые государства Евросоюза вводят собственные ограничительные нормы. В частности, весной 2021 года французские парламентарии проголосовали за запрет на короткие авиаперелеты. Аналогичный шаг обсуждали немецкие политики в преддверии выборов в бундестаг.

"Если мы хотим перейти к новой транспортной концепции, к концепции устойчивой мобильности, делать это нужно сейчас, в текущем десятилетии", - подчеркивает Карло Боргини из Shift2Rail, комментируя провозглашенный Брюселем "зеленый курс". В противном случае, предупреждает он, потребуется искать уже другие решения.

Эта новость также на сайте Deutsche Welle.

Лучшие криптовалютные биржи 2021 года для начинающих трейдеров

Лучшие криптовалютные биржи 2021 года для начинающих трейдеров

Популярные видео на YouTUBE
Материалы по теме
А-9834,58 грн./литр
А-95+31,39 грн./литр
А-9529,72 грн./литр
А-9228,7 грн./литр
ДТ28,44 грн./литр
LPG15,83 грн./литр
Это интересно
Самые читаемые новости
Лучшие видео с YouTUBE
Популярные блоги
Погода и гороскоп
Автоновости