xcounter
Calendar Icon

Что может убедить или заставить Россию активно заняться защитой климата?

24.11.2021 19:25

Нужны ли для зеленой модернизации России внешние шоки, и приведет ли Green Deal EC к сотрудничеству или к конфронтации c РФ? Два новых доклада в рамках германо-российского проекта.На словах Россия активно включилась, особенно в последние месяцы, во всемирную борьбу против изменения глобального климата, но на деле официальная климатическая повестка президента и правительства полна противоречий и не пользуется - пока, во всяком случае - широкой поддержкой российского общества. Поэтому реальная зеленая модернизация РФ начнется, видимо, только под влиянием внутренних или внешних шоков.

При этом особую роль будут играть "Зеленый курс ЕС" и один из его основных элементов - механизм трансграничного углеродного регулирования (ТУР). Провозглашенные Евросоюзом форсированная декарбонизация экономики и ускоренный переход на возобновляемую энергетику могут привести Россию и ЕС как к взаимодействию, так и к конфронтации.

Два новых исследования в рамках проекта "Устойчивая Россия"

Таковы ключевые тезисы двух исследований российских ученых, подготовленных в рамках проекта "Устойчивая Россия - пути к диверсифицированной и климатически ориентированной экономике". Обе работы были представлены на состоявшемся 24 ноября виртуальном семинаре, организованном Германской ассоциацией по исследованиям Восточной Европы (Deutsche Gesellschaft für Osteuropakunde, DGO).

Месяц назад на аналогичном германо-российском семинаре DGO уже обсуждались первые три доклада, посвященные сценариям экологической модернизации российской экономики и перспективам развития в РФ возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Впереди еще два семинара. Спонсором всего исследовательского проекта выступает министерство иностранных дел ФРГ.

"Кто может дать импульс для перехода к климатически нейтральной экономике?" - такова тема первой из рассмотренных работ. Ее авторы - профессор московской Высшей школы экономки Евгений Гонтмахер и директор санкт-петербургского "Бюро экологической информации" журналистка Ангелина Давыдова.

Россия находится на начальном этапе "зеленой модернизации сверху"

Ссылаясь на международный опыт, они подчеркивают: для эффективной борьбы против изменения климата необходим общественный консенсус. Цели и методы снижения выбросов парниковых газов должны разделять и поддерживать государство, региональные и местные власти, бизнес, население. Пока в России этого нет, в результате она находится в начальной стадии того, что авторы называют "зеленой модернизацией сверху": климатическую повестку в основном продвигают, и то весьма нерешительно, непоследовательно и декларативно, федеральные власти.

"В политической риторике вопросы климата возникают, как правило, по двум основным поводам", - отмечается в докладе. Во-первых, "в связи с климатическими рисками, в том числе для России, потенциальными ущербами и необходимости адаптации к ним". Во-вторых, "в связи с рисками, возникающими в результате глобальной декарбонизации, ставящими под угрозу текущую модель социально-экономического развития России, основой которой является добыча, производство и экспорт углеродоемких товаров".

Эти риски могут привести к ощутимому снижению уровня жизни россиян и угрожают "статусу России как одной из крупнейших по своему влиянию стран мира". Именно оба этих фактора – социальный и геополитический – способны "остро поставить перед руководством России вопрос о необходимости зеленой модернизации экономики", считают авторы доклада.

Во всяком случае, в российской политической элите, отметила в ходе семинара Ангелина Давыдова, "теперь уже мало кто оспаривает, что изменение климата, действительно, идет". Теперь, по ее словам, важно увидеть в климатической повестке не только риски, но и новые возможности.

Авторитарная система хочет сохранения статуса-кво, а не реформ

В то же время российское государство из-за сложившейся в стране авторитарной системы "заточено на поддержании статуса-кво и не приемлет само слово "реформы", тогда как борьба против изменения климата как раз предполагает масштабное реформирование многих сфер, подчеркнул Евгений Гонтмахер.

Отношение российского бизнеса к климатической тематике пока тоже весьма противоречивое, отмечается в исследовании. Тесно связанные с государством сырьевые и в целом углеродоемкие отрасли объективно не заинтересованы в декарбонизации, хотя в некоторых крупных компаниях уже началась переориентация. А несырьевой высокотехнологический сектор, поддерживающий, в принципе, зеленую модернизацию, пока "не имеет критически сильного лоббистского влияния на выстраивание госполитики в стране".

Что же касается российского общества, то оно в последние годы все больше обеспокоено локальными природоохранными проблемами, но пока мало интересуется глобальной климатической проблематикой. Поэтому множатся примеры местных экологических инициатив, но нет массового общенационального движения в защиту климата.

Тем более, что государство не просто не поощряет активность снизу, а, наоборот, усиливает давление на экоактивистов. Так, "с 2012 года закон об иностранных агентах привел к ликвидации 22 из 32 экологических НКО, объявленных "иностранными агентами", отмечается в исследовании. Только за 2020 год в различных регионах РФ в отношении экоактивистов было возбуждено 14 уголовных и 264 административных дел.

"Зеленый курс ЕС" - это новая модель экономического роста

Вот и получается, что в данный момент руководство и бизнес России продвигают климатическую повестку главным образом или даже исключительно под воздействием внешних факторов. Одному из наиболее важных посвящено второе исследование под названием "Зеленый курс Евросоюза и сценарии взаимодействия России и ЕС в области климатической политики на период до 2035 года". Над ним работали политолог Татьяна Романова, доцент кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского государственного университета, и экономист Алексей Портанский, эксперт Российской академии наук.

Авторы в самом начале подчеркивают, что в России используются два варианта перевода термина "Green Deal": "Первый - Зеленая сделка - акцентирует внимание на коммерческих аспектах. Второй - Зеленый курс - по аналогии с Новым курсом Ф. Рузвельта фокусируется на том, что это новая модель экономического роста". Такой перевод лучше отражает идеологию Евросоюза, подчеркивается в исследовании.

В нем подробно излагаются цели Евросоюза в области защиты климата с указанием конкретных сроков и способов их достижения, а затем анализируются возможные последствия "Зеленого курса ЕС" и особенно введения механизма трансграничного углеродного регулирования (ТУР) для России. Ведь для нее страны ЕС – важнейший рынок сбыта, главным образом энергоносителей, а также удобрений, цемента, металлургической, химической и другой углеродоемкой продукции.

Приводимые оценки возможных потерь для российских экспортеров и бюджета РФ сильно расходятся, но в любом случае речь пойдет о миллиардах долларов ежегодно.

Политизация климатической политики приведет к конфронтации

Одновременно, подчеркивают авторы, для российской экономки открываются и новые возможности: среднесрочное увеличение экспорта природного газа, рост поставок алюминия для производства ветрогенераторов, транспортировка водорода по имеющимся трубопроводам, продажа электроэнергии. "Зеленый переход может стать самым серьезным толчком для модернизации производственных мощностей в России", - отметил в ходе семинара Алексей Портанский и подчеркнул: "Энергопереход должен приносить прибыль".

В данный момент "в ЕС сосуществуют линии и на сотрудничество, и на конфронтацию с Россией" в области климатической политики, констатируют авторы. Аналогичная картина и в РФ. Поэтому вырисовываются четыре сценария дальнейшего развития, из которых два выглядят наиболее вероятными.

"Климатическое партнерство представляется наилучшим и наиболее амбициозным, так как сочетает активную декарбонизацию в России с настроем ЕС на сотрудничество", - говорится в исследовании. Наихудший сценарий состоял бы в том, что переход на ВИЭ будет рассматриваться в ЕС под углом зрения снижения нефтегазовой зависимости от России, а в РФ возобладает "риторика о недопустимости навязывания Западом инструментария борьбы с изменением климата".

Чтобы этого не произошло, "необходимо предотвратить политизацию диалога по вопросам защиты климата и перевести его на технократический уровень", - подчеркнула Татьяна Романова. Для этого в России, считает она, можно было бы, к примеру, поручить вести основные переговоры по этой тематике не МИДу, а министерству экономического развития РФ.

Эта новость также на сайте Deutsche Welle.

Лучшие криптовалютные биржи 2021 года для начинающих трейдеров

Лучшие криптовалютные биржи 2021 года для начинающих трейдеров

Популярные видео на YouTUBE
Материалы по теме
А-9834,58 грн./литр
А-95+31,39 грн./литр
А-9529,72 грн./литр
А-9228,7 грн./литр
ДТ28,44 грн./литр
LPG15,83 грн./литр
Это интересно
Самые читаемые новости
Лучшие видео с YouTUBE
Популярные блоги
Погода и гороскоп
Автоновости