xcounter
Calendar Icon

На строительство Большой кольцевой дороги вокруг Киева потратят 300 миллионов гривен за километр

14.12.2021 09:13 (Оновлено 14.12.2021 в 09:13)
Юрий Николов, «Наші гроші»

На минувшей неделе в системе Укравтодора прошли тендеры на 9,27 млрд грн. Это 34% всех тендеров по Украине в этот период.

Средний и капитальный ремонт дорог – 8,95 миллиарда.

Похоже, что европейцы окончательно смирились с коррупционными правилами игры в Укравтодоре. Всего год назад ЕБРР требовал от Кубракова отогнать от международных тендеров группировку менеджеров «Укрдоринвеста», которые считались причастными к фальсификации тендера на ремонт трассы Киев-Одесса за деньги ЕБРР. Тогда среди пятерки отстраненных была директор «Укрдоринвеста» Елена Криворучко. И вот прошел год, и Кубраков назначил ее главой Государственного агентства инфраструктурных проектов Украины («Укринфрапроект»). Это агентство, через которое проходят миллиарды на ремонт аэропортов, дорожные развязки и другие ценноинтересные подряды.

Елена Криворучко

Равно как и Криворучко ЕБРР тогда требовал отстранить от его денег начальницу отдела международного сотрудничества Укравтодора Анну Юрченко. Но впоследствии Кубраков сделал ее своей замминистра инфраструктуры именно по европейской интеграции. И европейцы все это проглотили. Более того, в ЕБРР согласились со сценарием «гашения» коррупционного скандала в Укравтодоре. Они доверили юристам Саенко-Харенко написание комплаенс-системы вместе с Basel Institute on Governance (Швейцария) за деньги самих европейцев.

Анна Юрченко

Но вместо комплаенс-системы Украина получила продолжение плохих практик.

На прошлой неделе Укравтодор запустил первые торги по выбору подрядчика по строительству Большой кольцевой дороги вокруг Киева. Сейчас речь идет о первом участке протяженностью 18 км ожидаемой ценой 5,35 млрд грн.

Ожидаемая стоимость невероятна для Украины – 300 миллионов гривен за километр ($11,2 млн по нынешнему курсу). Еще год назад в самом Укравтодоре говорили, что нормальная цена строительства новых дорог в Украине составляет 170 млн грн. А сейчас сделали строительство столичной дороги дороже, чем в США, Канаде, Германии и Китае (данные "Центр транспортных стратегий"):

Для освоения столь невероятной маржи была привлечена вся вертикаль власти.

«Слуги народа» провели через Верховную Раду закон об исключении закупок для Большой кольцевой из-под действия закона «О публичных закупках» и соответственно вывод этих торгов из системы «Прозорро». Для подавления сопротивления использовали фейковую историю об EPC-F контрактах.

Затем Кабмин принял постановление об «экспериментальном проекте» по освоению миллиардов на Большой кольцевой. И в нем зафиксировал коррупциогенные факторы:

  • никакого ограничения по завышению цены контракта уже после тендера, но хотя бы и в пять раз, как это случилось в Румынии, где американский подрядчик раздул смету уже после начала работ, и румынам пришлось просто разрывать с ним отношения и выбирать подрядчика. на обычных торгах;
  • никакой прозрачности. Торги пройдут вне «Прозорро» на площадке «Playtender». Он принадлежит бывшему зятю Черновецкого Вячеславу Супруненко, которого еще при Януковиче разыскивали за коррупцию, а сейчас нормально терпят. Партнерами Супруненко в «Плейтендере» являются Александр Коноплицкий и Антон Припиченко, руководитель площадки biz. Во времена Порошенко там за пределами «Прозорро» тендерился «Укроборонпром» Гладковского.

Так что общественность не имеет никакой возможности проверить, как и что происходит на тендере по Большой кольцевой. Это очень похоже как при Порошенко происходили торги арестованным имуществом в «СЕТАМе» – там тоже никому не позволяли видеть ход торгов. А для того, чтобы общественность меньше гудела о том, что какие-то участники торгов могут заглядывать в ставки конкурентов, или организаторы торгов вообще в ручном режиме могут выбрасывать с аукционов кого угодно – рассказали историю о защите блокчейном. И уже после разгона менеджеров Петренко-Довбенко из Минюста стало известно, что блокчейн никак не защищал эти торги, потому что банально никто не имел доступа к «контрольным» компьютерам. А данные из них были быстро уничтожены.

Тогда не было никаких скандалов со стороны Фонда "Восточная Европа", который и занимался блокчейновой ширмой для СЕТАМА. И кажется, не будет никаких нареканий и обеспокоенности со стороны европейцев и сейчас. Потому что Укравтодор уже сейчас пишет о своем «эксперименте», что он «соответствует стандартным процедурам, применяемым на проектах ЕИБ, ЕБРР и Всемирного банка». Но никто не услышал даже обеспокоенности со стороны западных партнеров. А значит, эксперимент по уничтожению экосистемы «Прозорро» людьми Зеленского – продолжится. Это не шутка. Укравтодор обещает, что «по результатам эксперимента Укравтодор и Министерство инфраструктуры будет инициировать усовершенствование имеющегося инструментария системы ProZorro».

И это чревато тектоническими оползнями в коррупционную сторону, считает основатель «Лиги антитраста» Агия Загребельская:

«Люди президента приучают украинцев вместо законов читать пресс-релизы. Но я призываю почитать сам текст постановления. Оно более точно раскрывает планы чиновников. А именно п. 2:

«Экспериментальный проект строительства Большой кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Киева (далее экспериментальный проект) заключается в применении альтернативного прозрачного механизма определения через информационно-телекоммуникационную систему отбора исполнителя работ и способов регулирования хозяйственных отношений, определение максимально эффективных подходов для дальнейшего закрепления апробированного регулирования на законодательном уровне»

Что здесь вы видите? Я, например, вижу попытку создать якобы конкурента для Прозорро под «особые закупки».

Зачем каждый раз терпеть публикации вотчдогов, обжалование в АМКУ, мониторинги ГАСУ?! Проще просто иметь свою систему. Свое маленькое Прозорро для Банковой.

Я искренне хочу, чтобы наши прогнозы не оправдались. Иначе это доказательство того, что «мальчики» пришли надолго, и это долго будет не таким прозрачным и демократическим, как мы привыкли».

Директор ГП «Прозорро» Василий Задворный в комментарии «Наших грошей» отметил следующее:

«Prozorro всегда настаивает, что все средства налогоплательщиков в государственных закупках должны тратиться максимально прозрачно и конкурентно.

Поэтому хорошо, что закупки по строительству окружной дороги в обход Киева предполагают конкурсный отбор участников, а Укравтодор активно коммуникирует старт закупки. В то же время, эти торги будут проходить не в электронной системе публичных закупок Prozorro, а через частную электронную площадку, вызывающую определенную обеспокоенность.

Система Prozorro принадлежит государству, имеет сертификаты комплексной системы защиты информации, публикует данные о каждом тендере в автоматическом режиме. Кроме того, участник закупки может увидеть документы своих конкурентов, все решения заказчика и подать жалобу в АМКУ, если он видит нарушение своих прав. А вот будет ли обеспечена полная прозрачность отбора исполнителя для строительства окружной дороги, который будет проходить вне Prozorro — этот вопрос остается актуальным и стоит уделить этому большое внимание».

Ремонт мостов и газопроводов – 0,19 млрд грн.

Толерантная к «Автомагистрали-югу» Харьковская САД позволила себе снести фаворита Укравтодора по тендеру по ремонту путепровода на трассе М-03 км 483+347. Снесли за то, что не нашли в тендерном предложении фирмы подтверждение того, что она ранее уже устанавливала барьерные ограждения в размере 21 тонн. И хотя эти ограждения – абсолютно не бином Ньютона, но тендер на 185 млн грн разыграли ООО "Мостостроительный отряд №112" и ООО "Укртрансмост". Первая из них и забрала подряд со скидкой 1%.

Эксплуатационное содержание, мелкий ремонт, освещение, проектирование и системы мониторинга – 0,14 млрд. грн.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини