xcounter
Calendar Icon

Угрозы Лукашенко: обойдется ли Украина без ГСМ и энергии из Беларуси?

10.02.2022 06:35

В случае остановки поставок горючего из Беларуси и РФ Украине придется сложно. Но сможет ли Минск позволить себе пойти на такой шаг? И что могла бы сделать Украина сейчас для уменьшения зависимости?Александр Лукашенко грозится прекратить поставки топлива и электроэнергии в Украину в случае обострения российско-украинского конфликта. "Если вы (Украина. - Ред.) столкнетесь с Россией, мы будем не с вами, мы отрежем всякие поставки не только ГСМ (горюче-смазочные материалы - Ред.) вместе с Россией. И электричество", - заявил на днях Лукашенко в интервью российскому телеведущему Владимиру Соловьеву. Насколько Украина зависит от таких поставок и сможет ли Беларусь позволить себе пойти на такой шаг, выясняла DW.

Вместо собственного производства - дешевое импортное топливо

Украинские эксперты признают: прекращение поставок белорусских и российских горюче-смазочных материалов больно ударят по украинскому рынку. Директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн рисует пессимистичную картину: будут закрыты колонки на АЗС, вырастут цены и будет процветать торговля на черном рынке. "Причина - значительную долю украинского рынка топлива занимают РФ и Беларусь, а запасов в Украине нет. Законопроект по созданию минимальных стратегических запасов нефти и нефтепродуктов уже разрабатывается лет десять, но сейчас неизвестно, где он", - сказал DW эксперт.

По данным консалтинговой компании "Нефтерынок", в прошлом году Украина потребила более восьми миллионов тонн дизельного топлива, из которых собственного производства - всего около 14 процентов. Импорт из Беларуси составил почти три миллиона тонн, из России - более двух миллионов тонн - то есть, в совокупности более 60 процентов. Остальное импортировали главным образом из Литвы. Кроме того, Украина закупает небольшие объемы дизтоплива в Греции, Индии, Израиле, Италии и Туркменистане.

В то же время на украинском рынке бензина Россия отсутствует, тогда как значительная доля приходится на Беларусь. В прошлом году в Украине было потреблено более 2,3 миллиона тонн бензина, из которых меньше половины - собственного производства. Остальное импортировали, причем один миллион тонн бензина поступил именно из Беларуси, еще более четверти миллиона тонн - из Литвы и небольшой объем из Румынии. Украина также импортирует сырье для масла - в основном из Беларуси и РФ, говорит в разговоре с DW аналитик консалтинговой компании "Нафторинок" Александр Сиренко.

В настоящее время единственный в Украине нефтеперерабатывающий завод - Кременчугский НПЗ, проектная мощность которого составляет 7,5 миллиона тонн, загружен даже не на половину, говорит директор консалтинговой компании "А-95" Куюн. Такую ситуацию он связывает с тем, что украинский рынок залит дешевым топливом из РФ и Беларуси.

Сколько стоит энергонезависимость от Беларуси и РФ

По мнению экспертов, угрозы Лукашенко должны насторожить украинское руководство и подтолкнуть его к мерам по уменьшению топливно-энергетической зависимости от Беларуси и РФ. Они призывают правительство не терять время. Тем более, как отметил Куюн, оперативно российские и белорусские поставки топлива заменить невозможно. "Надо время на заключение контрактов и логистику. Только танкер будет ехать минимум две недели. Если говорить о собственном производстве, то нужно месяц-полтора для увеличения переработки, ведь нет запасов нефти", - говорит он.

По мнению аналитика консалтинговой компании "Нафторинок" Сиренко, теоретически Украина могла бы полностью отказаться от горючего из Беларуси и РФ. "Хотя такого еще не делали", - добавляет он. Украина могла бы закупать топливо у соседей - в Польше и Венгрии, кроме того, Украина имеет выход к морю, благодаря чему можно закупать топливо с любой точки мира, рассуждает Сиренко.

"То есть, объемы топлива можно покупать любые, но вопрос цены. Конечно, логистика будет дороже. Но я хочу обратить внимание на то, что рост цены топлива на гривну-две за литр - не такая большая плата за энергонезависимость от агрессора", - аргументирует эксперт.

Также правительство могло бы помочь импортерам, например, снизив тарифы на перевалку в портах и ​​железнодорожные перевозки топлива, отмечает Куюн. "При нынешних тарифах топливо из других стран дороже российского и белорусского долларов на 50 за тонну, то есть где-то 5-7 процентов", - отметил он.

Сможет ли Беларусь обойтись без украинского рынка

В то же время опрошенные DW эксперты уверены, что потеря украинского рынка будет серьезным ударом и для Минска. По подсчетам Куюна, Украина занимает в экспорте нефтепродуктов Беларуси примерно 70 процентов.

Мозырский НПЗ в Беларуси работает в основном на Украину, а Новополоцкий НПЗ (Нафтан), работавший больше на экспорт в Европу, в этом году также переориентировался на Украину, добавляет Сиренко. "Это произошло после наложения на белорусскую нефтяную промышленность европейских санкций. Если белорусы закроют для себя украинский рынок, то я не знаю, куда будут продавать свое топливо. В Россию? Но там своего достаточно", - говорит он.

Россия же потерю украинского рынка вряд ли почувствует. "Они перерабатывают примерно 280 миллионов тонн дизтоплива в год. Поэтому два миллиона тонн в Украине - это мелочь", - отмечает Сиренко.

Электроэнергетическая независимость

Другая ситуация с электричеством. По данным украинского оператора НЭК "Укрэнерго", в прошлом году общее потребление в Украине составило почти 155 миллиардов киловатт-часов, из которых менее одного процента - белорусская и российская электроэнергия. Также между синхронно работающими энергосистемами Украины, Беларуси и России в обе стороны происходили незначительные физические перетоки электроэнергии. Кроме того, между Украиной и Беларусью осуществлялась аварийная помощь: из Беларуси поступило 13,2 миллиона киловатт-часов, а из Украины для Беларуси - 400 тысяч киловатт-часов

В целом Украина полностью обеспечивает себя электроэнергией, однако, если завтра Беларусь заблокирует поставки и не будет выполнять запросы на аварийную помощь, то существует риск, что в случае аварии определенный период времени будут без света некоторые промышленные потребители, отметил DW бывший министр энергетики и защиты окружающей среды Украины Алексей Оржель. "Если Беларусь не даст аварийную помощь, то уже это состояние войны для энергетиков. Такого никогда не было", - сказал он.

Тем не менее и эта зависимость должна исчезнуть в 2023 году, когда планируется отсоединение украинской энергосистемы от Беларуси и РФ и присоединение к Европейской сети операторов систем передачи электроэнергии (ENTSO-E), говорит DW директор специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев. "Присоединится ли Украина к ENTSO-E зависит от того, как проявит себя энергосистема в периоды работы в изолированном режиме, который должен продемонстрировать надежность системы", - говорит эксперт. В пресс-службе НЭК "Укрэнерго" сообщили DW, что первое тестирование работы энергосистемы в изолированном режиме запланировано на вторую половину февраля, а второе - на июнь июля.

Главный эффект такой синхронизации - электроэнергетическая независимость Украины от России и Беларуси. При необходимости страна сможет получать электричество из стран ЕС.

Эта новость также на сайте Deutsche Welle.

Лучшие криптовалютные биржи 2021 года для начинающих трейдеров

Лучшие криптовалютные биржи 2021 года для начинающих трейдеров

Популярные видео на YouTUBE
Материалы по теме
Binance
А-9834,58 грн./литр
А-95+31,39 грн./литр
А-9529,72 грн./литр
А-9228,7 грн./литр
ДТ28,44 грн./литр
LPG15,83 грн./литр
Это интересно
Самые читаемые новости
Лучшие видео с YouTUBE
Популярные блоги
Погода и гороскоп
Автоновости