xcounter
Calendar Icon

Стране нужны реформы, а Яценюк жонглирует цифрами

15.08.2014 12:06

Каха Бендукидзе, который пытался помочь нынешней украинской власти начать реформы констатировал: «Вы либо не понимаете, что вам хана, или понимаете, но вас все устраивает».

Порошенко и Яценюк не готовы к настоящим реформам. Фото: polonews.in.ua
Порошенко и Яценюк не готовы к настоящим реформам. Фото: polonews.in.ua

Каха Бендукидзе, который пытался помочь нынешней украинской власти начать реформы констатировал: «Вы либо не понимаете, что вам хана, или понимаете, но вас все устраивает».

Как сделать так, чтобы ничего не делать

В Украине так давно и так часто говорят о реформах, что на самом деле уже все забыли, о чем идет речь и что на самом деле нужно изменить. Реформы предлагают разнообразнейшие: действенные, решительные, радикальные, конкретные, простые, прозрачные, привлекательные. 

Есть даже целый «реанимационный пакет» реформ. Беда в том, что за этими словами скрыта вера, что возможно заменить плохое начальство на хорошее, честно собрать средства в бюджет, выплатить пенсии и зажить счастливо. Так вот, как ни прискорбно, но счастья, на этом пути не будет…

Пока открыто это признал только грузинский реформатор Каха Бендукидзе, который пытался помочь нынешней украинской власти начать реформы. «Вы или не понимаете, что вам хана, или понимаете, но вас все устраивает», — сказал он, говоря, как о настроениях, царящих среди чиновников так и среди широкой общественности.

 

Хуже всего то, что это приходится говорить иностранцу, а украинцы как «маленькие», так и «большие» делают вид, что вообще не понимают, о чем идет речь. Например, на прошлой неделе премьер-министр Украины Арсений Яценюк пообещал очередную порцию «радикальных» реформ, сокращение количества налогов и изменения налоговых ставок, которые в одном месте станут немного ниже, а в другом чуть выше. 

Например, предлагается оставить из 22 налогов 9. При этом те налоги, которые ликвидируют, будут просто включены в состав тех, которые останутся. Так, экологический налог, сбор за первую регистрацию авто, сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на тепловую энергию, предлагают включить в акцизы. Плату за пользование недрами, за пользование радиочастотным ресурсом и сбор за использование воды объединят в рентную плату. Налог на недвижимое имущество и плату за землю предлагают включить в единый налог на недвижимость. Фиксированный сельскохозяйственный налог должен поглотить единый налог. Вот и все изменения.

Как большое достижение подается манипуляция со ставками единого социального взноса. Предлагается с уровня нынешних 36,76-49,7% снизить до 37% или 41%. Это нужно будет заплатить с минимальной заработной платы, а из всех трудовых доходов еще дополнительно 15% или 19% (сейчас на 2 процентных пункта меньше) налога на доходы физических лиц. Как говорят наши бывшие партнеры россияне: «что в лоб, что по лбу», или, иначе говоря, никакой разницы.

В общем ничего не изменится, но премьер убежден, что в отличие от арифметики, в налоговой политике от перестановки слагаемых сумма изменится. Но если не изменится, то не беда, в следующем году (или даже еще до нового года) можно будет провести очередную перестановку налогов. Арсений Петрович думает, что это поможет дать народу удочку, которой тот наловить себе карасей, и не в каком-то пруду теневой экономики, а на широких просторах океана экономического роста.

В известной степени, его можно понять, он с 18 лет на начальственных должностях поэтому и не подозревает, что удочка у народа есть давно, и он прекрасно рыбачит. Но вот показывать улов не хочет. И не будет. Как говорят в Украине: дураков нет. Наверное, если бы Арсений Петрович, делал карьеру шаг за шагом, а не сразу оказался в больших начальниках, то он бы знал, что люди (а тем более украинцы) не будут отдавать большую часть заработанного государству, никогда.

 

Возможно, кто-то из высокого начальства действительно не догадывается (или забыл), но платим мы достаточно много: 36% единый социальный взнос, 15% налог на доходы физических лиц. Это уже 51% от заработанного. Добавьте 20% налога на добавленную стоимость, который нужно отдать при любой покупке. То есть кроме вышеупомянутых 51%, еще 1/5 полученной на руки зарплаты украинцы отдают государству. При этом мы не говорим об акцизах на табак и алкоголь. И даже со всеми этими деньгами правительство не может справиться. Между прочим, еще 150 лет назад об этом писал классик политэкономии Джон Стюарт Милль: кто не стал бы ленивым и безалаберным, если состояние дел таково, что человек не получает никаких преимуществ из своего трудолюбия и предусмотрительности? 

Зачем в Украине честно работать?

Вот и в Украине нет мотивации честно и открыто работать. К сожалению, создается впечатление, что украинское правительство откровенно ищет дурачков, которые будут отдавать ему больше половины заработанного. А поскольку украинцы таки довольно сообразительный народ, давно поняли потребность прятаться и обманывать, потому что по-другому невозможно. 

В противном случае надо сделать себе соответствующие документы, которые дадут право на льготы. И такие умники есть. Между прочим, 350 категорий населения имеет право на льготы, выдано 20 миллионов удостоверений. Можно не сомневаться — у некоторых есть несколько таковых. Одних только пенсионеров — 13,7 миллиона человек. При этом даже после проведения повышения пенсионного возраста, средний выход на пенсию в Украине — 50 лет, так как десятки категорий граждан имеют право на досрочный выход, в частности работники правоохранительных органов, налоговики и т.д. Кроме того, половина всех пенсионеров Украины моложе 60-ти… И именно молодые пенсионеры получают львиную долю пенсионных выплат. 

Бедные пенсионеры в Украине именно самые старшие. Однако, это мало волнует их «молодых» коллег, которые больше озабочены собственными доходами, чем идеями справедливости. Главная же идея популярных в народе реформ заключается в том, чтобы заставить богатых заплатить больше, и повысить выплаты, льготы и субсидии владельцам удостоверений льготников.

Более того, те реформы, которые обсуждаются среди украинской политической элиты не выходят за пределы ранее предлагаемого Николаем Азаровым: собрать больше в бюджет, чтобы выплатить льготникам разного сорта начиная от владельцев-монополистов (тех самых олигархов), бывших высокопоставленных чиновников и заканчивая «молодыми» пенсионерами. И все под лозунгами: улучшим жизнь пенсионерам и малообеспеченным. 

 

Всем остальным, кто стремится больше зарабатывать и лучше жить, не оставляют другого выбора, кроме как работать, но по возможности не показывать доходы. Другими словами, быть в «тени». Картина печальная, но не может не радовать то, что мы не первые и не последние на планете, кто живет в таком режиме. Опять же так Джон Стюарт Милль пишет, что при порядках, царивших во Франции до революции 1789 года при отсутствии защиты от поборов правительства, которые собирались под видом налогов (в том числе на оборону), землевладельцу было выгодно казаться бедным, а соответственно плохо обрабатывать свою землю. Милль был убежден, что единственное чувство опасности, которое полностью парализует волю производителей, исходит от правительства, или от лиц, наделенных властью; от всех грабителей есть надежда защититься. 

Так вот, главным следствием революции были не эксцентричные казни на гильотине, а то, что была гарантирована защита прав собственности, равенство перед законом и суд по закону. Беспроблемным, как мы знаем сегодня, мир не стал, но французам развязали руки, они начали богатеть, а их экономика стремительно пошла вперед, догоняя тогдашнего мирового лидера Великобританию. Которая, в свою очередь, обязана свои стремительным ростом не тому, что удачно ограбила колонии (грабили и другие, в том числе и Россия, и тот же Китай, а результата-то не видно), а тому, что ограничила законами и традицией исполнительную власть. 

Как это получилось у поляков

Собственность и результаты труда стало невозможно отбирать как заблагорассудится чиновнику. Чтобы там ни разглагольствовал немецкий журналист Карл Маркс о нищем пролетариате, но британские рабочие в XIX веке богатели с каждым годом. Можно не обращаться к такой древней истории, а присмотреться к опыту Польши начала 1990-х. Даже умеренная по сравнению с советской Украиной социалистическая система управления довела страну до ручки. В ситуации, когда, ни руководство, ни рабочих, ни малейшим образом не интересовали результаты их труда, зарплата была гарантирована, вряд ли следовало надеяться на развитие. Однако при этом жить хотелось лучше, несмотря на социалистические лозунги о равенстве и справедливости на флагах.

Лешек Бальцерович
Лешек Бальцерович

Как следствие, равенство перед законом, защиту прав собственности и справедливый суд стали квинтэссенцией реформирования. Конечно Лешеку Бальцеровичу пришлось побороть инфляцию, провести массовую приватизацию, сократить субсидии тяжелой промышленности и т.д. Но смысл всех реформ в Польше заключался в том, чтобы создать стимулы к труду, к росту экономики. До этого, при социализме, как отмечает Бальцерович в своей статье «О постсоциалистических преобразованиях», вся управленческая и деловая энергия была направлена на поиск возможностей дойти до «верхов» и получить возможность получать коррупционный доход. Любой украинец сегодня знает, что главное — это получить правильную справку. А самый ценный документ — постановление Кабинета министров… Безусловно, для реформ нужна макроэкономическая стабилизация, но по Бальцеровичу, уже два следующих шага — это приватизация и радикальное сокращение бюрократических и фискальных ограничений для создания и развития частных фирм. Реформы должны создать мотивацию к труду и вызвать стихийное развитие частного сектора. 

Грузия — пример для Украины

Аналогичная ситуация была и в Грузии. До 2003 года опытный политик Эдуард Шеварднадзе руководил страной, постоянно латая бюджет. Грузины, которые не менее сообразительны, чем украинцы, приспособились, получали кучу льгот, субсидий, а также разнообразных мизерных доплат, и хотя и были недовольны, но не верили в возможность что-то изменить. 

Вдруг пришел Михаил Саакашвили, привел Каху Бендукидзе и они растормошили это коррупционное царство. Опять же, главная идея реформ не в том, чтобы немного поднять, или чуть опустить налоговые ставки, по 3-4 раза в год меняя бюджет государства. Нет, главное — это убрать преграды к труду, чтобы грузины тратили энергию не в поиск справок, выбивания пенсии и придумывание новых способов, как спрятаться от чиновника, а на то, чтобы они работали, зарабатывали и вкладывали деньги.

 

И именно для этого нужно ликвидировать воров в законе — потому что они не дадут работать, разогнать чиновников — потому что они, опять-таки, не дадут работать, а задушат всех своими справками. После реформ в Грузии чиновники не имеют права отбирать собственность и перераспределять более 50% доходов граждан, а в Украине могут. И очередные изменения ставок налогообложения ситуацию не изменят. Более того, выплата и пенсий не может быть приоритетом работы правительства. А вот создание стимулов к труду – может. 

Украинцы должны работать, зарабатывать, а пенсии могут расти только вследствие роста доходов работающих. Более того, при нынешней пенсионной системе пенсии, которые выше средних зарплат, просто аморальны. Другое дело, что вряд ли такие реформы могут быть «привлекательными». Скорее наоборот, потому что затрагивают интересы большого слоя граждан, которые как раз обосновались очень удобно.

Реформы — не самая приятная вещь

Подытоживая, следует отметить, что:

Во-первых, реформы не бывают привлекательными, наоборот, они крайне болезненны и неприятны. Далеко не ради садистского удовольствия, но только потому, что следует понимать, что всех удовлетворить невозможно, есть миллионы людей, которых устраивает ничего не делать и получать ренту в виде субсидий и пенсий, несмотря на то, что по европейским меркам это еще цветущие люди от 40 до 65 лет;

Во-вторых, манипулирование ставками налогов — это не реформы, как и не были реформами изменения ставок оброка во времена крепостничества. Более того, одних только перманентных манипуляций налогами достаточно, чтобы угробить украинскую экономику;

В-третьих, стоит осознать, что другого выхода, кроме как защитить собственность, описать ее в кадастрах, сделать доступной информацию о ней для граждан и запретить чиновникам собственными решением отбирать ее, нет.

 

Сегодня беда Украины, даже не в том, что Бендукидзе не увидел реформ, настоящая трагедия в том, что никто из политического класса даже о них даже не думает. Поэтому, как ни прискорбно, даже когда Украина выиграет войну на Донбассе, главные проблемы останутся с нами.

И выглядеть они будут далеко не привлекательно.

оригинал: Espreso.tv
Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини