xcounter
Calendar Icon

Преследования медиков и неудачный этап реформы. Чем запомнился министр-варяг на своей родине

29.01.2015 20:30

Новый министр здравоохранения Украины — нездешний. Это порождает массу вопросов. Кто он? Как будет наживаться на казне, если будет? С кем связан? Тут ещё и грузинские оппозиционеры подливают масла в огонь: спустя несколько дней после назначения Сандро Квиташвили на пост министра некий Георгий Хаиндрава, бывший министр Грузии по урегулированию конфликтов, организовывает в Киеве пресс-конференцию, на которой сообщает, что Квиташвили — не медик, да ещё и реформ не проводил.

Новый министр здравоохранения Украины — нездешний. Это порождает массу вопросов. Кто он? Как будет наживаться на казне, если будет? С кем связан? Тут ещё и грузинские оппозиционеры подливают масла в огонь: спустя несколько дней после назначения Сандро Квиташвили на пост министра некий Георгий Хаиндрава, бывший министр Грузии по урегулированию конфликтов, организовывает в Киеве пресс-конференцию, на которой сообщает, что Квиташвили — не медик, да ещё и реформ не проводил. 

Стоящий в ложе министров в сессионном зале Верховной Рады Сандро Квиташвили (фото glavcom.ua)
Стоящий в ложе министров в сессионном зале Верховной Рады Сандро Квиташвили (фото glavcom.ua)

Журналистка FaceNews пообщалась с грузинами как с целью просто понять, что же думают рядовые граждане о бывшем министре, так и для того, чтобы услышать мнение о Квиташвили от людей, лично его знавших. Также FaceNews получил комментарий от независимого международного эксперта, живущего в Грузии уже несколько лет. Одни министра ругают, другие говорят, что система здравоохранения, которую начал вводить Квиташвили — очень даже ничего. Каких-либо крайне скандальных подробностей обнаружить не удалось, однако феноменальных реформаторских достижений с Квиташвили тоже, как оказалось, в Грузии не связывают.

После назначения министров в украинских медиа появилось несколько негативно-сомневающихся отзывов о новом главе Минздрава. В частности, в информагентстве ''УНН'' состоялась пресс-конференция с Георгием Хаиндравой и Кэти Долидзе - грузинами, желавшими поведать украинцам, кто же такой Сандро Квиташвили (скриншот).
После назначения министров в украинских медиа появилось несколько негативно-сомневающихся отзывов о новом главе Минздрава. В частности, в информагентстве "УНН" состоялась пресс-конференция с Георгием Хаиндравой и Кэти Долидзе - грузинами, желавшими поведать украинцам, кто же такой Сандро Квиташвили (скриншот).
На lb.ua врач, член коллегии Государственной пенитенциарной службы и Гуманитарного совета при президенте Украины Семён Глузман изложил своё мнение о будущем Квиташвили на посту министра (скриншот)
На lb.ua врач, член коллегии Государственной пенитенциарной службы и Гуманитарного совета при президенте Украины Семён Глузман изложил своё мнение о будущем Квиташвили на посту министра (скриншот)

«Не припоминаю каких-либо значительных позитивных или негативных изменений»

Доктор Лика Глонти (фото interuv.eu)
Доктор Лика Глонти (фото interuv.eu)

Вот что сообщила доктор Лика Глонти, координатор грузинского представительства академической программы Еврокомиссии Erasmus+: «Я контактировала с Сандро Квиташвили, когда он работал ректором в Государственном университете Тбилиси. Наше общение касалось вопросов интернационализации высшего образования. Я представляю программы Евросоюза в Грузии, и моей целью является поддерживать сотрудничество грузинских и европейских университетов. Я не могу вспомнить никаких драматичных конфликтов или скандалов, связанных со временами, когда ректором был Квиташвили. В то же время, не припоминаю и каких-либо значительных позитивных или негативных изменений. Он поддерживал все инициативы, направленные на улучшение взаимодействия с западными университеты. На личностном уровне мистер Квиташвили крайне воспитанный, дружелюбный, с очень хорошим чувством юмора. С ним очень приятно беседовать».

«Сегодня соцопросы показывают, что здравоохранение — одна из областей, которой грузинская общественность недовольна больше всего»

Профессор Чарльз Фэйрбэнкс (фото hudson.org)
Профессор Чарльз Фэйрбэнкс (фото hudson.org)

Профессор политологии в Государственном университете Илии, Грузия, и старший научный сотрудник Гудзонского университета в Вашингтоне Чарльз Фэйрбэнкс живёт в Грузии с 2006 года. Фэйрбэнкс рассказал FaceNews о периоде министерства Квиташвили, а также о его жизни до и после этой позиции. 

FaceNews: Реформы какого рода проводил Квиташвили?

Чарльз Фэйрбэнкс: Главную реформу Саакашвили начал до него. Это был приватизационный план «100 больниц». Поспешная и без тщательного планирования. Квиташвили должен был успешно осуществить реформы, несмотря на влияние мировой рецесии и войны с Росссией 2008 года, что, безусловно, усложнило его деятельность. Когда он был министром, стартовала также инициатива по предоставлению минимального медицинского страхования самым бедным. 

FN: Как общество отреагировало на эти реформы?

ЧФ: Я думаю, большая часть людей считали, что это провал. Большинство частных госпиталей так и не были построены или модернизированы. В лучшем случае, это случилось гораздо позже, чем было обещано. К проектной дате не был завершён ни один. Многим компаниям, которые взялись за больницы, пришлось вернуть лечебницы, потому что они нарушили контракт: так и не восстановили больницы, не платили докторам и прочее. Соцопросы регулярно показывают, что здравоохранение — одна из областей, которой грузинская общественность недовольна больше всего. Правительство «грузинской мечты» дало задний ход приватизации. Однако есть и светлые пятна. Стало возможным получить хорошую, современную медицинскую помощь в Тбилиси, по крайней мере, и некоторые из хороших институций начали расти именно при Квиташвили. В отличие от советских времён, не было системы — только решения практических проблем. Коррупция была уничтожена, и часть этих достижений были реализованы при Квиташвили.

«Выдающихся докторов арестовывали по сомнительным обвинениям»

FN: Как на изменения реагировали медработники?

ЧФ: Доктора, как правило, относились к Национальному движению враждебно, потому что их труд очень плохо оплачивался, они не могли найти работу. На определённых этапах казалось, что Национальное движение с ними борется, потому что выдающихся докторов арестовывали по сомнительным обвинениям. Врачи говорят, что климат стал более дружественным после Квиташвили. Но некоторые проблемы объективно существуют: большинство людей не могут себе позволить пойти к врачу, и потому врачей получается слишком много. 

FN: Как общественность оценивает реформы Квиташвили сегодня, по прошествии некоторого времени?

ЧФ: Его видят ещё одним персонажем из прошлого, представляющим партию, которую сильно недолюбливает 80-85% населения. Его не очень-то представляют как самостоятельную фигуру. 

FN: Почему его так быстро сняли с поста? Или это нормально для грузинского министра находиться на должности всего два года?

ЧФ: Это было нормально во времена Саакашвили, который уставал от людей. Квиташвили был выдвинут его другом, премьер-министром Гургенидзе, который был позже смещён.

FN: Что вы знаете о карьере и бизнесах Квиташвили в период, предшествовавший 2008-му?

ЧФ: Он получил американскую стипендию Muskie, изучал здравоохранение, занимал ряд позиций в негосударственных организациях в этой сфере. Он не врач, но у него есть реальные знания в политике здравоохранения.

FN: Что вы слышали о Квиташвили после его ухода с должности министра?

ЧФ: Люди, работавшие в министерстве в то время, когда он там был, до сих пор описывают Квиташвили как «шоколадного парня», что означает: хороший человек, но слишком мягкий. После министерства он стал ректором самого важного университета. Это было подозрительно, потому что закон о высшем образовании был изменён вроде бы специально под него, чтобы он мог занять эту позицию без учёной степени. Он не сделал для университета много. Студенты говорят, он охотно шёл навстречу и относился к ним дружественно, но не доводил дела до конца. 

FN: Как вы думаете, почему Хаиндрава негативно отзывается о Квиташвили?

ЧФ: Хаиндрава поддерживает тех, кто в оппозиции к «Национальному движению», уже много лет. Он не вызывает доверия. Но есть более объективные причины, чтобы оценивать период Квиташвили негативно.

«Кэти Долидзе в Грузии — вообще комический персонаж»

Журналистка FaceNews также собрала мнения грузинов, пожелавших остаться неизвестными.

Куратор, менеджер современного искусства: «На мнение Хаиндрава и Долидзе не очень можно положиться, потому что они оба — политики из оппозиционной к Саакашвили политсилы. Они явно проиванишвиливские, так что у них просто нет объективного мнения».

Менеджер неправительственной организации о Квиташвили: «Никогда этот человек не казался симпатичным, но конкретных обвинении не припоминаю. Большинство министров вообще во время Саакашвили были коррумпированными. И что касается здравоохранения в Грузии, то сервисы, доступные большинству — на очень низком уровне и часто недоступны меньшинствам. Я работала с инвалидами в регионах, и у них огромные проблемы с доступностью информации и сервисов. Кэти Долидзе — вообще комический персонаж в Грузии. Все мои друзья иронизируют, какой могла бы быть пресс-конференция. Один пишет: пресс-конференция о реформах Квиташвили? Хахаха». 

Своё мнение о Квиташвили высказал на hromadske.tv и пресс-аташе Посольства Грузии в Украине в 2005-2010 годах Бачо Корчилава. 

«Именно он заложил фундамент сегодняшней системы здравоохранения»

Грузинский тележурналист Георгий Гогиа (фото со страницы Гогиа в Facebook)
Грузинский тележурналист Георгий Гогиа (фото со страницы Гогиа в Facebook)

Журналист грузинского телеканала TV-3 Георгий Гогиа проживает в стране с 2008 года — как раз с момента назначения Квиташвили на должность министра. «Он был тихим министром, тише воды, ниже травы», — написал Гогиа о Квиташвили FaceNews. «Он не лидер. Думаю, мало кто его помнит сегодня в Грузии».

FaceNews: Что ещё вы можете сказать о Квиташвили как о министре?

Георгий Гогиа: Я лично не могу сказать, что это номер один министр, и самый эффективный менеджер. Министр в первую очередь менеджер, который распределяет ресурсы правильно. С точки зрения эффективности, не могу сказать, что он слабый. Но сегодня министр здравоохранения Грузии сильнее.

FN: Когда Квиташвили назначили министром, вызвал ли недовольство тот факт, что он не имеет медицинского образования? Как отношение к нему сменилось со временем?

ГГ: Нет, никакого недовольства не было. Например, наш министр энергетики Каладзе — вообще бывший футболист, но он успешный бизнесмен и менеджер. Когда в бюджете мало денег, то главное, чтобы человек имел навыки распределять ресурс, ограниченный, с наибольшей выгодой для государственной казны. Что часто расходится с интересами населения.

FN: Проводил ли он реформы в медицинской сфере? Что это были за реформы?

ГГ: Именно он заложил фундамент сегодняшней системы здравоохранения. То есть, сегодня в Грузии медицина в руках частного бизнеса, и у каждого гражданина Грузии есть страховка, которую оплачивает государство. В его время был первый этап этой реформы, который подразумевал для начала вывести на соответствующий уровень больницы и поликлиники страны, то есть, улучшить сервис и качество услуг в больницах.

FN: Ему это удалось?

ГГ: Ну да. Сегодня в Грузию приезжают лечиться из всех соседних стран. Не могу сказать, что здесь прям супер медицина и медицинский центр региона, но люди приезжают и лечатся. Даже из Абхазии и Осетии. И много из Азербайджана и Армении.

«Обслуживание и сервис сегодня в наших больницах иногда даже удивляет»

FN: И как вот вы лично считаете: то, что сегодня в Грузии медицина в руках частного бизнеса — это хорошо? И сколько государство будет страховку оплачивать? Я так понимаю, что в какой-то момент это упадёт на плечи каждого лично?

ГГ: Нет. Государство всегда будет платить за основную страховку. Но каждый может взять это в свои руки и получить более широкое обслуживание. Например, в госстраховку не входит зубной врач. У студентов один страховой пакет, у пенсионеров — другой, у всех остальных — третий. Государство оплачивает это. Что касается частного сектора, то я считаю, что так лучше. Потому что вырос уровень обслуживания. Обслуживание и сервис сегодня в наших больницах иногда даже удивляет. А это — потому, что больницы конкурируют за клиентов. Чем лучше сервис в больнице, тем больше клиентов придет лечится и, соответственно, больше сумма, которую заработает больница. Все просто. 

Этим летом моей маме было очень плохо, и нам пришлось обратиться в больницу. Это было в Самегрело, отдаленном от центра районе, далеко от столицы, около 400 километров. Так когда мы в больницу приехали, ее там, как в фильмах, сразу уложили, втыкали всякие приборы, трубки, брали анализы. 5 человек над головой стояли. Все быстро и оперативно сделали. Очень хорошо работали. Потом, когда положили — постоянно подходили, проверяли,обращали внимание. И все бесплатно. 

Но не все идеально. Страховка не покрывает 100% лечения. Иногда надо 10% от суммы стоимости лечения оплатить самому. Что не является большой суммой. Есть ещё негативы. Больницы ориентированы на финансовую победу. Но это относительный минус.

Поначалу большая часть населения просто осталась без медицинского обслуживания

FN: В чём же тут минус?

ГГ: В том, что есть услуги, которые страховка не покрывает. И они очень дорого стоят. И никто не сделает операцию, если не оплатить или не перечислить нужную сумму на счет больницы. Но сейчас это не так заметно.

FN: А когда было заметно?

ГГ: Не сразу так стало. Для этого потребовалось около пяти лет. Государство не смогло застраховать сразу всех, начали с детей и пенсионеров, а остальным было не по карману лечится, потому что дорого. Но сейчас такой проблемы нет. Абсолютно каждый гражданин Грузии застрахован, от рождения до смерти. Но качество стало расти сразу. После реформы менеджмент больницы вынужден бороться за клиента, что, в свою очередь, приносит выгоду и простым клиентам. Там, где есть конкурентная среда, всегда есть развитие и прогресс. Например, сегодня в Грузии строят уникальный в своем роде онкологический центр. 

FN: А что это за услуги, которые до сих пор себе многие не могут позволить?

ГГ: Не знаю, их не так много.

FN: Оперирование воспалённого аппендицита входит в страховку?

ГГ: Страховка покрывает операции стоимостью до 15 000 лари, что равняется примерно 9 тысячам долларов. Да, аппендицит оперируют по страховке.

FN: А что люди делают, если лечение не входит в страховку, а денег нет? Есть какие-то механизмы, что делать, если нужно лечиться, а денег не удалось накопить заранее?

ГГ: В таком случае, люди обращаются в Министерство здравоохранения и соцпомощи, или в разные фонды. Например, в Грузии бесплатно лечатся от лейкемии, рака груди, СПИДа. И есть перечень тяжелых заболеваний, которые финансируются другими органами, фондами, и так далее. Но есть случаи, когда не удается найти деньги в фондах и министерстве. Тогда люди продают дома, или машину, или берут кредиты. Говорят, что такое тоже бывает, но я никогда с таким не сталкивался.

«Я лично не понимаю, зачем нужны министры-иностранцы. Неужели своих мало?»

FN: А кто такой Георгий Хаиндрава и почему он ругает Квиташвили?

ГГ: Хаиндрава - один из оппозиционеров. Не самый видный, и не самый влиятельный в стране человек. О Квиташвили ничего плохого сказать не могу. Просто знаю, что этот человек думает, как менеджер. Он думает о государственных доходах и эффективности системы. И зачастую такое мышление может привести к недостаточному вниманию к интересам общества. Тот же пример с реформой: сначала большинство грузинов столкнулись с полной недоступностью для них медицины. Вообще-то, если честно, я лично не понимаю, зачем нужны министры-иностранцы. Неужели своих мало? У вас же так много кадров, которые получили образование заграницей и хорошо знают свое дело…

FN: Российский  Первый канал сообщал следующее: «Была карикатурная программа — 100 новых больниц, когда они передвигались с бутафориями из деревни в деревню, из города в город и открывали виртуальные больницы. А на самом деле они разграбили систему здравоохранения», — говорит лидер партии «Грузинское собрание» Джонди Багатурия». В Украине это источник, которому никто не доверяет. В данном случае можно ли доверять ему? Кто-то кроме Багатурии критиковал эту программу?

ГГ: Багатурия — это пророссийский, мелкий, никому неизвестный оппозиционер. Доверять — нет конечно, я думаю, что он и сам не верит тому, что говорит. Тем более, когда слушает себя по Первому каналу.

FN: Почему Квиташвили покинул пост министра через два года? Два года - это ведь довольно быстро. Сколько в Грузии положено быть на посту министра?

ГГ: Вот почему покинул — не знаю, если честно. [Ищет на грузинском] Ничего конкретного нет. Написано, что просто сняли, а потом поставили нового. Рядовая перестановка, такое часто было во время Саакашвили. Но, скорее всего, это связано с тем, что не было результатов в его реформе, таких результатов, которыми можно было бы апеллировать.

FN: Почему Квиташвили предпочёл оставить родную страну сейчас?

ГГ: Потому что в Грузии до сих пор нет достаточной политической культуры. И когда во главе новая власть, она всегда пытается посадить старую за решетку. А за что — всегда и везде найдется. На таких местах чистые и незапятнанные не сидят. К тому же, в Грузии политизированная прокуратура.

 ***

Выходит, Квиташвили — милый и обходительный грузин, левой задней ногой осуществивший первый и самый неудачный этап реформы здравоохранения в Грузии и пробывший на посту министра лишь два года. С другой стороны, у менеджера от медицины — хорошее образование и явно сильные коммуникационные навыки. В Грузии он был частью единого движения, и в его неудачах — доля неудач системных. В Украине у Квиташвили — второй шанс. Сможет ли новый министр найти общий язык с общественностью и работниками своей отрасли, чтобы добиться всеобщего сотрудничества на благо украинской медицины?

И главный вопрос: а заинтересован ли Квиташвили в этом вообще? Судя  по ответам респондентов, сложно понять, как вообще видит реформы этот новоприбывший. Преследования докторов, население на многие месяцы без медицинского обслуживания… Ведь эти элементы реформы могут повториться и в Украине. Очевидно, с приходом этого министра общественности стоит тщательно следить за его действиями.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини