xcounter
Calendar Icon

От Астаны до Минска. Возможна ли новая линия фронта для Путина (продолжение)

26.12.2014 15:59

Последняя новость: Беларусь будет первой председательствовать в Евразийско экономическом союзе в следующем году. По-видимому, такое решение призвано внушить Александру Лукашенко мысль о его важной роли в будущности новоиспеченной организации и тем самым хотя бы на год избавить Кремль от его крикливой критики.

Последняя новость: Беларусь будет первой председательствовать в Евразийском экономическом союзе в следующем году. По-видимому, такое решение призвано внушить Александру Лукашенко мысль о его важной роли в будущности новоиспеченной организации и тем самым хотя бы на год избавить Кремль от его крикливой критики.
Президент Беларуси Александр Лукашенко
Президент Беларуси Александр Лукашенко

Первую часть статьи читайте здесь.

За нее «батьку» уже успели назвать в Госдуме РФ предателем. Но проблема состоит не в отсутствии хороших манер и чувства благодарности у белорусского президента. Лукашенко – зубр политики. На своем посту – с 1994-го. «Мотает», так сказать, четвертый срок. В следующем году замахнется, по-видимому, на пятый. Он по поводу предстоящих выборов уже, собственно, предупредил: «Даже если весь мир выйдет сегодня против Лукашенко, он все равно станет президентом, если он этого захочет!» Слегка эпатажно, конечно, но в присущей ему манере. Лукашенко ведь не хуже Жириновского знает, когда нужно сыграть на публику и подпустить эмоций, чтобы добиться нужного эффекта. И необходимых преференций. В своем заключительном выступлении на московском саммите он как раз это и продемонстрировал. Обозначив не только круг проблем (нет свободного движения товаров через границы, нет благоприятных режимов доступа к национальным госзакупкам, есть козни Росссельхознадзора против белорусских товаров и т.д.), но и призвав уважать всех белорусов в его лице. Филиппика адресовалась журналистам, но, как это обычно бывает с Александром Григорьевичем, не только им. С ним и Беларусью должны считаться – таков лейтмотив. Риторика в общем-то обычная для Лукашенко. Он использует ее практически всегда, едва только между Москвой и Минском пробегает какая-то черная кошка. Добавляя всякий раз новые примеры «неуважения», увеличивая эмоциональный градус и вводя свои контрмеры против обидчика – России. До сих пор весь этот механизм работал безотказно. Но то были времена сравнительно вегетарианские. Чем может обернуться демарш Лукашенко сегодня, когда Россия потихоньку рушится под натиском санкций и низких цен на нефть? Может ли это вызвать настоящую конфронтацию с Москвой? Чтобы на такие вопросы, нужно понять, где белорусский лидер блефует, а где имеет в прикупе джокер.

«Евангелие от Луки»: крик есть рейтинг

Пробки на российско-белорусской границе
Пробки на российско-белорусской границе

Что предпримет Лукашенко, если с ним считаться не будут, он показал в те несколько недель, которые предшествовали московскому саммиту. В ответ на «глупую и безмозглую» (его терминологический пул) политику России с ограничениями поставок белорусского продовольствия Лукашенко распорядился установить контрольные пункты на границе с РФ, создав в местах пропуска огромные заторы. А запрет на транзит через территорию России грузов, следующих из Беларуси в третьи страны, отзеркалил собственным запретом: в Россию перестали пропускать транзитные поставки электронной промышленности из Калининграда.

Все это сопровождалось довольно громкими заявлениями.

Российские СМИ быстренько растиражировали заверения Лукашенко в боеготовности Беларуси: «Все должны понимать, что никому не будет позволено разговаривать с нашей страной с позиции силы. Мы не гигантское государство, не обладаем мощью ядерного оружия, но наша армия достаточно боеспособна, чтобы ответить на любую угрозу. И не только армия, весь народ. Поэтому мы будем беречь свой кусок земли, свою государственность и свою независимость. Мы не ставим своей целью развязать войну, но обязаны делать все от нас зависящее, чтобы обеспечить военную безопасность и социально-политическую стабильность в обществе».

Главнокомандующий и его армия
Главнокомандующий и его армия

Вытаскивать в качестве козырной карты армию – жест, не очень отвечающий реальным возможностям республики. Даже в сравнении с вооруженными силами Украины, которые на начало 2014 года, то есть до российской агрессии, составляли 168 тысяч человек, белорусские ВС выглядят довольно скромно – их численность на сто тысяч меньше. О России и говорить нечего – 766 тысяч на 1 января 2013 года (и весьма вероятно, что два последних года сыграли здесь лишь на увеличение). Защищаться, в случае чего, Беларусь, конечно, будет. Но вот с какой степенью патриотизма – сказать ныне трудно.

Еще три года назад соцопросы показывали, что лишь треть белорусов (если точно – 31,4%) выступали за объединение с Россией в составе одного государства. Против же высказывалась чуть ли не половина граждан (47,8%). Выбор между ЕС и РФ был также не в пользу Москвы. За Российский вектор высказывались 35,3%, за европейский – 44,5%. То есть «контрольного пакета акций» не было ни у одной из сторон, но тенденция намечалась совершенно определенная: гудбай, Путин. Такие настроения позволяли Лукашенко, абсолютно не желающему менять статус президента на статус какого-нибудь «губернатора Белорусской области», пугать Россию «новой Чечней» в окрестностях Минска. Он говорил об этом чуть раньше, в 2009-м, но уже имея в виду устойчивое на тот момент направление дрейфа общественного мнения белорусов. «Ведь здесь наши «отморозки», их немного, пускай 2, пускай 3 процента, но это самые активные, самые амбициозные, самые-самые «отмороженные» в любом обществе. Они готовы развернуть «национально-освободительную войну». Им нужен повод», – восклицал Лукашенко. (При этом, кстати, он указывал, откуда эти горячие головы могут получить оружие – из Украины, Прибалтики, Польши.) Однако события в Украине (расстрел Евромайдана и аннексия Крыма – фактически даже без учета всего того, что произошло позже, на Донбассе) в значительной степени изменили мнения белорусов о том, куда им следует двигаться и какую цену за это движение стоит платить. Как свидетельствуют результаты соцопроса, обнародованные в апреле текущего года, доля симпатиков идеи слиться в объятиях с Россией по сравнению с 2011 годом даже незначительно, всего на пару процентов, уменьшилась – до 29,3%. Но при этом куда значительнее сократилось число тех, кто выступает за интеграцию с Европой – до 30,2%. Но самое главное – граждане страны в массе своей склонились к той точке зрения, что лучшее будущее (каким бы его ни рисовали) не стоит крови людей. Таких 78%. А явных оппонентов этому мнению – всего лишь 14,1%.

Эти данные, разумеется, не могут свидетельствовать в пользу того, что белорусы откажутся защищать свою страну в случае внешней агрессии. Но они все же говорят о достаточно сильных пацифистских настроениях в социуме.

С учетом того, что гражданское общество в Беларуси находится в зачаточном состоянии, приходится отчасти согласиться с предположением, высказанным в одном из изданий Казахстана. «Дефицит» гражданского общества, характерный и для Беларуси, и для Казахстана как авторитарных государственных конструкций, может обернутьтся тем, что в обеих странах некому будет с оружием в руках отстаивать национальные интересы. Лукашенко, как и Назарбаеву, в случае возникновения реальной угрозы останется опираться лишь на то, что он сам как правитель выпестовал – на госаппарат, в том числе на его репрессивную часть, и на армию. Которая, повторим, не слишком велика.

Однако, с другой стороны, резкое выступление Лукашенко – это, помимо прочего, желание сфокусировать внимание белорусов на внешней угрозе. Если не создать, то хотя бы наметить образ врага. А из себя слепить фигуру защитника Отечества. И вокруг этого сплотить народ.

Следует заметить, что Лукашенко не раз и не два удавалось взметать ввысь собственные рейтинги (что всегда служит делу объединения граждан вокруг идей вождя), высказываясь по внешнеполитическим вопросам. Один из недавних подъемов популярности случился по итогам первого квартала текущего года и был связан с событиями в Украине. Оценки ситуации белорусским лидером (смена власти в Киеве, Крым, федерализация Украины) существенно разнились с теми, что пытался вдалбливать России и миру Кремль. Да, говорил Лукашенко, в Киеве произошел конституционный переворот, но при этом Янукович ведь и сам виноват – он сбежал. «Ну какой он для меня президент?» Крым? «Почему ушли? Почему вывели военных оттуда?» Федерализация? «Это пианино, на котором будут играть с одной стороны – одни силы, с другой – другие, в том числе внешние, и это навсегда дестабилизирует обстановку и приведет к дальнейшей эскалации конфликта».

Подобные тирады призваны придать президенту Беларуси лоск самостоятельного, не зависящего от Кремля, политика. Причем такого, при котором обыватель может рассчитывать на то, что украинская ситуация здесь не повторится. Не случайно же Лукашенко весной пошутил: «Доверьте нам эту страну, и к концу года мы обеспечим там и стабильность, и единство народа, и целостность государства». Все это в совокупности дало свои плоды: по данным национального опроса Независимого института социально-экономических и политических исследований, в марте электоральный рейтинг президента Белоруссии составил 39,8%, «потяжелев» на 5% по сравнению с показателем декабря 2013-го. Еще ощутимее выросла доля тех, кто доверяет главе государства – до 45,9% с декабрьских 37,7%. Конечно, это не «путинское большинство», но все же немало для страны, где есть авторитаризм, но отсутствует параноидальный шовинизм. Следует также учесть, что рейтинг Лукашенко вырос в тот период, который никак нельзя было назвать благополучным с экономической точки зрения.

Последний момент – весьма показательный: чем хуже будут обстоять дела с экономикой в стране, тем вероятнее, что Лукашенко в своей риторике будет играть на внешнеполитических струнах. При этом надо иметь в виду, что тональность его выступлений может абсолютно не влиять на подписание Беларусью каких-либо документов международного характера. Ну в самом деле: не помешал же боевой запал «батьки» официальному Минску проголосовать в ООН против резолюции о территориальной целостности Украины.

Беларусь проголосовала против резолюции ООН в поддержку территориальной целостности Украины. Зеленым выделены страны, поддержавшие резолюцию, желтым – те, кто воздержался, красным – голосовавшие против

Парадоксальным образом украинский кризис для Лукашенко – палка о двух концах. С одной стороны, он дает повод для громких заявлений, отвлекающих население страны от мыслей о накопившихся экономических проблемах. А с другой – санкции против России, аннексировавшей Крым и развязавшей бойню на Донбассе, вкупе с падением цены на нефть, отражаются на благополучии Беларуси самым серьезным образом. Если даже допустить, что завтра в Украине установится мир и спокойствие, то остается неясным, каким образом Лукашенко будет утихомиривать свой собственный народ, для которого вновь на первый план выйдут проблемы экономики. 

Принцип транзитера, или экономная экономика Беларуси

Юрий Шевцов
Юрий Шевцов

Директор минского Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов считает, что резкие выступления Александра Лукашенко (в том числе его призыв «прекратить молиться» на Россию и «любой ценой» выходить на новые рынки сбыта) означают не изменение внешнеполитического курса, а обеспокоенность состоянием экономики РФ и возможными последствиями этого фактора для Беларуси. «Обесценивание российского рубля Белоруссию почти не затронуло, – говорит Шевцов. – Белорусский рубль почти не дешевеет. Но резко сократилась емкость российского рынка и все, кто экспортируют что-то в Россию, столкнулись с сильным падением доходности. То есть понятно, что республика понесет заметные потери от российского кризиса. Но это произойдет немного позднее, чем в России».

Тот факт, что Лукашенко в качестве новых потенциальных потребителей белорусского мяса и молока называет американцев (он полагает, что они все это с удовольствием съедят), может показаться блефом и желанием досадить России, где продажи, по словам белорусского президента, снизились на 40%. Но просто холостым выстрелом это все-таки назвать нельзя.

Минские переговоры - один из способов Лукашенко ''задружить'' с Западом
Минские переговоры – один из способов Лукашенко «задружить» с Западом

Посредническая деятельность Минска в переговорах между Украиной и представителями «ДНР» и «ЛНР» (сам Лукашенко, правда, предпочитает называть себя организатором, а не посредником) привела к тому, что Запад, как констатирует все тот же Шевцов, «фактически снял дипломатическую блокаду Белоруссии. Наша страна находится под санкциями ЕС и США давно. Но сейчас санкции де-факто резко ослаблены». То есть своим содействием разрешению украинского кризиса Лукашенко добился по крайней мере потенциальной возможности переориентировать часть своего экспорта с российского на другие рынки. За заигрывание с Западом ему в России уже предложили вспомнить о судьбах Каддафи, Милошевича и Хусейна, которые пытались «дружить» с США. Однако на самом деле у Лукашенко и не было особых вариантов для того, чтобы получить какой-либо иной рычаг воздействия на Путина. Слишком уж уязвима страна красно-зеленого флага в торгово-экономическом смысле.

Пророчества России для Лукашенко
Пророчества России для Лукашенко

По данным Министерства иностранных дел Беларуси, республика поддерживает торговые отношения более чем со 180 государствами мира. При этом ее основным торговым партнером является Российская Федерации – более 40% белорусского экспорта и более половины объема импорта. На втором месте по товарообороту Европейский Союз – более 30% белорусского экспорта и пятая часть импорта. С Киевом у Минска также достаточно оживленные торговые связи – 15-20% белорусского экспорта приходится на Украину.

Спад торгового оборота между Россией и Беларусью был зафиксирован и в 2013 году
Спад торгового оборота между Россией и Беларусью был зафиксирован и в 2013 году

При этом сам Лукашенко на встрече с Петром Порошенко подчеркнул, что, несмотря на сложную ситуацию на Донбассе, товарооборот между Украиной и Беларусью не упал, а даже вырос. А по контрактам нет никакой задолженности с оплатой. В то же время товарооборот между Беларусью и Россий, по данным Минэкономразвития РФ, за девять месяцев текущего года снизился на 4,5%. Потери существенные, особенно если перевести их в абсолютные цифры – $1,3 млрд. А также вспомнить о показателях прошлых лет. Если с Украиной товарооборот в 2013 году составил всего $6,25 млрд, то с Россией – $39,7 млрд (хотя справедливости ради следует отметить, что 2013-й – также был годом проседания торговли между Россией и Беларусью).

Естественно, что при такой ситуации в спешном порядке найти подходящую замену российскому рынку для Минска просто нереально. И срок в три недели, которым озадачил Лукашенко своих министров и который заканчивается фактически в новогоднюю ночь, выглядит затеей из анекдота про китайцев времен Мао – получить урожай в течение суток. Это все, конечно, игра на публику. Однако визит в Киев свидетельствует о том, что помимо популистских заявлений Лукашенко предпринимает и совершенно конкретные шаги в направлении диверсификации экспорта. И тут следует принимать во внимание не его тираду о готовности помочь Украине за день (если Порошенко озвучит, в какой именно помощи страна нуждается), а то, что президент Украины со своей стороны также предложил руку помощи – в отношениях Минска со странами Евросоюза в рамках программы «Восточного партнерства». Дело здесь, разумеется, не в цифрах возможной финансовой помощи – они невелики (например, на ближайшие три года ЕС и Совет Европы анонсировали общую помощь для всех шести стран бывшего СССР, задействованных в проекте, всего на сумму 33,8 млн евро). Но это еще одна возможность снять с президента Беларуси «черную метку», в свое время поставленную на него и его режим Евросоюзом. И это явное предложение дистанцироваться от России.

В некотором смысле часть стран Европы должна быть признательна Лукашенко за «посильную» помощь в преодолении антисанкций Москвы. Полные иронии и сарказма комментарии по поводу наводнивших российский рынок мидий и креветок «производства Беларуси» (кончившиеся, как и ожидалось, таможенными барьерами со стороны России) – пустяк по сравнению с красноречивым жестом примирения между Минском и Европой. Ради того, чтобы заполучить очередного союзника в борьбе с Кремлем, Запад готов на некоторые вещи закрыть глаза.

Это случалось и в более комфортные времена, когда Россию еще не записывали в изгоя. Нынешние условия не только дозволяют поступать подобным образом, а даже требуют подобной стратегии от ЕС. Вряд ли это будет делаться под звуки громких заявлений, но то, что это будет делаться – сомнений не вызывает. Это, собственно, и дает Лукашенко шанс если не на открытую конфронтацию с Путиным (на которую он если и пойдет, то только в крайнем случае, в ответ на какую-нибудь необъявленную войну Кремля), то на использование удобного положения страны-транзитера. Пограничного столба на границе между Евроазиатским экономическим союзом и ЕС.

Кстати, Лукашенко при заключении Таможенного союза выдвинул весьма характерную идею «интеграции интеграций» (в некотором смысле перекликающуюся с предложением Путина – считать ТС не формированием альтернативного ЕС полюса в Европе, а устойчивого регионального блока, способного более успешно сотрудничать с ЕС, чем отдельные страны). «Эта идея, – подчеркивает Юрий Шевцов, – сохраняется в качестве основной позиции официального Минска по европейской и евразийской интеграции. Белоруссия мыслится как точка смычки обоих интеграционных процессов, но без балансирования между ними. Выбор властей республики сделан в пользу Евразийского союза. Но в силу географического расположения страна постарается выступить связующим звеном со стороны Евразийского союза относительно Европейского Союза. Минск попытается развивать все виды коммуникаций с ЕС и Евразийским союзом, региональную безопасность, экономическое сотрудничество, как с ЕС в целом, так и с соседними странами ЕС в частности».

Звучит почти благостно. И это действительно можно рассматривать как один из сценариев при условии, что России удастся каким-то невероятным способом устоять перед натиском санкций и нефтяным обвалом. На случай же, если этого не произойдет, Александр Лукашенко уже сформулировал принцип, которым необходимо руководствоваться: главное – «не броситься в омут за Россией». Как говорится, ничего личного. Чистая прагматика. Как и у президента Казахстана Нурсулстана Назарбаева.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини