xcounter
Calendar Icon

«Электромобиль — не для наших условий». Украинский изобретатель рассказал, что мешает развитию новых технологий

28.01.2015 13:53

«Трабант», переделанный киевлянином Сергеем Чернявским в электромобиль, известен многим энтузиастам альтернативного транспорта.

«Трабант», переделанный киевлянином Сергеем Чернявским в электромобиль, известен многим энтузиастам альтернативного транспорта. О нем написано уже много материалов. Автору этой удалось увидеть это уникальное транспортное средство на ходу шесть лет назад. Ездил «Трабант» вполне пристойно, и если рассматривать электромобиль не как роскошь, а как средство передвижения, им вполне можно было пользоваться для коротких поездок. Конструкция оказалась довольно эффективной (хотя и не идеальной) благодаря малому весу культовой немецкой малолитражки. Автор электрического «Трабанта» переделывал автомобили для желающих, хотя считал свое увлечение скорее хобби чем серьезным заработком. Сейчас Сергей Чернявский настроен несколько скептически в отношении самодельных электромобилей. Свое видение он изложил в интервью FaceNews.
Сергей Чернявский (фото: autopilot.kiev.ua)
Сергей Чернявский у капота своего детища (фото: autopilot.kiev.ua)

FaceNews: Сергей, имеет ли смысл сейчас делать электромобиль?

Сергей Чернявский: Нет. Это слишком дорого. Основная проблема – в том, что в Украине не производятся комплектующие. Мы даже электродвигатели не делаем. Их приходится закупать или в России или в Болгарии. Заказать, привезти, растаможить электродвигатель дорого. Мы не делаем литий-ионных батарей, контроллеров управления двигателем. Зарядных устройств тоже не делаем, хотя в принципе можно заряжать от недорогих китайских устройств. Но тут все зависит от мощности автомобиля. От бытовой розетки вы его будете заряжать часов 12.

Таким образом, комплектующие по-любому приходится закупать за границей, у нас ничего нет.

Другая проблема переделки обычного авто в электромобиль – при этом не соблюдается развесовка по осям. Т.е. комплектующие разложены по машине конструктивно неправильно, вес не в том месте, где заложено конструкцией в бензиновой машине. Аккумуляторы много весят, поэтому их нельзя помещать под капот. На место бензинового двигателя поставить электрический, который весит килограмм 70, можно. Останется еще немного места под капотом. А остальное куда? Куда положить еще 200 кг аккумуляторов? В багажник нельзя, багажник рассчитан на 50-60 кг. Поэтому их надо раскладывать в середине базы, т.е. там, где люди должны сидеть.

Электромобиль имеет не такую конструкцию, как бензиновый автомобиль. Распихивать по всему корпусу той же «Таврии» аккумуляторы, запихивать их во все возможные дырки – это не выход.

Знаменитый «Трабант» (фото: c-a.d-cd.net)
Знаменитый «Трабант» (фото: c-a.d-cd.net)

«При нынешних ценах все это невыгодно»

FN: Сколько сейчас стоит переделать, к примеру, «Таврию» в электромобиль?

СЧ: Чтобы такая машина была способна проехать 50-60 км, одних только аккумуляторов надо почти на $4 тыс. Плюс электродвигатель, контроллер, зарядное устройство, кабели, контакторы и т.д. По нынешним ценам переделка «Таврии» будет стоить порядка $7 тыс. Если перевести это все на бензин, то на той же «Таврии», которая кушает 5-6 литров на 100 км, вы сможете ездить ближайшие 6-7 лет. А на электромобиле вы столько не проедете, потому что через 5 лет надо опять поменять аккумуляторы, что будет стоить еще $4 тыс. При нынешних ценах все это невыгодно.

FN: Было бы это выгодно, если бы Украина делала хотя бы аккумуляторы?

СЧ: Мы делаем обычные кислотные аккумуляторы, которые весят больше чем литий-ионные в два раза, и дешевле в 5-6 раз. Но у них и циклов всего лишь 300-400, тогда как у литий-ионных – 1500 циклов.

FN: Но ваш «Трабант» ездил на свинцовых аккумуляторах?

СЧ: Да, потому что не нужно было большое расстояние. И этих аккумуляторов хватило на один год. И все. На борту у меня стоял бензиновый генератор, но он заряжал машину только тогда, когда она стояла. Большой генератор, который будет поддерживать движение, и бензина будет кушать много. Здесь чудес не бывает, это обыкновенная физика.

FN: Коммерческие гибридные автомобили стоят еще дороже, чем переделка…

СЧ: Так в том-то и дело. Первое, что в Украине появилось, это гибрид Toyota Prius. Она на электротяге могла проехать до 15 км всего лишь. Потом были и Nissan Live и другие модели. Все они под €30 тыс. стоят. Цена у них большая.

Есть и китайские электромобили, они дешевле – где-то до €30 тыс. Но они укомплектованы не литиевыми, а гелиевыми аккумуляторами, это кислотники. У них чуть-чуть выше ресурс, но если каждый день пользоваться машиной, ездить на работу-с работы, вам все равно через год надо будет их поменять. А это в гривнах около 10, а то и 15 тыс..

«Трабант» имело смысл переделывать потому что эта машина весит 420 кг, и для нее хватит маленьких аккумуляторов. Чем легче машинка, тем дешевле её комплектация. У меня мотор был всего лишь на 3 кВт, ему не требовались большие аккумуляторы. Чем тяжелее автомобиль – тем мощнее мотор и аккумуляторы, в арифметической пропорции, тем все дороже. И «Камаз» можно сделать электромобилем. Но какой в этом смысл, если он будет возить полный кузов аккумуляторов?

Возьмите любой китайский электромобиль. Он весь пластмассовый. Многие панели пластмассовые. Он максимально облегчен. Потому что чем легче машина, тем меньше мощность двигателя.

Под капот помещается электромотор и пара аккумуляторов (фото: autopilot.kiev.ua)
Под капот помещается электромотор и пара аккумуляторов (фото: autopilot.kiev.ua)
«Электромобили – не для Киева»

FN: Вообще имеет смысл покупать китайские электромобили?

СЧ: Их привозили, пытались ими торговать, но это не для Киева. У нас очень большие перепады высот, горки, подъемы, на подъемах светофоры, и тронуться на такой слабенькой машинке очень тяжело. Надо затрачивать ресурсов очень много. Электромобиль быстро трогается с места при хорошем двигателе, но хороший двигатель кушает энергию. А раз он кушает её, значит, ею надо запастись. С собой везти. Вот и все. Т.е. эта энергия стоит денег.

Та же «Таврия» с аккумуляторами за $4 тыс. ездит не очень. Но если вы поставите за семь тысяч аккумуляторы, конечно, эта «Таврия» будет асфальт рвать. Вопрос вот в этом рывке – если тронулись с места, то вы тратите энергию. На бензиновом автомобиле надавив на педаль, вы тратите бензин, а в электромобиле – электроэнергию, вы теряете лишних 5-6 км в пробеге, если резко тронулись с места. Электромобиль – это сложная конструкция, она не для наших условий. Обязательно надо батареи. С двигателем можно было бы разобраться, вот батареи – это самое основное.

FN: Никто у нас не собирается наладить выпуск этих батарей в Украине?

СЧ: Нет. Для этого должен быть рынок, а не единичные люди, которые делают электромобили и могут купить батареи.

FN: Можно ли сказать, что сейчас нельзя сэкономить, переделав свой автомобиль в электромобиль?

Да. Ко мне обращаются разные люди с такой просьбой, и я всем говорю:

– Что вы хотите сэкономить?

– Бензин, который сейчас по 16 грн.

– Поставьте газовую установку, и вы сэкономите половину. Газ вполовину дешевле бензина.

FN: А сколько стоит переделка на газ автомобиля ориентировочно?

СЧ: Газовую установку 3-4 поколения можно поставить в Киеве за $650. При этом новую бензиновую машину никто не переделывает. Переделывают машины 15-20-летней давности. Все у неё заточено, и двигатель, и все, под эти установки, и все это будет работать. Вот человек и сэкономил.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини