xcounter
Calendar Icon

Последний транш МВФ. Почему Украине могут перестать давать деньги

29.01.2015 22:25

Возможность приостановки финансирования программы МВФ в Украине обсуждается с декабря. За это время можно было услышать самые разные мнения на этот счёт, но эксперты, опрошенные FaceNews считают, что деньги будут все же выделены. Другое дело, что фонд требует реформ, а украинское правительство их, похоже не спешит проводить, поэтому каждый следующий транш МВФ действительно может стать последним.

Возможность приостановки финансирования программы МВФ в Украине обсуждается с декабря. За это время можно было услышать самые разные мнения на этот счёт, но эксперты, опрошенные FaceNews считают, что деньги будут все же выделены. Другое дело, что фонд требует реформ, а украинское правительство их, похоже не спешит проводить, поэтому каждый следующий транш МВФ действительно может стать последним.
Эксперты о новом транше МВФ: скорее всего, будет (фото: 2000.ua)
Эксперты о новом транше МВФ: скорее всего, будет (фото: 2000.ua)

Андрей Блинов
Андрей Блинов
Андрей Блинов, экономист, руководитель проектов «Лиги финансового развития» «У меня ожидания очень позитивные»

«Сейчас можно говорить о том, что все идет к тому, что прежняя программа stand-by, которая началась в апреле-мае 2014 года, после выделения двух траншей будет остановлена. Это связано с тем, что Украина подала заявку на новую, более длинную программу, Extended Fund Facility (EFF). Такие кредиты уже были в украинской истории несколько раз, сроком на четыре года. Нынешняя программа была на два года.

Заявка на новую программу официально принята МВФ, о чем заявляла и директор-распорядитель Кристин Лагард. Этот вопрос сейчас обсуждается. Думаю, выделение этих денег, стартовые транши и второй транш, будет больше обусловлено, геополитическим решением, собственно, решением ключевых акционеров МВФ, т.е. ряда национальных правительств. А дальнейшее продвижение по программе этого кредита, действительно, будет очень сильно зависеть от реформаторской программы украинского правительства, как и прежде. Поэтому, в принципе, у меня ожидания очень позитивные. Думаю, что в течение ближайшего месяца соглашение будет подписано.

Но в любом случае нужно понимать, что средства поступят не ранее начала марта. Причина – технические процедуры. В Киеве работает миссия МВФ, может быть, срок её работы будет несколько продлен. Миссия, конечно, приехала сюда уточнять предыдущий меморандум, но, в принципе, может и готовиться как бы заодно и к принятию нового, который, как это уже ясно, по целому ряду положений будет повторять прежний.

По моей информации, сейчас ключевые вопросы в переговорах связаны с тотальным дефицитом в системе «Нафтогаза». Решается, каким образом эту проблему можно решить».

«Есть две проблемы»

«Другой вопрос, который не удалось решить в прошлом меморандуме, связан с резким повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Таким образом предполагается сократить дефицит «Нафтогаза». Тут есть две проблемы.

Первая – это то, что у «Нафтогаза» значительная доля убытков связана не с тарифами, а с неэффективной системой управления и обслуживанием собственных долгов, что напрямую не имеет отношения к операционной деятельности по тарифам и продаже газа, и второй момент – это огромная девальвация. Сейчас импортный газ дорожает быстрее, чем растут тарифы, а тарифы, как известно, выросли очень существенно за прошлый год.

Вторая проблема – обменный курс. На сегодняшний день существует фактически четыре разных обменных курса:. так называемый социальный, связанный с индикативным курсом, курс, по которому меняют банки (вернее, они готовы принимать валюту, но не продают), есть курс, по которому работает карточный рынок (транзакции по международным платежным системам), так называемый серо-черный курс, это и курс наличного рынка, и неофициальный межбанковский курс. Последний курс, предполагает доплаты к официальным межбанковским транзакциям между экспортерами и импортерами по более реальному курсу, который в последнее время колеблется в пределах между 20 и 21 гривной за доллар. Наличие сразу нескольких курсов – это вторая проблема, её видит МВФ и достаточно жестко говорит об этом.

Третья проблема – общая нереалистичность бюджета, который был принят впопыхах. Многие меры, которые там прописаны, выглядят либо крайне несбалансированными, либо неэффективными, и совершенно понятно, что в любом случае, как бы ни сложилась сейчас ситуация, бюджет будет приниматься еще раз, чего никто не скрывает».

Дмитрий Боярчук
Дмитрий Боярчук
Дмитрий Боярчук, исполнительный директор Центра социально-экономических исследований «CASE Украина»: «Решение о выделении денег можно ожидать в феврале»

«Сейчас мяч на нашей стороне. У МВФ – очень четкие правила выделения средств, к МВФ обращаются, как правило, страны с «больной» экономикой, и он выделяет средства, грубо говоря, только в обмен на «лечение». Если мы соглашаемся пройти «курс лечения», провести радикальные реформы, тогда под это выделяются средства. Если нет, то денег не дадут. При этом в задачи МВФ не входит стабилизация стран с текущими военными конфликтами. МВФ занимается экономикой, а не войной.

Поэтому, с учетом того, что мы приняли не выдерживающий никакой критики бюджет с огромным дефицитом, то нам надо его пересмотреть и урезать в соответствии с рекомендациями. Тогда все у нас будет хорошо. Если нет – будет плохо. Решение – за нами. Думаю, что после результатов визита будет выработан список вопросов, которые мы должны будем доработать. Тогда решение о выделении денег можно ожидать в феврале».

Ярослав Жалило
Ярослав Жалило
Ярослав Жалило, заместитель директора Национального института стратегических исследований: «Украина нуждается в деньгах, и МВФ это понимает»

«Как заявила министр финансов, ожидается, что деньги будут выделены в конце февраля-начале марта. Насколько мне известно, переговоры проходят по плану. Оснований о каких-то других предположениях у меня нет. Просто Украина действительно нуждается в этих деньгах, и МВФ это, в принципе, понимает, и, как правило, он выделяет ресурсы, если они критически необходимы.

Конечно, если будет задержка, то это отрицательный сигнал со стороны МВФ. Это означает, что что-то где-то не соответствует, что мы может, выделим, а может, и нет, это ухудшит ожидание и затормозит, может быть, решения инвесторов, которые могли бы потихоньку снова начинать интересоваться украинской экономикой. Мы знаем, что ожидается конференция доноров весной. Оптимально было бы, чтобы к тому времени уже было позитивное решение МВФ. Это было бы хорошо и для доноров и для отечественных субъектов. Понятно, что это будет дополнительный сигнал, который будет работать и в сторону девальвации, и в сторону ухудшения ожиданий перспектив украинской экономики. Это отрицательно, конечно. Если мы сегодня уже говорим о том, что нам критически нужен этот кредит, и что мы его ожидаем, ведем переговоры, мы на него рассчитываем, и отрицательные сигналы со стороны фонда будут плохо восприниматься».

Сергей Киселев
Сергей Киселев
Сергей Киселев, координатор экономических программ Школы политической аналитики при НаУКМА: «МВФ взял паузу»

«В настоящее время уже около года действует международная кредитная линия stand-by со стороны МВФ, которая рассчитана на 17 млрд долл. Часть финансирования по этой программе мы получили – 3,2 млрд долл. мае и в сентябре – 1,4 млрд долл.

В прошлом году речь шла о том, что мы, возможно, третий или даже четвертый транш мы должны были получить в декабре 2014 года. Там речь шла о суммах где-то до 3 млрд долл, точнее, 2,7 млрд долл. Третий транш получен не был. Одна из причин этого – у нас были выборы, а после выборов формировалась коалиция. МВФ, как правило, старается переждать избирательные кампании.

Таким образом, МВФ взял паузу. Считается, что среди причин, этого были и некоторые вопросы экономического характера, в том числе невыдерживание так называемых «экономических маячков», основных макроэкономических показателей.

Сейчас речь идет либо о продолжении этой программы, либо о переводе на другую программу, так называемую Extended Fund Facility (EFF). Последнее более предпочтительно для Украины в плане сроков предоставления финансирования и сроков погашения кредитов. Если по программе stand-by сроки предоставления финансирования составляют порядка полутора-двух лет, а сроки погашения – порядка пяти лет, то по EFF деньги выдаются, как правило, в течение четырех лет, и гасятся в течение десяти лет. Понятно, что такие условия для Украины лучше учитывая то, что уровень золотовалютных резервов у нас, мягко говоря, небольшой. По состоянию на начало года у нас было порядка 7,5 млрд долл. ЗВР. Этих денег явно недостаточно, их не хватит даже на покрытие трех месяцев импорта – показатель, который считается критическим.

Понятно, что в этой ситуации мы заинтересованы в том, чтобы снизить тот пик выплат, которые приходятся на этот год.

Еще очень проблемный момент – это те три миллиарда долларов, которые были взяты правительством Азарова-Януковича в декабре 2013 года, по которым сейчас Россия имеет право требовать досрочного погашения, потому что в условиях этого заимствования было требование, что Россия получает такое право, если долг Украины превышает 60% ВВП.

Понятно, что в такой ситуации наиболее для нас дешевое финансирование в плане ставок – это кредит МВФ. По той же программе stand-by ставка составляет порядка 3%. Понятно, что Украина сейчас будет все больше занимать. Сейчас речь идет, во-первых, об увеличении суммы, и суммы называются где-то от 15 до 27 млрд долл., и во-вторых, о переводе на другую программу с большими сроками погашения».

«Вероятность получения денег МВФ высока»

«Вероятность получения денег МВФ я расцениваю достаточно оптимистично, хотя есть ряд факторов, которые играют против этого. Думаю, что если даже если Украине не удастся получить той суммы, которая нам нужна, финансирование будет продолжено. США, которые имеют порядка 17% в совете управляющих МВФ, так или иначе будут заинтересованы в том, чтобы Украина получила достаточное финансирование. Америка заинтересована по политическим причинам.

МВФ часто критикуют за то, что он дает деньги не просто так, а под реформы, и, как правило, эти реформы являются довольно жесткими и оцениваются антисоциально. МВФ требует сбалансирования бюджета и системы государственных финансов. Как правило, сбалансирование достигается путем сокращения роста выплат по социальным программам, льготам и т.д. Я не могу сказать, что те вещи, которые были сделаны в рамках изменения бюджета, налогового законодательства, являются полноценными реформами, но все-таки аспект экономии государственных средств они несут.

Конечно, МВФ будет настаивать на полноценных реформах, т.е. реформах в сфере налогообложения и администрирования налогов. Речь идет также о внедрении более эффективных механизмов антикоррупционного законодательства. Думаю, наверняка это коснется и государственных закупок, поскольку здесь нарушения всегда были серьезными, а потери – очень большими.

Думаю, что финансирование в любом случае будет продолжено, просто если Украина будет все-таки настаивать на переходе на эту программу EFF, требования будут более жесткими. Правительству и парламенту придется проводить уже более масштабные изменения в экономической сфере.

Стоит добавить также, что получение кредита МВФ является позитивным сигналом и для других международных финансовых организаций. Немало проектов в Украине финансируется Мировым банком, просто тут разные сферы приложения средств. Деньги МВФ, как правило, идут в золотовалютные резервы, редко – в государственный бюджет. Деньги Мирового банка – это больше на инфраструктурные проекты, это поддержка финансового сектора, всевозможные проекты инфраструктуры. Есть также проекты ЕБРР и других финансовых организаций. Все эти вопросы тоже завязаны на то, как будет протекать наше сотрудничество с МВФ, поскольку это определенный сигнал для инвесторов».

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини