xcounter
Calendar Icon

Анатолий Гриценко: Украина идет на неоправданные уступки России

13.08.2015 14:09

Выполнение последней волны мобилизации на 50% связано с разочарованием украинцев. Экс-министр обороны Украины Анатолий Гриценко отмечает, что по сей день в Украине нет стратегии развития армии. Не исключено, что 2016 год, не смотря на обещания о проведении реформ и построении армии, будет так же потерян. О проблемах мобилизации, разочаровании людей и ответственности Президента за происходящее Анатолий Гриценко рассказал в интервью FaceNews.

Выполнение последней волны мобилизации на 50% связано с разочарованием украинцев. Экс-министр обороны Украины Анатолий Гриценко отмечает, что по сей день в Украине нет стратегии развития армии. Не исключено, что 2016 год, не смотря на обещания о проведении реформ и построении армии, будет так же потерян. О проблемах мобилизации, разочаровании людей и ответственности Президента за происходящее Анатолий Гриценко рассказал  в интервью FaceNews.

Анатолий Гриценко
Анатолий Гриценко

О чем может свидетельствовать выполнение шестой волны мобилизации по состоянию на август лишь на 50%?

Если мы не хотим как страус прятать голову в песок, то должны честно сказать, что ситуация изменилась. Год назад в военкоматы стояли очереди и люди были готовы идти на фронт и шли на фронт. Спустя год ситуация стала иной. Будем откровенны: очереди в военкоматы стоят, чтобы дать взятку и не быть мобилизованным. А многие молодые люди вообще покидают страну, сбегают в другие государства, чтобы не идти в армию или Национальную гвардию.

Это очень серьезная проблема. Если говорить о ее причинах, то люди все видят. Они же слышат, что наш Президент готов подписать любые Минские или не Минские, а Кремлевские соглашения, готов сломать через хребет Конституцию, готов согласиться на то, чтобы мы финансировали террористов и все им простили – деньги, убийства, пытки. Когда у людей есть осознание, что все – для фронта и победы, тогда вопрос – зачем это все. Это с одной стороны. 

С другой стороны, за это время люди увидели, что власти назначают бездарных военачальников, начиная с начальника Генерального штаба и министра обороны, получающих котлы и гибели вместо побед. Люди увидели, что государственная машина без общества и волонтеров абсолютно не способна обеспечить то, что должна гарантировать – безопасность, мир и покой. Это разочаровывает людей. 

Те, кто чуть глубже вникает в суть ситуации, ставят более взрослые и глубокие вопросы. Например, если у нас не война, не военное положение, а антитеррористическая операция, почему главную скрипку играет не СБУ и спецподразделения, как это предвидит закон, а армия. Если нет войны, то откуда взялась тема мобилизации вообще?

Люди слышат, например, последнее заявление Президента, что на оккупированной территории находится 9 тысяч российских солдат. Другие заявляют, что число террористов составляет 30 или 35 тысяч. Тогда возникает вопрос – зачем мобилизация для удержания наступления такого масштаба, ведь по всем канонам боевых действий известно, что наступающих должно быть хотя бы в три раза больше, чем тех, кто обороняется. Поэтому для сдерживания 30 тысяч достаточно развернуть пять бригад и все.

Зачем мобилизация? Зачем людей призывать в запас с мирной жизни? Ответов на эти вопросы нет. Это разочаровывает людей, и они отворачиваются от государства. Вместо объединения духа страны, объединения нации мы сталкиваемся с ситуацией, когда люди не хотят защищать свое государство. 

Я уже не говорю о моральном измерении, когда Верховный главнокомандующий является миллиардером, олигархом, бизнесменом. Более того, он продолжает свой бизнес на вражеской территории. И он как бизнесмен платит в российский бюджет налоги, на которые содержится российская армия.

Минобороны заговорило об очередных волнах мобилизации. Это будет продолжаться бесконечно?

Дать ответ на этот вопрос я не могу, поскольку предвидеть, что сделают или вытворят власти, очень сложно. Существует логика, определенная Конституцией и законом. В случае угрозы террористического характера проводится антитеррористическая операция под руководством первого заместителя руководителя СБУ. И тогда главную скрипку играет СБУ, а в случае потребности присоединяются подразделения других силовых структур. Это первый вариант. Поэтому, к сожалению, АТО – это фикция. Не может АТО длится полтора года.

Есть другой вариант, предусмотренный законом. В случае угрозы территориальной целостности или вражеского наступления действует закон об обороне и закон о правовом режиме военного положения. Президент, хочет того или нет, обязан ввести режим военного положения. В таком случае вполне обоснованной является мобилизация всех ресурсов – и государственных, и человеческих. Тогда Президент как Верховный главнокомандующий создает ставку Верховного главнокомандующего на основе Генштаба и руководит военными операциями. Не генерал-лейтенант СБУ, а Петр Алексеевич Порошенко. Это предусмотрено законом. Поскольку этого не сделано, говорить о том, как будут действовать власти, мне очень сложно. Логика здесь отсутствует.

Правильно ли переводить армию на контрактную основу сейчас, когда идет война на Донбассе?

Давайте уточним вопрос. Есть стратегическое направление, которое реализовывалось в предыдущие годы, особенно в 2005-2007 годах. Тогда заданием было до 2010 года полностью перевести армию на контрактную основу и построить добровольную контрактную армию, опираясь на профессионалов. Этот подход остановлен, и президент Порошенко возобновил призыв на срочную службу. Я бы этого не делал.

Вопрос, скорее всего, относится к заявлениям министра обороны Полторака и Генштаба о том, чтобы установить короткие сроки контрактной службы для тех, кто уже мобилизован. Речь идет о переводе на контракт не всей армии, а предоставлении мобилизованным возможности подписать контракт на полгода или год, стать контрактниками, получить стаж военной службы и предусмотренные законом льготы. Необходимо ли это делать? Если есть желающие подписать контракт на год, то это нужно делать. Я в этом не вижу никаких минусов. Но это не имеет отношения к стратегическому переходу на контрактный принцип комплектации.

Финансирование армии находится на достаточном уровне?

С точки зрения развития современной армии 2014 год как финансовый был полностью потерян. Так же потерян 2015 год, и сейчас существует большая угроза, что потерян будет и 2016 год. Это связано с тем, что нынче формируется бюджет на следующий год, в начале сентября Кабмин должен внести в Парламент проект бюджета. Уж прошло полтора года после Майдана и до сих пор не разработана государственная программа развития вооруженных сил, не утверждена правительством программа развития вооружений и военной техники. В случае отсутствия  двух этих важных документов, нет обязательных правительственных ориентиров для финансирования.

В таком случае направления развития армии будет определять не Президент, не министр обороны, не Генштаб, а министр финансов. Эта государственная программа вводится в действие указом Президента. В этой же программе расписано, что должно сделать государство и его структуры, включая Минобороны и Генштаб, с точки зрения направлений реформирования в течение года. Когда этого документа нет, происходит движение в полутьме. Значит, никакой стратегии развития армии на ближайшую перспективу нет. Нет документа, подписанного Порошенко или Яценюком и подкрепленного соответствующими параметрами финансирования на каждый последующий год, который определял бы схему развития армии. Вот почему 2016 год, скорее всего, будет так же потерян при всех рассказах о проведении реформы и построении армии.

В Генштабе все время подчеркивают, что на передовой находятся только силы ВСУ. Какая роль отводиться добровольческим батальонам?

Где-то с лета прошлого года видели опасную тенденцию – добровольческие батальоны бросали буквально на передовую. Это происходило вместо того, чтобы в боевые столкновения сначала включались подготовленные части вооруженных сил, а потом добровольческие батальоны. Добровольческие батальоны часто именовали «штурмовыми» и кидали вперед – молодые парни гибли.

А сейчас добровольческие батальоны отводят. Вроде бы позитив, но с другой стороны мы видим, что в политическом аспекте, как по мне, президент Порошенко идет на неоправданные уступки Путину, соглашаясь создать демилитаризованную зону шириной в 30 км.

Эти батальоны отводят в первую очередь, потому что они не хотят выходить, сдавать территории, за которые гибли. Также они не хотят воспринимать ситуацию, нужно будет отойти оттуда, а в постройку укреплений были вложены миллиарды. Вопрос: зачем были все эти укрепления построены, если их легко проломить. То есть, проблемы гораздо глубже, чем отношение к добровольческим батальонам.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини