Сильный ливень в Киеве, который 25 июля парализовал город и нанес ощутимый ущерб его инфраструктуре, стал настоящим вызовом для властей столицы.
Мэр Виталий Кличко признал, что город недостаточно готов к подобной непогоде – в частности из-за проблемы с ливнестоками и системой канализации, - хотя и сослался на "чрезвычайный" характер ситуации. По данным главы управления по вопросам чрезвычайных ситуаций КГГА Романа Ткачука, 25 июля в украинской столице за три часа выпала трехмесячная норма осадков.
Однако случай Киева – далеко не единственный в мире, где обильные ливни имеют катастрофические последствия в силу недостатков городского планирования, а также проблем с подземными коммуникациями.
НВ собрало основные причины регулярного "подтопления" мегаполисов из-за дождей, а также лучшие примеры мирового опыта решения подобных проблем.
Почему "плывут" мегаполисы - три причины
1. Стремительная урбанизация и "бетонирование" городов
В августе 2017 года около 2 тыс. человек были эвакуированы из американского Хьюстона - мегаполис и пригороды затопило после сильных ливневых дождей, вызванных ураганом Харви. Однако причиной катастрофической ситуации стало не только стихийное бедствие, но и проблемы самого города, пришли к выводу американские специалисты. Ведь в течение последних лет Хьюстон регулярно подтапливало после мощных ливней – последствия Харви стали как минимум третьим крупным наводнением за последние три года.
Корень этой проблемы – стремительное разрастание города в последние десятилетия, за которым не поспела городская дренажная система. К тому же, урбанизация резко сократила объем зеленых зон в Хьюстоне - на смену им пришли бетонные и асфальтные покрытия, не способные впитывать воду. Об этом в комментарии американскому изданию Vox рассказал Фил Бэдинт – инженер, возглавивший научную группу в местном Университете Райса, которая занималась изучением хьюстонских наводнений.
"У нас было много скачков развития в 60-х, 70-х, 80-х годах, создавших эту бурную городскую экспансию, - пояснил Бэдинт. - Строительство шло по примеру Дикого Запада. Дренажная система не поспевала".
С 2000 года население мегаполиса вместе с ближайшими пригородами выросло почти вдвое, достигнув 4 млн жителей. "Хьюстон залил бетоном прибрежные прерии, которые раньше впитывали [дождевую] воду", - писал The Economist. С 2010 года там построили более 8,5 тыс. зданий.
2. Халатность чиновников и коррупция, мешающие городскому планированию
В декабре 2015 года сезон мусонных дождей принес настоящее бедствие в индийский мегаполис Ченнаи, где живет около 5 млн человек.
Ливни затопили большую часть города, в некоторых местах вода достигла уровня 1,5-2 м. Около 60% жителей остались без электричества, 40% - без мобильной связи. В мегаполисе закрыли все образовательные учреждения, остановили заводы и фабрики, закрыли аэропорт, практически прекратилось транспортное сообщение. Жертвами наводнения стали более 300 человек.
И хотя объем выпавших осадков действительно был чрезвычайным, расследование катастрофы указало на то, что к ней привели прежде всего последствия хаотичного развития Ченнаи - бесконтрольного со стороны властей. В то время как для прибрежного города было критически важно сохранить естественные пути оттока воды – низинные поймы окрестных рек и болотистые заводи в окрестностях города.
По данным местной исследовательской группы Care Earth, площадь застройки города за последние десятилетия выросла в девять раз – с 47 кв.км в 1980-м до 402 кв.км. в 2012-м. При этом площадь окрестных водно-болотных угодий, являющихся естественной дренажной системой Ченнаи, за это время сократилась в 2,5 раза – с 186 кв. км до 71 кв. км.
Тоннель SMART может работать в трех режимах. В первом необходимость отвода воды отсутствует. В условиях умеренных дождей активируется второй режим: вода отводится через тоннель в нижней части магистрали, тогда как трасса остается открытой для автотранспорта. В случае же сильных стихийных бедствий тоннель полностью закрыт для автомобилей и все три уровня общей емкостью 3 миллиона кубометров служат для отвода критических объемов воды.