Умирающий Киев

20.03.2017 в 16:49 | Кристина Абрамовская, «Новое Время»

​Если сравнить Киев с живым организмом, то он вообще непонятно как функционирует – многие его части поражены гангреной, пробраться сквозь них невозможно, а оживить их никто и не пытается.

Недавно застряла в час пик на Петровке. Не знаю, что стало причиной, но машины встали наглухо со всех сторон, тревожно плакали сирены “Скорой помощи”, сигналили водители, забито было все – и полоса общественного транспорта, и прилегающие тротуары. Водители готовы были прыгать на отбойники и делать хотя бы что-то, только бы вырваться из этого ада, но весь город спешил домой на окраины в семибальных пробках.

Почему так происходит? Дело не только в плохих дорогах и безответственных водителях, в отсутствии нормального общественного транспорта и толковой системы работы светофоров. Если сравнить Киев с живым организмом, то он вообще непонятно как функционирует – многие его части поражены гангреной, пробраться сквозь них невозможно, а оживить их никто и не пытается.

У урбанистики есть несколько важных правил, выстраданных тысячелетиями с тех пор, как какой-то кочевник додумался осесть в этом прекрасном месте на холме у реки и окружить его стеной. Тогда он еще не предполагал, во что выльется его изобретение – мегаполисы, напоминающие гигантские ульи, тому доказательство. Людям все больше и больше нравится жить в городах, они массово переезжают из сел поближе к супермаркетам и кинотеатрам. Этот процесс можно будет остановить только после изобретения телепортации, не раньше.

А пока приходится учитывать некоторые нюансы. Самый главный: город – это для пешеходов. Не для вот этих металлических воняющих гробов, из-за которых невозможно пройти ни по улице, ни по тротуарам. И в связи с концепцией “город для пешеходов” – любые подземные и надземные переходы – это зло, от которого в цивилизованном мире стараются уже избавляться, чтобы пешеходам не приходилось преодолевать препятствия.

Как же обойтись без автомобилей? А вот так – построить максимально компактный город, где всюду можно дойти пешком. Я работаю на прекрасно распланированном Подоле, сразу за которым начинается такая унылая промзона, что не верится – ведь буквально за поворотом бурлит хипстерская жизнь. Если бы градостроителям прошлого сказали, что прямо в центре их компактной крепости можно выстроить пустырь, занимающий половину всего пространства – они не поверили бы и на всякий случай отрубили кому-нибудь голову.

Но почти в центре Киева есть огромное пустое пространство, забитое складами сантехники, СТО, автомойками, чисткой форсунок и скупкой палет. Его бы очистить от этого мусора и оживить, застроив домами, отдав пустые склады художникам под мастерские, галереи или парки развлечений. И престижный Подол не заканчивался бы на кинотеатре Жовтень, а плавно перетекал в Куреневку и Петровку с модными снова-таки блошиным и книжным рынком и торговыми центрами.

На набережную Днепра невозможно смотреть без содрогания, с ее клошарами и неизменным запахом урины и выхлопных газов – в центре любой европейской столицы и менее экспрессивные реки выглядят гораздо лучше. Робкие попытки облагородить ее упираются в огромную опухоль порта (seriously? На Днепре есть судоходство?) Что важного происходит за этими заборами, ради чего пришлось перекрыть доступ к реке на таком огромном пространстве? Неужели автомойки, склады и “развал-схождение” важнее культурного досуга горожан?

Если проанализировать Киев, то таких мест с пустырями, давно закрытыми производствами, пустующими развалинами – более чем достаточно, чтобы не осваивать Академгородок за пределами окружной дороги, увеличивая нагрузку на и без того перегруженные дороги (отсутствующий общественный транспорт, привет!), или чтобы не строить кошмарные вертикальные фавелы на Харьковском или Позняках. И при этом не пришлось бы вырубать так любимые всеми деревья и застраивать парки, разрушать Сенной рынок и детские площадки. А киевлянам – не проводить столько времени в маршрутках, в пробках за рулем, пытаясь добраться с работы домой и обратно. А освободившееся время – потратить на самообразование в области хорошего вкуса (чтобы не было потом ужасных пластиковых балконов и кондиционеров на домах XIX века)

Для сравнения – площадь Парижа, где проживают 2,244 млн. человек - 105.4 км². Площадь Киева - 839 км². Даже при количестве проживающих - 2,804 млн. человек это все равно в пять раз меньшая плотность населения, чем в Париже, который занимают и огромные музеи (не чета киевским), и парки, и королевские дворцы.

Но в Киеве никто не озабочен планом развития города. Нет внятной стратегии застройки, есть только интересы разных групп лиц, хаотично застраивающих микрорайоны без инфраструктуры, разрывая и без того умирающий город на части. Все эти пустыри и мусорные места кому-то же принадлежат – кому неинтересно, что будет с Киевом завтра, потому что хочется побольше урвать уже сегодня.

В других городах то же самое – никогда не забуду прекрасный дом в стиле “модерн”, мимо которого проезжала каждый день в детстве. Недавно рассказали знающие люди, что во время перестройки и приватизации его захапал себе какой-то чиновник, но не смог дать ему ладу, в результате чего дом пришлось снести. Теперь на его месте парковка – прекрасное культурное наследие потомкам. Но это, к сожалению, уже совсем другой вопрос.

Читайте FaceNews в Google Новости

Популярные видео на YouTUBE

Google тестує браузер Disco, Meta готує конкурента GPT-5, а Пентагон масово впроваджує генеративний ШІ
WSJ: «мирний план» Трампа для України може супроводжуватися великою бізнес-угодою з РФ — що відомо
«Єрмака прибрали», але правила гри лишилися: про що говорять Шабунін і Ніколов
Кінець Голлівуду? Runway Gen-4.5, переклад у навушниках від Google та «ШІ-офіс» 2025: що реально змінилося
Битва за нанометри: як санкції змусили Китай піти ва-банк у виробництві мікрочіпів
Як Зеленський здобував і втрачав друзів: ключові фігури з оточення президента у версії «Телебачення Торонто»
Time назвав «архітекторів штучного інтелекту» Людьми року 2025
Чому Земля перетворилася на «сніжну кулю» майже на 100 мільйонів років
Все видео

Лента новостей

Євросоюз запровадив нові санкції проти тіньового флоту РФ
🕑 49 хвилин тому
В усі райони Одеси повернули теплопостачання після російської атаки
🕑 1 годину 11 хвилин тому
Сьогодні з Європою підпишуть документ, який стане базою для припинення вогню, - "Ванга" з ОП
🕑 1 годину 46 хвилин тому
Плюс 14 млрд грн до держбюджету: Uklon, Bolt, Uber та Glovo підтримали "податок на OLX" (фото документа)
🕑 2 години 42 хвилини тому
"Сьогодні підпишуть документ": переговори Зеленського з американською делегацією у Берліні завершилися
🕑 5 годин 32 хвилини тому
ФІДЕ повернула прапори росіянам і білорусам
🕑 5 годин 42 хвилини тому
Око за око, блекаут за блекаут: Бєлгород і Ростов без світла і опалення (відео)
🕑 6 годин 22 хвилини тому
Знову «Будапештський меморандум»? У Києві попереджають про ризик «паперових гарантій» у мирних переговорах
🕑 8 годин 39 хвилин тому
Німеччина стягує війська на кордон Польщі з Білоруссю та РФ
🕑 вчора
У Криму бензин знову за талонами та картками: у "Мінпалива" у всьому звинуватили... погоду
🕑 вчора
Генштаб підтвердив ураження важливих об'єктів в Росії та в окупації: куди прилетіло, відео
🕑 вчора
Повне відео теракту в Сіднеї: 10 хвилин ісламісти розстрілювали людей на святі Xанука
🕑 вчора
У США чоловік влаштував стрілянину в університеті під час іспитів: є убиті та поранені (відео)
🕑 вчора
"Росіяни повинні піти на компроміс": Зеленський у Берліні зробив заяву, від чого це залежить
🕑 вчора
Консерви — це склади НАТО, а візки — ударні БПЛА: у Запоріжжі приліт по АТБ (фото, відео)
🕑 вчора
Все новости