Что не так в Украине с армейскими внедорожниками

11.09.2019 в 12:16 | Михаил Жирохов, «Деловая Столица»

Война на Донбассе подняла огромное количество проблем в обеспечении армии. Одно из самых болезненных - явная изношенность автомобильного парка.

И если с грузовиками по состоянию на сегодня ситуация более или менее стабилизировалась, хотя замены для ГАЗ-66 до сих пор нет, то проблема с армейскими внедорожниками осталась.

Поныне основу парка армейских легковушек составляют "командирские" УАЗ 469 советского образца. Эти машины фактически уже разваливаются на ходу, так как им минимум по 35-40 лет. Попытки заменить их "хаммерами" провалились - поставки от американцев были явно не очень большие, к тому же без запасных частей. Не решили вопрос и массовые отправки бэушных внедорожников, которые в 2014-2015 гг. волонтеры скупали буквально по всей Европе. Хотя их и ограниченно ставили на учет в частях, однако очень быстро выбили ресурс.

В итоге в 2015 г. военные объявили конкурс на замену "уазика". Одни из основных условий была как минимум сборка образца на территории Украины и полное обеспечения запасными частями.

После долгих испытаний только весной 2018 г. был объявлен победитель конкурса - пикап "Богдан-2351". Фактически это такой себе военный вариант гражданского образца - полноприводного Great Wall Wingle 5 от китайского производителя, который собирается на Черкасском автосборочном заводе. Который, в свою очередь, является не чем иным, как китайской репликой японского пикапа Isuzu Rodeo.

Практически сразу в войска была отправлена небольшая партия машин, которые использовались в ходе проведения войсковой операции на Донбассе. Однако достаточно быстро военные выдвинули целый ряд претензий, на устранение которых понадобилось больше года. И вот буквально на днях представители завода заявили о том, что приступают к серийному производству "Богдан-2351" в рамках Государственного оборонного заказа.

Какие изменения были внесены в конструкцию и сколько машин будет покупать армия, - коммерческая тайна. Однако стоит обратить на отличия военного варианта от гражданского. Итак, прежде всего обращает внимание усиленная ходовая часть (с другими амортизаторами, торсионами и рессорами), внедорожная резина, а также конечно - так называемый "кенгурятник" с возможностью установки лебёдки.

Но есть пара серьезных вопросов. Например, самая проблемная часть гражданских машин - топливная система. Ведь качество армейского топлива общеизвестно - по словам военных "машина кушает то, что осталось от заправки танка", и оно совсем несовместимо с "нежной" гражданской системой.

Причем это не теоретические выкладки. Армейцы уже имеют опыт эксплуатации санитарных "Богдан-2251". Машины первых партий фактически разваливались после прохождения восьми тысяч км пробега: отказывали амортизаторы ходовой части, большие проблемы были и с топливной системой.

Машины дорабатывали - где в полевых условиях, где отправкой в Черкассы, однако в целом эти авто по-прежнему остаются недоведенными до ума. Хотя армия и закупает их десятками.

Еще один важный вопрос: цена. Хотя военные и представители завода о цене не говорят, но, например, новый гражданский Great Wall Wingle 5 2017 г. производства в Украине не так давно стоил 588 тыс грн. С большой долей вероятности можно говорить, что при закупках армией цена его возрастает если не в разы, то весьма значительно.

Таким образом, можно говорить только о временном решении проблемы замены парка "уазиков". В мире практически нет ни одной более или менее современной армии, в которой армейские машины были фактически доработанными гражданскими моделями. Ведь достаточно жесткие условия эксплуатации накладывают очень серьезные ограничения. К тому же говорить о том, что "Богдан" - украинский автомобиль, мягко говоря, кривить душой. Ведь машинокомплекты приходят готовыми из Китая, а в Черкассах их разбирают, устанавливают дополнительные опции (которые снова-таки приходят из Поднебесной), красят и отправляют в армию.

Собственного производства запчастей просто нет. И как будет работать вся эта связка в случае массовой закупки армией, скажем, нескольких сотен машин, совершенно непонятно. Сможет ли китайский производитель обеспечить эксплуатацию такого количества машин? И что будет, например, в случае с поломкой двигателя - кстати, до сих пор непонятно, что именно будут устанавливать - китайский вариант или лицензионный SsangYong.

Поэтому, собственно говоря, напрашивается только один вариант ближайшего будущего - развертывание полноценного лицензионного производства подобной машины армейского образца - причем по полному циклу: от двигателя до последнего болтика. И да - это будет дорого и непросто, так как несмотря на наличие, например, Кременчугского автомобильного завода, некоторые позиции узлов и агрегатов у нас просто не производятся, и начинать все придется с нуля. Но другого выхода нет.

А вот варианты есть - стоит хотя бы обратить внимание на ближайших соседей. В той же Польше производятся внедорожники марки Honker. Причем машина предлагается с различными типами кузовов: мягким и жестким верхом, а также как пикап и шасси с кабиной. Из преимуществ - изначальная ориентированность на армию и собственный дизельный двигатель Andoria ADCR, который отвечает экологическим стандартам Евро 5.

И кстати, такие машины уже побывали на Донбассе - купленные волонтерами, они вполне удачно зарекомендовали себя в ходе эксплуатации в добровольческих подразделениях - например, в батальоне "Днепр-1".

То есть может быть есть смысл не тратить деньги, которых и так не хватает на китайские "поделки", а сразу начать работу в другом, более перспективном направлении? Тем более что ныне военно-техническое сотрудничество с Польшей находится на довольно высоком уровне, и вопросы, например, развертывания серийного производства могут быть решены достаточно оперативно.

Читайте FaceNews в Google Новости

Популярные видео на YouTUBE

Розлите пиво в ДТП заблокувало рух трасою у США (відео)
В Києві муніципали запобігли самогубству 30-річної жінки (відео)
БМП Bradley "розмазала" ворожу техніку (відео)
Яскравий спалах освітив нічне небо в Україні (відео)
У Києві на Хрещатику сталася масова бійка (відео)
Бійці "Помсти" знищили кросові мотоцикли окупантів (відео)
Окупант палкою "стріляв" по українському дрону (відео)
"Айдар" взяв у полон групу окупантів біля Часового Яру (відео)
Все видео

Лента новостей

Шість тіл виявили в Тисі за один день (фото)
🕑 21 хвилину тому
Чиновників, що вимагали хабар у фермера затримали у Вінницькій області (відео)
🕑 9 годин 51 хвилину тому
У Чернігові в банку відбувся потужний вибух (фото)
🕑 12 годин 51 хвилину тому
Син Тягнибока був поранений на фронті (фото)
🕑 15 годин 51 хвилину тому
Сморід страшенний: у Кропивницькому техногенна аварія та масштабна пожежа (відео)
🕑 17 годин 26 хвилин тому
Помер легендарний футбольний тренер Сесар Луїс Менотті
🕑 20 годин 29 хвилин тому
У Швеції відбулася церемонія відкриття Євробачення-2024 (відео)
🕑 21 годину 51 хвилину тому
Китай буде співпрацювати з Францією для вирішення "української кризи"
🕑 вчора
У Росії закінчується місце на головному військовому цвинтарі, якого мало вистачити на 200 років
🕑 вчора
В окупованому Бердянську ліквідували організатора катівень (відео)
🕑 вчора
В Міноборони пояснили, як оскаржити висновок ВЛК
🕑 вчора
В РФ оголосили в розшук президента Зеленського
🕑 позавчора
Валютна лібералізація: НБУ оголосив найбільші пом'якшення для бізнесу
🕑 позавчора
Ухилянт пред'явив на кордоні довідку ВЛК із майбутньою датою (фото)
🕑 3 дні тому
Прикордонники завадили вивезти скрипку Страдіварі за кордон (фото)
🕑 3 дні тому
Все новости